От тюрьмы и от сумы. Сможет ли Болуарте избежать участи президентов Перу?
Профессия президента в Перу — одна из самых опасных. Чудо, если вы доработаете свой срок до конца, а потом займетесь чем-то другим. Но чаще всего после ухода с должности в отношении бывшего президента начинается уголовное преследование. Так было еще до недавнего времени, тюрьма Барбадильо в Лиме неоднократно принимала бывших президентов. Но с 2022 года власти Перу совершили прорыв в этом направлении, осуществив госпереворот и отправив в тюрьму Барбадильо действующего президента.
Казалось бы, Дина Болуарте, которую перуанские правые поставили на место Кастильо после госпереворота, этой участи должна избежать. Несмотря на то, что с первых дней ее пребывания на посту президента поводов для этого хватало. Ведь после госпереворота по всей стране прокатилась волна протестов, в ходе которых при столкновениях с силовиками были убиты несколько десятков граждан Перу. Однако тогда Болуарте никто импичмент не объявил.
С тех пор прошло без малого полтора года. Только за последний месяц в конгресс Перу подали четыре ходатайства об импичменте Болуарте, а всего за ее правление их накопилось уже восемь. Против нее уже заведено несколько уголовных дел. Имя президента то и дело всплывает в скандалах, рейтинги одобрения деятельности Болуарте очень низки. Тем не менее она крепко держится в своем кресле, и левым силам никак не удается довести процесс ее импичмента хотя бы до рассмотрения в конгрессе. Все их ходатайства заворачивают в момент подачи из-за недостаточного количества подписей.
Одно из последних дел против президента Перу — это дело об использовании роскошных украшений, которые ей якобы одолжил или подарил губернатор беднейшего в Перу региона Аякучо Вильфредо Оскорима. Дело, которое было названо «Ролексгейт», началось в начале марта с того, что журналисты, рассматривая фото и видеозаписи с мероприятий, обнаружили на президенте дорогие часы Rolex и различные брендовые ювелирные украшения.
15 мая Болуарте должна была объясниться перед прокуратурой, зачем Оскорима передал ей эти украшения и часы и почему после передачи каждого предмета администрации Аякучо выделялись бюджетные дотации.
При этом прокуратура ожидала получить информацию не только о дружеских и рабочих отношениях между Болуарте и Оскорима, а также о решениях министерства экономики и финансов об увеличении регионального бюджета Аякучо, но и о том, как в правительстве принимали решение о выборе регионов, которым будет отдаваться предпочтение в финансировании.
Однако любительница роскоши, явившись в прокуратуру, предпочла не отвечать на большинство заданных ей вопросов. На часть же вопросов она дала краткие ответы, говоря, что не знает, или не помнит, или что детали были определены другими официальными лицами, а она просто исполняла политику правительства. Из-за молчания Болуарте судебное разбирательство в этот день было быстро прекращено.
После этого Болуарте обратилась в суд с просьбой удалить из расследования ряд протоколов, составленных в ходе обыска у главы государства, и расшифровку информации из открытых источников, поскольку, по утверждению защиты главы государства, это имеет жизненно важное значение для ее работы.
Второе дело в отношении Болуарте связано с арестом 10 мая ее брата Никанора Болуарте и адвоката Болуарте Матео Кастанеда по обвинению в создании преступной организации «Теневые братья» (Los Waykis en la sombra), а также в торговле влиянием. Обвинение полагает, что данную преступную группу возглавляет сама президент Перу Дина Болуарте.
Расследование проводилось сотрудниками национальной полиции Перу и специальной группы прокуроров по борьбе с коррупцией во власти. В тот же день были задержаны еще 20 подозреваемых по этому делу. Все обвиняемые, как и брат президента, арестованы на 10 дней.
По данным обвинения, Никанор Болуарте добился назначения своих друзей на высокие государственные посты. Речь идет об эксклюзивных кадрах, где брат президента Перу играл со своими друзьями в футбол. Позднее эти друзья получили должности в правительстве этой страны.
Кроме того, обвинение считает, что Никанор Болуарте назначал префектов и заместителей префектов и оказывал на них давление с целью сбора подписей, необходимых для регистрации его политической партии для участия во всеобщих выборах 2026 года. Эти чиновники сообщили в СМИ, что Никанор Болуарте и его помощник Гризельда Эррера заставляли их заполнять регистрационные бланки партии Ciudadanos por el Perú («Граждане за Перу»).
Одним из доказательств закулисного влияния брата президента на правительство стала запись, которая показала, что Никанор Болуарте в частном порядке принимал мэра города, бюджет которого впоследствии получил неожиданное вливание средств от администрации президента. Во время ареста брат президента заявил, что невиновен. «У меня нет никакой преступной организации. Я невиновен», — добавил он.
