Какой русский — правильный?
Начало военной операции на Украине существенно изменило ситуацию для русскоязычного населения Германии, да и в целом Европы. Их положение и до того не было простым: каждый раз, когда истерика на Западе по поводу очередного «шокирующего» шага Путина возрастала, давление на русскоязычных в Германии росло. Так было после Мюнхенской речи Путина в 2007 году, так было и после вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008-м, и в особенности так это сейчас в связи с событиями на Украине.
Русские, соответственно, учились жить в такой обстановке. Но всё же оказались не подготовленными к истерике, начавшейся после 24 февраля. Буквально все средства массовой информации стали кричать об ужасности происходящего и вине в этом лично Путина. По интенсивности истерики только самое начало пандемии коронавируса можно сравнить с тем, что творится сейчас.
Складывается ощущение, что весь медийный аппарат буквально переполнен одной лишь мыслью. Нет больше в мире проблем, кроме одной-единственной, и имя ее ― Путин. Все остальные проблемы магическим образом прекратили свое существование! Нет больше «ужасающей» статистики заражений коронавирусом, внезапно стало не нужно продавливать вакцинацию, а стагнация (точнее сказать, гниение) в обществе на самом деле, оказывается, оазис среди пустыни.
Наверное, немецким журналистам было просто стыдно, потому что на протяжении всех восьми лет с 2014 года они освещали конфликт на Украине лишь мизерными отписками. И теперь решили всё упущенное нагнать. Разумеется, «правильно» расставив точки над i и обвинив в происходящем лично президента России.
Всё это тут же сказалось на отношении к русским в обществе. В Германии с начала специальной операции Федеральное ведомство уголовной полиции (BKA) зарегистрировало несколько сотен преступлений против русских и украинцев. В Берлине подожгли государственную немецко-русскую школу в регионе Марцан. В Берлине же неизвестные бросили бутылки в окна русской православной церкви. Главный дирижер Мюнхенского филармонического оркестра Валерий Гергиев в одночасье потерял работу просто потому, что не заявил четко и недвусмысленно о дистанцировании от президента России Владимира Путина.
Германии из всех европейских стран наиболее стоит опасаться роста проблем на национальной почве ― ведь именно сюда русские эмигрировали с особой охотой. Ситуация дошла до того, что 1 марта 2022 года федеральное ведомство статистики выпустило специальный пресс-релиз о том, сколько русских и украинцев проживают в Германии.
Согласно этому сообщению, в Германии на данный момент проживают около 235 тыс. русских. Тем самым русские как нацменьшинство занимают 9-е место по численности. Лидирующие места у Турции (более чем 1,3 млн человек), а также у Сирии (787 тыс.) и Польши (773 тыс.). Еще около 300 тысяч жителей Германии имеют помимо немецкого и российское гражданство.
К этому необходимо добавить и тех немцев, которые входят в категорию «людей с миграционным прошлым». Таких немцев очень много ― по данным на 2020 год, около 21,9 млн немцев, или 26,7%. Из них примерно 1,46 млн людей ― это выходцы из стран бывшего СССР, в первую очередь из Казахстана (около 670 тыс.) и России (около 584 тыс.).
Украинцев в Германии сравнительно с русскими меньше, но ненамного. Всего их в Германии около 135 тыс. человек. Немецкое ведомство отмечает, что число украинцев выросло в 2021 году на 8%, или на 11 тыс. человек. Стоит подчеркнуть, что в статистике учитываются только люди с постоянным местом жительства в Германии. И эти данные не учитывают развитие ситуации после 24 февраля: очевидно, что после этой даты численность украинцев существенно возросла.
Всего за последний месяц число украинских беженцев в Германии составило 246 тыс. человек. Цифра растет с каждым днем, ведь Германия отменила визовый режим для всех украинцев, находившихся на Украине до 24 февраля.
Насколько взрывоопасна ситуация, в которой, с одной стороны, так сильно накачивается истерика, а с другой ― противопоставляются две крупные группы с разной национальной самоидентификацией?
Этот вопрос явно беспокоит и немецкое правительство. Например, глава министерства иностранных дел Анналена Бербок 3 марта, заявила, что события на Украине — вина лично Путина, и предупредила: «Любой, кто враждебно относится к белорусам или русским в Германии, нападает не только на наших сограждан, но и на основные принципы нашего существования. Мы держимся вместе. Мы сильнее ненависти». Схожие заявления повторялись на различных уровнях немецкого политического истэблишмента.
