Лукашенко ответил на заявление об отравлении Навального «Новичком» — обзор
19 августа популярный блогер и оппозиционный политик Алексей Навальный был госпитализирован в омскую больницу скорой медицинской помощи. В тот же день его сторонники заявили, что политика отравили, и потребовали его транспортировки для лечения за границей. Несмотря на возражение со стороны омских врачей, уже 22 августа Навальный был доставлен в берлинскую клинику «Шарите».
В аэропорту Берлина его встречал кортеж с полицейским сопровождением. Для того, чтобы обосновать такой серьезный прием, оппозиционеру был присвоен статус «гостя канцлера». Уже 24 августа врачи немецкой клиники заявили, что Навальный был отравлен, однако затруднились назвать отравляющее вещество. Многие западные политики встретили это заявление призывами к российским властям незамедлительно начать расследование произошедшего.
Читайте также: В Германии не нашли у Навального токсин, но уверены, что его отравили
Немецкая версия
Однако, основные события развернулись 2 сентября, когда глава минобороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр и глава МИД ФРГ Хайко Маас на совместной пресс-конференции объявили о результатах исследования проб, взятых у Навального. Согласно их заявлению, «было получено несомненное доказательство присутствия химического нервно-паралитического боевого вещества группы „Новичок“».
Крамп-Карренбауэр подчеркнула, что анализ был проведен Институтом фармакологии и токсикологии бундесвера, находящемся в подчинении министерства обороны Германии. Специализация этого центра — защита от химического оружия, он является сертифицированной лабораторией Организации по запрещению химического оружия, отметила министр.
При этом официальный представитель немецкого правительства Штеффен Зайберт заявил, что варианты реакции на «отравление» российского оппозиционера Германия будет обсуждать со странами — членами НАТО. Он подчеркнул, что членам альянса будут предоставлены данные исследования специалистов бундесвера о применении в отношении Навального субстанций группы отравляющих боевых веществ «Новичок».
Позиция немецких политиков
Официальный представитель правящего в Германии парламентского блока ХДС/ХСС Юрген Хардт заявил, что ФРГ, в связи с якобы полностью доказанным фактом отравления Навального, «должна сформулировать позицию в отношении России, которая не исключает дальнейших санкций». Канцлер Германии Ангела Меркель более конкретно обозначила требование к российским властям. Она подчеркнула, что они должны объяснить свои действия по этой ситуации. «Возникают очень судьбоносные вопросы, на которые может ответить только российское правительство», — заявила она.
3 августа газета Der Spiegel сообщила, что ситуацию с госпитализированным российским оппозиционером обсудит комитет Бундестага по контролю над деятельностью спецслужб. Экстренное заседание пройдет по запросу представителей комитета — члена Свободной демократической партии (СвДП) Штефана Томаэ и члена партии «Зеленые» Константина фон Нотца. Они считают, что предложение властей Германии лечить Навального в стране может указывать на то, что они обладают дополнительной информацией о произошедшем.
На странность в позиции немецкого правительства указал представитель фракции Левой партии в немецком парламенте Севим Дагделен, который заявил журналистам, что его «удивляет, когда канцлер Ангела Меркель и глава МИД Хайко Маас „срочно“ призывают российское правительство дать объяснения по этому делу, по всей видимости, еще до того, как Москве были направлены результаты исследования». Он призвал власти воздержаться от разрушения российско-немецких отношений.
Международные оценки
На заявление правительства Германии сразу же отреагировали ведущие европейские державы. Министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб заявил, что Россия должна ответить за применение химического оружия для отравления Навального. Он выразил готовность тесно работать с властями Германии и другими международными партнерами для оказания давления на Россию. Объяснений от руководства России потребовал и премьер-министр страны Борис Джонсон, который не упустил случая напомнить и об инциденте в Солсбери, произошедшем в марте 2018 года.
Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что к расследованию применения боевых веществ против российского политика должна подключиться Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). Чиновник отметил, что высокий политический статус пострадавшего требует от властей России подробного отчета о том, при каких обстоятельствах было задумано и совершено нападение на Навального. Генеральный директор ОЗХО Фернандо Ариас 3 сентября заявил, что организация готова оказать свою помощь любому государству — участнику ОЗХО, которое за ней обратится.
Представитель Совета безопасности Белого дома Джон Уллиот заявил, что власти США глубоко обеспокоены последними сообщениями немецких властей о ситуации с Навальным и будут работать вместе со своими союзниками для привлечения к ответственности виновных в «отравлении» политика.
Подобным образом отреагировали и такие международные структуры как НАТО, ПАСЕ, Еврокомиссия. На общем фоне резко выделилась позиция ООН. «Мы не можем дать комментарий относительно сути этих утверждений», — заявил официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик на просьбу прокомментировать ситуацию с Навальным.
Реакция России
2 августа, комментируя пресс-конференцию немецких министров, спикер МИД России Мария Захарова заявила, что их выступление было адресовано Евросоюзу и НАТО. Она подчеркнула, что ранее посланный запрос Генеральной прокуратуры РФ, а также два запроса от российских медиков в Берлин о ситуации с Навальным, так и остались без ответа, хотя Германии следовало ответить сначала на них.
Однако наиболее яркая реакция на выступление немецких министров произошла не со стороны России. 3 сентября на встрече с премьер-министром России Михаилом Мишустиным президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о перехвате разговора Берлина и Варшавы военной разведкой Белоруссии. Из него следовало, что информация об отравлении Навального — это фальсификация. Мотивировало устроителей кампании по дезинформации желание «отбить охоту Путину сунуть нос в дела Беларуси», заявил Лукашенко. При этом президент Белоруссии не назвал имен людей, которые вели переговоры.
«Если президент Лукашенко такое заявил, то он имел на это соответствующие основания. Я, со своей стороны, вполне допускаю это», — прокомментировал выступление Лукашенко директор российской Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Он добавил, что версия Германии об отравлении оппозиционера вызывает вопросов больше, чем дается ответов.
Пресс-служба правительства Германии поспешила опровергнуть заявление президента Белоруссии. «Само собой, утверждение господина Лукашенко не соответствует действительности», — заявили там на просьбу российского корреспондента прокомментировать ситуацию.
С развернутым заявлением по ситуации с Навальным выступил и председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он отметил, что скандал разгорается на фоне напряженной ситуации в Белоруссии. «Ряд европейских стран попытался вмешаться в ее внутренние дела, и им важно было, чтобы Россия не защищала Республику Беларусь от иностранного вмешательства», — заметил политик. Володин призвал немецкий парламент не допустить втягивания Германии в антироссийскую кампанию и «спросить с Меркель за эти действия». Он заявил, что Бундестаг и Госдума должны использовать существующие межпарламентские механизмы для совместного разбирательства в ситуации.
Стоит отметить позицию МИД Украины, которое 2 сентября, сразу же после пресс-конференции немецких министров, возложило всю ответственность за «отравление» Навального на Кремль. «Только единодушная решительная позиция и твердое осуждение цивилизованного мира, включая санкции, могут заставить власти России прекратить совершать преступления», — сообщается в заявлении украинского министерства.
Учитывая ту скорость, с которой западные страны выносят вердикты в ситуации с госпитализацией Навального, можно вполне обосновано предположить, что в ближайшее время точку зрения Украины займут и ведущие западные державы, в частности, Германия, которая в этом деле играет неожиданно большую роль.