«Сегодня коммерция побеждает — не здравый смысл побеждает, не историческая справедливость, а именно коммерция. Коммерция задушила историю»

Почему в Севастополе нет мемориального комплекса Героической обороне Севастополя? Интервью

Александр Дейнека. Оборона Севастополя. 1942
Александр Дейнека. Оборона Севастополя. 1942

Ветераны Великой Отечественной войны, отдавшие свои силы и жизни за защиту Родины, сегодня не устают бороться за достойное увековечение памяти подвигов ее защитников.

Одним из наиболее значимых примеров такой борьбы в Крыму стал мемориальный комплекс, посвященный Героической обороне Севастополя 1941–1942 годов. Идея его создания начала формироваться еще в 70-х годах прошлого века, когда ветераны начали активно выступать за необходимость возведения памятников, способных отразить величие и трагизм тех событий.

Важно отметить, что Севастополь называют городом двух оборон из-за его значительной роли в истории России, связанной с двумя ключевыми оборонительными событиями: Обороной Севастополя в Крымской войне (1853–1856) и Героической обороной Севастополя во время Великой Отечественной войны (1941–1942).

В 1854 году Севастополь стал ареной тяжелых боев между союзными силами Британии, Франции, Османской империи и российской армией. Город подвергся длительной осаде, которая продолжалась почти год.

В годы Великой Отечественной войны Севастополю вновь пришлось обороняться, теперь уже от немецко-фашистских захватчиков. Он стал не просто городом на карте, а настоящим символом мужества, стойкости и самоотверженности. С первых дней войны, когда враг безжалостно рвался к его стенам, защитники города проявили невероятную храбрость, став живым воплощением самопожертвования и любви к Родине. Именно поэтому бои на территории города в 1941 — 1942 годах, которые длились 250 дней, принято называть Героической обороной Севастополя.

Тогда каждый защитник города — от рядового до командира — стал частью великого дела, олицетворяя дух народа, который не хотел мириться с фашистским гнетом. Севастопольская оборона продемонстрировала удивительную сплоченность и единство. На защиту города встали все его жители — от мала до велика, включая стариков, женщин и детей. Именно поэтому город стал символом несгибаемого духа народа, который сражался за свою землю и сохранял волю к Победе. Героическая оборона Севастополя завершилась трагически, но в сердцах людей осталась память о том мужестве, которое они проявили. Город стал вечным памятником всем тем, кто отдал свои жизни ради будущих поколений. Его улицы хранят воспоминания о подвигах и героизме защитников города.

В советское время понимали важность увековечивания памяти о тех событиях, чтобы передать её следующим поколениям. И в 80-е годы работа над мемориалом была начата: был заложен фундамент монументального памятника Солдату и Матросу, который должен был стать архитектурной доминантой всего комплекса. Также начались работы по созданию здания музея, которое должно было стать хранилищем памяти о героизме защитников города-героя.

Однако с распадом Советского Союза строительство остановилось, и мечты о мемориале на долгие годы оказались под завалами перестройки.

В украинские времена ветераны Севастополя и командование Черноморского флота всё же сумели завершить строительство памятника, но вопрос создания музея остался нерешенным. Но местные жители и ветераны продолжали надеяться на то, что их чаяния будут услышаны властями.

С воссоединением Крыма и Севастополя с Россией в 2014 году у севастопольцев вновь появилась надежда на реализацию давно задуманных планов. В 2017 году президент России Владимир Путин откликнулся на призывы общественности и поручил властям начать проектирование мемориального парка и музея на мысе Хрустальном. Это решение стало символом признания подвига защитников Севастополя и надеждой для жителей Города-героя.

Однако местные власти не учли ни мнения граждан, ни указания президента. Вместо того чтобы возобновить работы над мемориальным комплексом, они снесли недостроенное здание музея и начали строительство объектов так называемого культурного кластера.

Губернатор Михаил Развожаев уверяет горожан, что музей будет построен, но многие севастопольцы опасаются, что он станет лишь «припиской» к уже завершенным проектам, а не самостоятельным памятником. С каждым годом надежды ветеранов о создании масштабного мемориала по примеру Поклонной горы или Мамаева кургана становятся всё более призрачными.

