Выборы вызвали политический кризис во Франции?
Во Франции продолжает разворачиваться настоящий политический кризис, важный и глубокий. Всё началось с европейских выборов в июне 2024 года. Это обычные выборы, которые проводятся регулярно для избрания членов Европейского союза. То есть не на национальном, а на европейском уровне. И эти выборы состоялись в июне 2024 года.
Их результатом стала разгромная победа партии «Национальное объединение», главой которой является Марин Ле Пен. Также одним из лидеров этой же партии является Джордан Барделла. По результатам европейских выборов партия «Национальное объединение» набрала 31% голосов, в два раза больше, чем правящая партия Эммануэля Макрона.
Поскольку партию «Национальное объединение» большинство французов и во всей Европе относят к ультраправым, то ее победа в европейских выборах стала большим сюрпризом как для Франции, так и для всей Европы.
Для начала рассмотрим несколько простых принципов работы французской политической системы. Франция — это парламентская демократия. Это означает, что французы голосуют, проводятся выборы, существует парламент с депутатами.
Но Франция является также парламентской системой с президентской властью. Это означает, что есть президент Республики, который обладает огромной властью, большей, чем парламент. Он избирается непосредственно французским народом.
Во Франции мы также говорим о двухголовом правительстве: есть президент Республики и премьер-министр. Премьер-министр назначается и выбирается президентом. А затем премьер-министр выбирает других министров, которые будут входить в правительство, например, министра финансов, министра юстиции, министра образования и так далее.
После небольшой преамбулы всмотримся в политический кризис во Франции. Эммануэль Макрон на результаты выборов отреагировал очень неожиданно: он решил распустить Национальное собрание. Он сказал: «Депутаты, которые сейчас находятся в парламенте, прекращают работу. Мы должны провести новые выборы». И что было еще более удивительно, он объявил, что новые выборы пройдут через три недели. Очевидно, что в такие короткие сроки у политических партий не было времени на агитацию и организацию новых выборов.
Ни население Франции, ни политологи не понимают этого решения. Если ультраправая партия набрала больше голосов на европейских выборах во Франции, то существовал очень большой риск, что эта же партия «Национальное объединение» выиграет в новых выборах и пройдет в лидеры во французский парламент.
Макрон объяснил это тем, что на тот момент у него не было большинства в парламенте. Поэтому его партии уже было трудно принимать законы, проводить их в жизнь. Поэтому он хотел иметь реальное большинство и хотел использовать страх французов перед победой консерваторов.
Позиции левых политических партий во Франции сейчас довольно слабые, но события сильно подстегнули их. Левые политические партии, под которыми подразумеваются социалисты, коммунисты, «зеленые», а также крайне левые, соорганизовались, собрались вместе и создали политическую партию под названием «Новый народный фронт».
Итак, выборы в законодательные органы Франции (так мы говорим о выборах депутатов парламента во Франции) проходят в два этапа — в два тура. Первый тур состоялся 30 июня 2024 года, а второй — 7 июля.
Первый тур парламентских выборов еще раз показал силу правой партии Ле Пен, они составляли реальное большинство. Однако эти результаты были временными, все ждали результаты второго тура. Никто не мог поверить, что партия Марин Ле Пен получит абсолютное большинство в парламенте, набрав более 50% голосов в первом туре. Отметим, что во Франции никогда не было парламента с абсолютным ультраправым большинством.
Конечно, после результатов первого тура французы были очень напуганы. Таким образом, в результате полной победы партии Марин Ле Пен Эммануэль Макрон должен был управлять страной вместе с кем-то из ультраправых и принимать все решения вместе с ним.
Поскольку во Франции борьба между левыми и правыми очень давняя и культивируется она всеми, то и правящая партия всегда эту борьбу оборачивала в свою пользу. Так произошло и в этот раз. Заградительное голосование было направлено против консерваторов, и французы, когда было два варианта, например, ультраправые или левая группа, ультраправые или партия Эммануэля Макрона, большинство французов выбрали НЕ ультраправых. Таким образом, во втором туре удалось блокировать ультраправых.