Окажутся ли увещевания Бербок сильнее ненависти украинских нацистов ― вопрос отдельный. Выступая публично с таким заявлением, Бербок явно преследует несколько целей. Во-первых, она сразу ставит «правильный» акцент: необходимо рассматривать конфликт как личную инициативу президента РФ Путина.
Во-вторых, такая трактовка дает карт-бланш на дальнейшее: ведь если русские в Германии, например, поддерживают действия Путина, то такая их позиция конфликтует с «базовыми принципами» немецкого общества. И тем самым дискриминация русских уже не будет дискриминацией, а лишь «защитой демократических ценностей».
И, в-третьих, за этим заявлением явно видно отсутствие желания на данном этапе раскручивать внутриполитический конфликт ― ведь в этом просто нет необходимости. Бербок и ее политический класс очень четко понимают, что если сейчас начнется массовая волна дискриминации русских в Германии, то это будет огромной помощью России в «информационной войне».
Означает ли это, что русские в Германии полностью в безопасности? Отнюдь нет! В любой момент такое желание раскрутить конфликт может появиться. И когда оно появится, легко будет интерпретировать ситуацию, как надо. Ведь за спиной у Бербок стоят крупнейшие западные СМИ. Им совсем не трудно будет «не заметить» дискриминацию русских. Ведь они же не замечали геноцид русских в Донбассе или дискриминацию русских в странах Прибалтики. Опыт есть!
Впечатление это лишь усугубляется после прочтения нескольких десятков публикаций на эту тему в крупных немецких изданиях. Все они написаны по одному из нескольких шаблонов: «русские ни при чем, во всем виноват Путин», «этот русский явно дистанцировался от Путина, но его трогают — это плохо», «а этот русский аж прям принял к себе украинских беженцев — смотрите, какой он хороший».
В связи с этим стоит вспомнить примечательную историю одного ресторана в Германии в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Ресторан написал на своей странице в социальной сети, что люди с российскими паспортами считаются «нежелательными гостями». Там также было отмечено, что «нормальные» российские граждане не виноваты в преступных действиях российского правительства», однако, по мнению владельцев ресторана, пришло время четко заявить позицию. Запрет для русских посещать данное заведение подается как вклад в будущее ― «чтобы наши дети могли жить в мирной Европе». Странно, что у ресторана не возникло мысли, что мир ведь тоже разным бывает, и кому, как не Германии, про это знать.
Но всё же такие мысли возникли у многих немцев. Ограничение для русских вызвало шквал критики со стороны пользователей интернета, люди с неподдельным ужасом реагировали на инициативу баден-вюртембергского ресторатора. «Вашим гостям всем должно быть стыдно!» ― говорилось в одном сообщении. Другой комментарий гласил: «Этого просто нельзя делать. Можно ненавидеть режим и его сторонников, но ведь не всех русских в целом!» В социальных сетях ресторан получил огромное количество негативных оценок и в результате был вынужден удалить сообщение со своей главной страницы. Далее владелец ресторана публично заявил о неправильности своего поступка и извинился перед всеми.
В связи с этим стоит отметить, что у немцев действительно есть желание понять внутреннюю логику России, несмотря ни на какие информационные кампании. Многие из них с большой болью вспоминают уроки истории. И хотя сравнения с нацистской Германией уже давно стали нормой, никогда раньше они не звучали так искренне. К сожалению, во всех этих симпатиях продолжает доминировать обреченная нота: «Россия ― жертва американских амбиций». Мало кто в Германии действительно верит в возможность победы России над американским империализмом.
Массово создаваемые шаблонные и однотипные статьи посылают, по сути, очень тонкий, но одновременно крайне жесткий месседж всем русским в Европе: «Правильный русский ― это тот, кто а) дистанцируется от Путина и б) принимает украинских беженцев. Если же вы не выполняете этого, то вы неправильные. А значит, мы вас от бандеровской хунты защищать не будем». Именно такое ― «демократическое» ― отношение к русским в Европе дооформляет конфликт на Украине. Недалек тот день, когда окажется приемлема формула: чем более человек демократичен, тем больше у него внутри пылает ненависть к русским.
