Призрак европейской солидарности стал расплываться и терять свои четкие очертания

О том, как евросолидарность испарилась раньше, чем успела материализоваться

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563

Бродит призрак по Европе. Призрак евросолидарности. И, как большинство призраков, он иногда становится видимым и почти материальным, а иногда — исчезает, оставаясь лишь в воспоминаниях.

Так и с европейской солидарностью, о которой в начале специальной военной операции России на Украине так много и так восторженно вещали глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен или глава евродипломатии Жозеп Боррель. Но спустя полтора года в дружной семье приверженцев европейских ценностей явно наметились разлад и взаимное непонимание, переходящие в различные внутриевропейские политические кризисы, сопровождающиеся взаимными обвинениями и дрязгами.

Мало того, в последнее время начал прорисовываться чуть ли не диссидентский клуб, который умудряется сильно портить спокойную жизнь чиновников из Брюсселя.

Наиболее заметную роль в этом новом «клубе» играет Венгрия во главе с премьер-министром Виктором Орбаном. Свою строптивость по отношению к еврочиновникам из Брюсселя Будапешт начал показывать еще задолго до начала конфликта на Украине. Это касалось вопросов пропаганды ЛГБТ среди несовершеннолетних, запрет которой Орбан смог протащить через венгерский парламент, и вопросов приоритета национального права над общеевропейскими решениями. Проявилась венгерская строптивость и во время пандемии коронавируса, когда Будапешт не стал длительное время дожидаться вакцин, которые централизовано распространялись Евросоюзом, а начал вакцинировать своих граждан российским «Спутником V» к крайнему неудовольствию Брюсселя.

После же начала российской специальной военной операции на Украине конфликты и противостояния Брюсселя и Будапешта пошли один за другим, один острее другого.

Началось с того, что Орбан наотрез отказался голосовать за любые пакеты санкций, в которых ущемлялись бы интересы топливно-энергетического комплекса Венгрии, поставки из России газа, а также совместные с Москвой проекты по ядерной энергетике. Кроме того, уже весной 2022 года Будапешт заявил, что не будет поставлять на Украину летальное вооружение и военную технику, ограничившись поставками только гуманитарных грузов.

Однако за счет долгих и мучительных процессов согласования, а также хитрого крючкотворства европейских чиновников им все-таки удалось сделать вид, что подобная позиция Венгрии не нанесла никакого ущерба общеевропейской солидарности. И страны Евросоюза все как один выступают единым фронтом против «страшной российской агрессии» и помогают свободолюбивому народу Украины.

Конфликт при этом сам по себе не рассосался и никуда не делся. Его обострение после провала летне-осеннего украинского контрнаступления в конце октября вылилось в медийное пространство в формах, переходящих политические приличия.

Еще с середины года Евросоюз с завидным упорством пытается пробить выделение дополнительной помощи Киеву в размере €50 млрд, которые должны были выделяться Украине в течение трех лет. Однако для этого Брюссель потребовал от своих членов отдельных денежных взносов помимо выплат в бюджет Евросоюза, чему активно противился Будапешт.

И, надо сказать, свои веские основания у него были. Проблема незаконных мигрантов, которые, в частности, пробираются в Западную и Центральную Европу через территорию Венгрии, чиновниками из Брюсселя решаются крайне вяло. Также Будапешт до сих пор не может получить от Евросоюза выплаты €13 млрд, положенные ему по окончанию пандемии коронавируса.

Кроме того, провал украинского контрнаступления, когда в течение четырех месяцев ВСУ не смогли даже выйти на широком фронте к первой полосе российской обороны, произвел на Европу сильное впечатление. К тому же на Украине один хлеще другого начали вспыхивать коррупционные скандалы.

Предельно четко позицию Будапешта в конце октября на саммите Евросоюза в Брюсселе выразил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он заявил, что пока нет достаточных оснований для одобрения дополнительной финансовой помощи Украине в размере €50 млрд.

«За нынешним предложением отсутствуют серьезные профессиональные и политические аргументы. Дать больше денег не получится, мы откажемся от этого», — заявил Орбан.

Кроме того, представители Венгрии раскритиковали общий подход ЕС в вопросах, связанных с конфликтом на Украине.