Итак, окончательный результат второго тура выборов оказался очень странным. Это парламент, в котором нет ни одной реальной победы, ни одной политической партии с абсолютным большинством. А это большая редкость для Франции. Конституция Франции подразумевает наличие президента и парламента с абсолютным большинством от одной политической партии. Но здесь этого не произошло.
На самом деле, три партии — левый блок, правые консерваторы и партия президента, которая правоцентристская — имеют примерно одинаковое количество мест. Левые вышли на первое место, у них больше всего мест. Но у них нет абсолютного большинства, у них нет 50%. Так что, по сути, у Франции есть парламент, в котором присутствует треть каждой партии.
Поэтому существует реальный риск того, что Франция будет парализована, не сможет ничего сделать в течение года или даже больше. Потому что парламент не может принимать законы, если там не будет альянсов и коалиций. Франция действительно столкнулись с серьезным политическим кризисом.
Как правило, президент должен выбрать премьер-министром человека, который является представителем политической партии, имеющей большинство в парламенте. Таким образом, если партия в парламенте, например правая, имеет более 50%, то президент выбирает премьер-министром представителя правой партии.
Заметим, что во Франции существует специальный закон, который очень важен в понимании нынешней ситуации: депутаты нацсобрания могут голосовать против премьер-министра, если он им не подходит. Это называется вотумом недоверия. И если это большинство в Национальной ассамблее голосует за вотум, то премьер-министр уходит и всё его правительство должно смениться. Это создает огромную нестабильность в стране. После ухода премьер-министра выбирают нового, который в свою очередь формирует новое правительство.
И вот Эммануэль Макрон говорит, что нужно создавать коалиции и выдвигать от коалиции своего премьер-министра. Поскольку между левыми и правыми коалиции не может быть, то возможности две: либо левые создают коалицию с партией президента, или коалиция президентской партии и партии консерваторов.
Признаком напряженности в отношениях между политическими партиями стало то, что Макрон потратил целых два месяца на интенсивные переговоры, чтобы выбрать нового премьер-министра Мишеля Барнье из консервативных республиканцев.
Одна из ключевых фигур правительства — это министр финансов. 33-летний Антуан Арман, новичок в политике, впервые был избран в парламент в 2022 году по списку центристов из лагеря Макрона и был переизбран на внеочередных парламентских выборах в июле. Арман не понаслышке знаком с «Берси», как часто называют министерство во Франции. Он присоединился к элитному корпусу финансовых инспекторов после того, как в 2018 году окончил престижную Национальную школу администрации — учебное заведение для будущих высокопоставленных государственных служащих, в котором учился и Макрон.
Брюно Ретайло был назначен министром внутренних дел. 63-летний сенатор-консерватор с 2004 года известен своими ультраправыми взглядами и является самым высокопоставленным представителем своей партии «Республиканцы» (LR), вошедшим в правительство Барнье. Ретайло был движущей силой сдвига партии вправо во всё более поляризованном политическом ландшафте, в частности по таким актуальным вопросам, как иммиграция.
41-летний Барро был назначен министром иностранных дел после того, как с февраля 2024 года занимал должность младшего министра по делам Европы. До этого он был министром Макрона по цифровым технологиям.
38-летний Хаддад, свободно говорящий по-английски и имеющий отличные контакты в Вашингтоне, округ Колумбия, где он много лет проработал в аналитическом центре, впервые был избран в парламент в 2022 году под флагом партии Макрона. Он активно выступал по дипломатическим вопросам и особенно по войне на Украине, убедив десятки европейских законодателей подписать обращение к конгрессу США с просьбой разблокировать помощь Украине в конце 2023 года.
Себастьян Лекорну, сторонник Макрона, остается на своем посту у руля министерства обороны.
В целом в кабинете министров произошел сдвиг вправо: из 39 членов 10 принадлежат к группе Барнье, несмотря на то, что у нее менее 50 из 577 мест в Национальном собрании, и 12 — у Макрона.