Тема остается актуальной для севастопольцев, которые не устают напоминать властям о необходимости выполнения обещаний.

Так, 30 октября, в день 83-й годовщины начала второй героической обороны Севастополя, в Морской библиотеке имени адмирала М. П. Лазарева состоялся круглый стол под названием «Этот подвиг забыть нельзя!». Участники круглого стола — представители научного сообщества и гражданского общества города, а также школьники, студенты и ветераны Великой Отечественной войны — в очередной раз напомнили властям о невыполненном обещании.

Корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с одним из участников круглого стола — историком, писателем и художником Андреем Николаевичем Лубяновым об актуальности и перспективах реализации проекта по возведению в городе-герое мемориального комплекса, посвященного подвигу защитников Севастополя в ходе Второй героической обороны Севастополя 1941 — 1942 годов.

ИА Красная Весна: Андрей Николаевич, расскажите пожалуйста о себе. Чем вы занимаетесь и как род вашей деятельности связан с военной историей Севастополя?

Андрей Лубянов: Я являюсь инженером-кораблестроителем по основной профессии. По военной профессии я артиллерист, командир зенитной батареи, художник-маринист, заслуженный художник Крыма, именно как маринист. Сейчас можно сказать, что я просто историк, писатель и художник.

Раньше я также был военным корреспондентом, но я с этим делом «завязал» и просто продолжил заниматься историей флота, историей Севастополя, которой я занимаюсь уже много лет — сколько себя помню, столько занимаюсь.

В последние годы моя деятельность вылилась в книги, в альбомы. Я уж не говорю про сотни статей, которые я написал именно как краевед, как историк, как кораблестроитель и как военный репортер.

ИА Красная Весна: Мы все знаем, что на протяжении уже десятилетий ведутся споры относительно необходимости создания мемориального комплекса, посвященного героической обороне Севастополя 1941 — 1942 годов. Скажите, пожалуйста, как вы считаете, нужен этот мемориальный комплекс городу или нет?

Андрей Лубянов: Во-первых, у нас город-герой. Город выдержал две обороны. Вот, наверное, никакой город в России столько не выдержал, сколько выдержал Севастополь. Да, претерпевали поражения, но цена Севастополя была всегда в мире очень ощутима. И Севастополь знают во всем мире.

Героическая оборона Севастополя была исключительной. Просто исключительной. И, конечно, мне очень обидно, не только мне, но и многим ветеранам, с которыми я десятилетиями имел разговоры о том, что наш город не имеет такого музея или мемориального комплекса.

Иногда чиновники говорят: «Ну как же, вот есть диорама, есть 30-я батарея, недавно, 10 лет назад, появилась 35-я батарея. Есть музей Ревякина, подполье. Есть 365-я батарея, есть 11-я батарея».

ИА Красная Весна; Каким Вам видится этот мемориальный комплекс?

Андрей Лубянов: Имеющиеся в Севастополе музеи, посвященные Великой Отечественной войне — это все фрагменты, которые надо соединить и надо сделать великолепнейший музей, который, в принципе, мог бы не уступить музею Победы на Поклонной горе. Почему? Потому что Героическая оборона Севастополя вошла во многие исторические книги — не только у нас, но и на Западе — как беспримерное проявление массового героизма и стойкости. Она очень сильно и ярко прозвучала в мире. У нас много героизма, много вот таких героических моментов, как, например, при обороне Микензиевых гор. Мы располагаем богатым материалом, который обязательно должен быть систематизирован именно в каком-то одном месте.

Я считаю, что обязательно этот мемориал должен быть. Именно военно-исторический музей, понимаете? Именно музей Героической обороны города. Обязательно.