По мнению Будапешта, концепция Запада заключалась в том, чтобы ВСУ вели бои, а европейские страны и США оказывали им поддержку. Такой план должен был привести к поражению России.

«Однако на сегодня всем стало очевидно, что эта стратегия не работает, а нужна новая стратегия. По нашему мнению, сначала нужна новая стратегия, а потом складывание ее финансовой основы, а не наоборот», — отметил советник премьер-министра Венгрии по политическим вопросам Балаж Орбан.

Подобное антиевропейское поведение без ответа Брюссель оставить не мог. И, хоть и не напрямую, такой ответ Венгрия получила.

«Это становится проблемой, которую мы должны решить. У нас и раньше были разные мнения, и нам удавалось сохранять единство, но в отношении Венгрии это становится все сложнее», — заявила премьер-министр Эстонии Кая Каллас перед началом саммита в Брюсселе в качестве предупреждения.

По итогам саммита оценки в отношении Венгрии стали еще более угрожающими: «ЕС нельзя позволить, чтобы Орбан брал сообщество в заложники. Никогда нельзя забывать свое прошлое, и господину Орбану тоже следует это учитывать», — заявил премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель сразу после того, как венгерская делегация в очередной раз заблокировала выделение Киеву €50 млрд.

По словам европейских дипломатов, пишет The Guardian, поведение руководства Венгрии «поднимает вопросы о том, можем ли мы по-прежнему доверять этой стране как союзнику и партнеру».

Правда, Орбан недолго оставался в долгу. Уже на следующий день он заявил, что в Брюсселе сейчас засели «недостаточно хорошие руководители», которые не могут решить проблемы Европы, возникшие в связи с конфликтом на Украине.

«Может, в мирное время, когда вода не волнуется, ветер не дует и можно плавать на лодке, они хорошие руководители. Но сейчас, во время бури, огромных волн, когда встречаются и пиратские корабли, с этим руководством мы процветать не сможем, это точно. В Брюсселе необходимы перемены», — добавил венгерский премьер-министр.

Вполне возможно, что выходки венгерского правительства Брюссель терпел бы и дальше, если Венгрия была бы такая одна на весь ЕС. Но, похоже, такое несознательное «антиевропейское» поведение в отношении к украинскому вопросу становится заразным для стран Евросоюза.

В Словакии 15 октября прошли парламентские выборы. На них победила национально ориентированная партия Smer, лидер которой Роберт Фицо стал новым премьер-министром республики.

Правительство Словакии до победы Smer наиболее активно поставляло свое вооружение Киеву. Фактически Словакия передала Украине почти всю свою бронетехнику и всю авиацию. Кроме того, в Словакии есть военная промышленность, которая ей досталась еще со времен единой Чехословакии. И эта военная промышленность выпускает немалую долю от общеевропейского выпуска тех самых 155-мм снарядов, которых так катастрофически не хватает киевскому режиму.

Еще в своей предвыборной программе Фицо в открытую заявил, что военная помощь Киеву со стороны Братиславы прекратится. И действительно, уже через 10 дней после того, как партия Фицо победила на выборах, новый премьер-министр проинформировал главу Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен о том, что республика ограничится только гуманитарной помощью Украине и не будет оказывать Киеву военную помощь.

Чуть позднее, по итогам прошедшего в Брюсселе саммита, он добавил, что условием для финансовой поддержки Киева со стороны Европейского союза должны быть гарантии, что средства не будут растрачены. Прямо скажем, слабовыполнимое условие в приложении к украинским властям.

И что теперь делать Брюсселю с этой парочкой? А если их пример окажется заразительным?

Как бы там ни было, но теперь замазать трещины в сияющем здании евросолидарности у Брюсселя уже никак не получается.

Конечно, в ближайшей перспективе вряд ли можно будет ожидать серьезных изменений в политике Евросоюза в украинском вопросе. Однако не замечать тенденции появления новых европейских «диссидентов» на государственном уровне тоже было бы ошибочно. Призрак европейской солидарности стал расплываться и терять свои четкие очертания.

Грех было бы не усилить и не использовать эту возможность.