Такой подход позволяет также вести эффективную информационную атаку против России с использованием самих русских. Крупнейшая консервативная газета Die Welt даже опубликовала комментарий, что именно такой подход является «самым эффективным оружием против Путина». В своем комментарии журналист отмечает особенную роль Марины Овсянниковой в информационной войне против лично Путина. Все остальные русские ― это «несчастное быдло», ставшее жертвой ужасающе эффективной пропаганды Кремля.
Такой информационный ход конем оказывается крайне удачным. Даже те люди, которые долгое время выступали в качестве «понимающих Путина», сейчас могут лишь молча закрыть глаза на происходящее. Хорошим примером этого является левый политик Сара Вагенкнехт. Обычно она выступала на телевидении уверено и с определенной долей азарта. За что ее любят и ценят многие. Но после начала военной операции она, выступая, выглядит крайне подавленно и разочарованно. И кроме как «всё-таки НАТО вела себя некорректно» какие-либо серьезные аргументы в поддержку России у нее отсутствуют.
А, собственно, на каком материале не только сомневающиеся в официальной пропаганде обыватели, но и политики могут сформировать иную точку зрения? Фактически единственным ресурсом этого типа в предыдущий период была «RT-Германия». Была, потому что цензурный аппарат успешно заблокировал все ее каналы, включая даже каналы в Telegram. Но если RT и не заблокировали бы, вопрос всё равно в том, на что они могли бы повлиять, продолжая вести информационную войну так, как они это делали последние годы.
В чем же состоит эта проблема? Стоит взглянуть на один из недавно освещенных случаев. В начале марта «RT-Германия» рассказала своим читателям о том, как твиттерные аккаунты посольств РФ и ФРГ в Южной Африке обменялись аргументами. Посольство РФ в Южной Африке публично поблагодарило своих подписчиков за письма поддержки, заявив в конце, что Россия так же, как и 80 лет назад, ведет борьбу с нацизмом на Украине.
Немецкое посольство в Южной Африке не могло оставить такое заявление в стороне и назвало его «слишком циничным». Ведь «Россия точно не воюет против нацистов». Простые аргументы, что такая «демократическая» страна, как Украина, на самом деле наполнена нацистами, чему примеров масса, не работают.
Но и сам подход, как «RT-Германии», так и в целом российской стороны, мимоходом пропиариться борьбой с нацизмом, когда явно отсутствует какое-либо глубокое осмысление прошедших 30 лет, выглядят мало убедительными. Но ведь «RT-Германия» преподносит эту свою работу как достижение в информационной войне! Именно такая картина, довольно жалкая, вполне наглядно описывает ситуацию с тем, как Россия ведет информационную войну.
При этом нельзя сказать, что команда «RT-Германии» совершенно лишена таланта ведения информационных кампаний. Во время пандемии «RT-Германия» в существенной степени смогла стать одним из центров для оформления неистерической позиции по поводу коронавируса. Она этого добилась в большой степени собственными усилиями, используя при этом талантливых местных экспертов.
Но «RT-Германия» не могла пойти на необходимый следующий шаг и начать контрнаступление. Ну, а как оно могло произойти, если главный редактор RT, Маргарита Симоньян, выступала за принудительную вакцинацию? Так же, кстати, как и весь политический аппарат России.
Вся эта ситуация вдвойне печальна, так как «ковидная оппозиция» в Германии ― единственное более-менее социальное образование, явно выступающее в поддержку как самого Путина, так и военной спецоперации. Главной причиной симпатии является борьба против западного империализма, борьба против гендеризации Европы, а также борьба за относительно суверенную Германию. Смогут ли эти люди на что-то повлиять, когда долгое время попросту отсутствовала какая-либо эффективная информационная и аналитическая разработка конфликта на Украине ― вопрос отдельный. Но потенциал однозначно был.
Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, не до конца ясно. Понятно лишь одно. Россия не виновата в том, что она защищает свои интересы. Она «виновата» в том, что ее существование ставит под сомнение легитимность нынешней демократической системы. Все острые проблемы «демократических стран» игнорируются, поскольку есть такой хороший, такой удобный козел отпущения.