ИА Красная Весна: Вы уже упомянули о том, что некоторые представители властей говорят о том, что у нас в Севастополе и так достаточно музеев, посвященных этой теме. И вот как раз-таки речь-то шла на протяжении всех этих лет о том, что этот мемориальный комплекс должен располагаться именно на мысе Хрустальном. И, собственно, в поручении президента 2017 года также говорилось о том, что мемориальный комплекс должен быть именно на мысе Хрустальном. В итоге там идут работы по строительству культурного кластера и многих других объектов. И власти уже говорят о том, там будет создан краеведческий музей, который будет освещать всю историю России — начиная с древних времен и заканчивая Крымской весной. Как вы считаете, такой вариант приемлем в качестве альтернативы?

Андрей Лубянов: Если говорить о музее Героической обороны Севастополя и сравнить его с краеведческим музеем, то это, конечно, разные категории. Почему? Потому что у краеведческого музея совсем другие цели. Краеведческий музей — это зарождение Севастополя, строительство Севастополя, в том числе, создание флота. Он должен содержать какие-то моменты природные, какие-то — культурные, какие-то еще. То есть это всё, конечно, нужно. У нас, кстати, краеведческого музея нет. Это тоже минус большой.

А музей Героической обороны Севастополя — это отдельная глава. Вот у нас есть панорама, да? Там худо-бедно, но, в общем-то, представлено событие первой обороны. И эту панораму знают все. А вот оборону города в годы Великой Отечественной войны у нас практически не знают. Можно сказать, даже вообще не знают.

ИА Красная Весна: Андрей Николаевич, расскажите пожалуйста, какое значение для исхода Великой Отечественной войны имела Вторая оборона Севастополя?

Андрей Лубянов: Что такое Героическая оборона Севастополя? Это бои на дальних подступах к городу, под Бахчисараем, сражения в Бельбекской долине, Микензиевы горы, Балаклавские высоты, мыс Херсонес и прочее — богатейшая фактура. Есть с кого брать пример. Героические батареи — 30-я батарея, 365-я батарея, 366-я. Даже немцы всем этим батареям дали названия, такие как Форт Ленин, Сталин, ГПУ, ЧК, Сибирь, Волга и так далее.

То есть все эти опорные пункты, которые стояли, — как многие немецкие документы отмечают, — до последнего человека — вот прям в документе это есть — это всё должно быть собрано здесь, в фондах мемориального комплекса.

По Севастополю стреляла пушка «Дора» — она же больше нигде не стреляла, только здесь. Тоже интересный момент. У нас 30-я батарея воевала, пока ее не подавили мортиры «Карл». Героическая оборона Севастополя отличается и от обороны Москвы, и от обороны Сталинграда, и от обороны Ленинграда, и от обороны Курска.

Почему? Потому что наша оборона особенная. У нас здесь стык моря и берега, у нас здесь сбоку был Черноморский флот, а мы сидели на высотах, и сидели довольно долго, 250 суток. У нас было три наступления немцев, и только после третьего наступления нам пришлось оставить Севастополь с тяжелыми потерями.

Разговоры о строительстве этого комплекса начались еще в 70-х годах. В 74-м или 76-м году было принято первое решение о том, что именно где-то в районе мыса Хрустальный надо создать великолепный комплекс. Скульптуру «Солдат и Матрос» создали, а вокруг него должны были появиться танки, орудия, музейные залы.

В мемориальном комплексе должна быть отражена вся последовательность событий Героической обороны Севастополя: бои в ноябре, бои в декабре, прорыв фронта в марте, кровопролитнейшие бои в июне и в начале июля на мысе Херсонес. Ничего подобного до сих пор нет — непонятно почему этого нет.

Хотя власти «били себя в грудь» и говорили, что надо построить такой мемориальный комплекс. Власти и ветеранов заверяли, что их воля будет исполнена.

Изображение: Вячеслав Седых © ИА Красная Весна
Крым монумент Солдат и Матрос
Крым монумент Солдат и Матрос

ИА Красная Весна: Вряд ли севастопольцы увидят такой мемориальный комплекс на мысе Хрустальном, ведь территория почти застроена. Есть ли в нашем городе, на ваш взгляд, альтернативное место для возведения такого музейного комплекса?