Никанора Болуарте и Матео Кастанеду также обвиняют в том, что они предложили полковнику полиции, тогдашнему главе отдела по расследованию особо важных преступлений (Diviac) Харви Колчадо прекратить расследование в отношении президента. Колчадо 17 мая сообщил комиссии конгресса по надзору, что существуют записи, которые подтверждают, что адвокат президента оказывал на него давление в связи с делом «Ролекс» и делом о мошенничестве брата Болуарте.
Однако президент Перу безоговорочно встала на защиту своего брата.
«Прекратите клеветать на моего брата, он абсолютно ни в чем не участвует, ни в каких партийных организациях не состоит, не использует префектов и субпрефектов или какой-либо экономический режим государства», — заявила глава Перу.
Пытаясь затормозить дело против своего брата, Болуарте распустила специальную группу прокуроров по борьбе с коррупцией во власти на том основании, что она дублирует функции других судебных органов. А ведь именно эта группа приложила руку к задержанию Никанора Болуарте и Матео Кастанеды.
В итоге Болуарте удалось добиться освобождения и брата, и адвоката, а также других лиц, проходящих по делу «Теневых братьев». Суд решил, что «нет опасности побега обвиняемых или каких-либо препятствий» для установления истины.
Глядя на этот политический беспредел, который устраивает президент, левые парламентарии Перу не оставляют надежд добиться ее импичмента. Как уже говорилось, за последний месяц в конгресс было подано четыре ходатайства о ее отстранении.
В первом ходатайстве сообщается о «предвзятом поведении и явном конфликте интересов» в связи с роспуском спецгруппы прокуроров по борьбе с коррупцией во власти, которая проводила расследование против Болуарте и ее брата.
Во втором ходатайстве конгрессмены ссылаются на отсутствие прозрачности и адекватности при исполнении служебных обязанностей президента. Речь идет о том, что Болуарте отсутствовала на своем посту 12 дней, в течение которых провела пластические операции.
Третье ходатайство было подано в связи с тем, что президент препятствовала отправлению правосудия, участвовала в коррупционном преступлении, сговоре и других преступлениях.
Четвертое ходатайство подано в связи с разоблачениями, опубликованными бывшим главой отдела расследования особо тяжких преступлений Харви Колчадо.
Все ходатайства не прошли даже до стадии рассмотрения в конгрессе. При этом сама Болуарте делает всё, чтобы преуменьшить значение групп, подавших ходатайства для ее отстранения, называя их «группой меньшинства». По ее словам, требования импичмента влияют на единство страны в то время, когда нация требует единства своих властей.
«Разделенная, нетерпимая страна. Эта группа меньшинств влияет на ее единство. Страна требует единства своих властей, чтобы двигаться вперед», — добавила она.
При этом депутаты не намерены сдаваться, так как против Болуарте готовятся новые ходатайства об импичменте.
«Наша задача — оценить эту ситуацию и, если в парламенте будет достигнут консенсус, то появится возможность снова сформулировать новое предложение об импичменте. Это работа, которую необходимо проделать в конгрессе», — заявил член парламента Виктор Кутипа.
Конгрессмен Алекс Флорес объявил, что его свободная палата представителей Перу подаст конституционную жалобу на президента, поскольку, по его словам, только так можно определить ответственность президента в выдвинутых против нее обвинениях.
«Мы собираемся подать конституционную жалобу, потому что рано или поздно судьба госпожи Болуарте будет решена. Это тюрьма. Потому что это явно ее ответственность», — указал конгрессмен.
Правому конгрессу было легко свергнуть законно избранного левого президента Педро Кастильо — неопытного политика. Сначала конгрессмены саботировали все его начинания, потом обвинили в нескольких преступлениях, практически вынудив его сделать нелогичный шаг с объявлением о роспуске конгресса, благодаря которому у них появился легитимный способ объявить президенту импичмент.
С Болуарте намного сложнее, она ставленница этого конгресса, его правого большинства. Конгрессмены держатся за эту женщину, так как она своим сидением на президентском кресле сохраняет сложившуюся систему: конгресс сохраняет от роспуска, а также обеспечивает то, что за гибель протестующих никто из руководства страны не несет ответственности.
Эта система позволяет Болуарте, ее окружению и конгрессу творить всё, что им вздумается, в то время когда перуанский народ нищает, экономика разваливается, а страна регрессирует. Это именно то состояние, которое выгодно США, поскольку такую элиту очень легко держать под контролем.