Правильное соотношение сил имеет решающее значение для выживания администрации, которая может быть убрана в результате вотума недоверия.
Барнье опубликовал в социальных сетях сообщение, что команда «приступит к работе». Но первоначальная реакция на обоих концах политического спектра была для премьер-министра не очень обнадеживающей.
«Это новое правительство знаменует возвращение макронизма с черного хода», — считает президент Национального объединения Джордан Барделла, добавив, что это «правительство, у которого нет будущего».
Лидер левой партии Жан-Люк Меланшон, чья партия «Непокоренная Франция» входит в левый альянс «Новый народный фронт», который является крупнейшей группой в парламенте, написал, что «необходимо избавиться» от администрации как можно скорее. Меланшон может попытаться объявить вотум недоверия в начале октября.
Кабинет министров наиболее примечателен тем, что в него согласились войти всего несколько высокопоставленных политиков.
В целом состав нового правительства заканчивает период неопределенности после того, как решение о проведении досрочных выборов вызвало потрясения на рынках облигаций, повысив стоимость заимствований Франции по сравнению с другими европейскими странами, поскольку инвесторы обеспокоены влиянием этого на государственные финансы. Финансовая ситуация за лето еще больше ухудшилась.
Без новых мер по сокращению расходов или повышению налогов дефицит бюджета Франции может достичь 6%, сообщила газета Les Echos со ссылкой на новые прогнозы министерства финансов. Правила Европейского союза ограничивают этот показатель на уровне 3%.
Помимо непосредственных финансовых проблем, в игру вступает наследие Макрона. За более чем семь лет пребывания у власти он отказывался повышать налоги, вкладывая инвестиции в новые отрасли и полагаясь на обещание ускоренного роста для восполнения дефицита государственного бюджета. Но из-за сохраняющейся экономической стагнации и растущего долга смена курса стала неизбежной.
Согласно французскому законодательству, правительство должно представить бюджет парламенту к первому вторнику октября, хотя помощники Барнье рассматривали возможность отложить это на неделю. В дополнение к давлению на нового министра финансов Европейский союз ввел для Франции специальную процедуру, направленную на ужесточение финансовой дисциплины в странах с чрезмерным долгом и дефицитом бюджета.
Барнье указал, что сдерживание дефицита будет главным приоритетом. Но мало что рассказал о том, как он намерен этого добиться, и далек от того, чтобы иметь большинство в парламенте, поддерживающее какой-либо план.
Французские выборы 2024 года действительно рискуют погрузить страну в политический хаос. Каждая из прошедших в парламент партий имеет свою собственную программу и привлекает к себе определенные группы избирателей.
Согласно опросам, 56% молодых людей в возрасте до 35 лет отдали свои голоса за две оппозиционные партии. Этот факт ярко демонстрирует глубокое разочарование молодежи существующей политической системой и ее неспособностью решить актуальные проблемы, такие как иммиграция, социальное неравенство и безработица. Особо тревожным является то, что рабочие (48%) и служащие (43%) также все чаще оказываются в стане сторонников левых и правых сил. Примечательно, что в эту группу попадают как люди с высоким образованием, так и лица без образования. Это свидетельствует о том, что вопросы иммиграции и социальной несправедливости объединяют людей из разных социальных слоев и с разным уровнем образования.
В то же время президентская партия традиционно пользуется поддержкой старшего поколения (пенсионеров), а также представителей богемы и интеллигенции в крупных городах, таких как Париж. Однако эта группа избирателей не является монолитной, и внутри нее тоже есть серьезные противоречия. Помимо иммиграции и социального неравенства, другие важные темы предвыборной кампании — это экономика, экология и внешняя политика. Каждая из партий предлагает свои решения этих проблем, однако не всегда удается найти компромиссы и обеспечить консенсус.
Ситуация осложняется и тем, что французы испытывают усталость от неэффективной работы политической системы. Многие граждане разочарованы в обещаниях политиков, которые, по их мнению, не стремятся решать насущные проблемы.