Андрей Лубянов: Исходя из того, что пространство на мысе Хрустальном уже либо застроено, либо полностью распланировано под застройку, уже практически всем очевидно, что никакого мемориального комплекса и даже музея вряд ли мы там увидим. Но при этом жители Севастополя продолжают ратовать за это и говорят, что этот мемориальный комплекс нужен.

О месте музея споры ведутся давно. Но коммерция побеждает — не здравый смысл побеждает, не историческая справедливость, а коммерция. Коммерция задушила историю. И разговоры пошли такого рода: «Давайте мы сделаем этот музей на высоте Горной, еще где-то».

Но на высоте Горной музею не место. Он должен быть в центре города. Эта высота Горная где находится? Вот Сапун-гора, вот высота Горная, вот перевал. Если там и надо строить музей, то это должен быть музей освобождения Севастополя, потому что все бои в ходе освобождения города шли там. А музей Героической обороны Севастополя конечно надо делать в центре города. И место можно найти — было бы желание, вот в чем дело. А желания нет, вот в чем дело.

ИА Красная Весна: Есть такая информация, что в фондах музея обороны и освобождения Севастополя имеется 80 тысяч экспонатов, которые ждут своего часа. При этом у нас реализуются масштабные проекты, такие как Новый Херсонес, тот же культурный кластер, а мемориального комплекса, посвященного событиям, за которые город получил Золотую звезду героя, как не было, так и нет. Почему?

Андрей Лубянов: Через меня прошло столько статей на эту тему — ветеранов, краеведов, севастопольцев. И все выступают за этот музей. На протяжении 34 лет, когда я работал в газете «Флаг Родины», за этот музей бились сотни людей, десятки советов ветеранов береговых войск, авиации, морской пехоты, артиллерии, Черноморского флота. Все бились. Всех уверяли, что мемориальный комплекс построят. И всё время уводили общественность от этого вопроса, потому что, опять же, коммерция побеждала.

ИА Красная Весна: В чем, на ваш взгляд, заключалась бы главная задача этого мемориального комплекса?

Андрей Лубянов: Главная задача любого музея, конечно же, просветительская. И этот мемориальный комплекс не исключение. Давайте честно признаем, что о Героической обороне Севастополя уже толком никто не знает. Да, о каких-то отдельных эпизодах знают. А вот системы цельной, которая бы охватывала период с 30 октября 1941 года до 5 июля 1942-го, а то и 15 июля, нет.

Вот этот весь период бы расписать и рассказать о нем, разместить в залах мемориального комплекса 80 тысяч артефактов, которые лежат мертвым грузом в запасниках Музея обороны и освобождения Севастополя — а ведь это богатейший и интереснейший материал.

ИА Красная Весна: Вы упомянули Музей обороны Севастополя, который у нас действует. И, собственно, на него же ссылаются чиновники, говоря о том, что в городе есть Музей обороны Севастополя, и его достаточно. Говорится о том, что он в полном объеме проводит просветительскую работу, занимается научной работой. По этому поводу что Вы можете сказать?

Андрей Лубянов: Хоть у нас музей и называется Музей героической обороны и освобождения Севастополя, но как такового музея обороны нет. Есть филиалы музея, посвященные отдельным эпизодам. И это отмечал не только я. Отмечали многие, кто занимается этой темой вплотную.

Где можно увидеть стенды, допустим, с декабрьскими боями 1941 года? Нигде. Где можно посмотреть, как воевала, допустим, 25-я Чапаевская дивизия? Ну, нигде.

Здесь должно быть государственное учреждение, которое этим делом должно заниматься на уровне государственном. Нет музея Героической обороны города, нет. А ведь сегодня в условиях проводимой военной спецоперации на Украине этот вопрос встает особенно остро. Сегодня Крым и Севастополь вновь под бомбежками того же самого врага, что и во время Великой Отечественной войны. Нам нужно сохранять и приумножать память о тех событиях, чтобы в будущем не наделать ошибок и одержать победу в сегодняшнем противостоянии.