Уставный капитал Фонда составит порядка $330 млрд, которые внесет наличными федеральное правительство. Уставной фонд также может быть увеличен по мере необходимости

С какой целью в Пакистане создали суперфонд национального благосостояния?

Мавританский Базар, Эдвин Лорд Уикс
Мавританский Базар, Эдвин Лорд Уикс

31 июля парламент Пакистана принял закон о Фонде национального благосостояния (ФНБП). Будущую деятельность этого фонда связывают с работой Специального совета по поддержке инвестиций (SIFC) — особого военно-гражданского органа, который будет обладать чрезвычайными полномочиями в плане заключения договоров и ведения работы по перспективным инвестиционным проектам, особенно для контрагентов из арабских стран.

1 августа пакистанское агентство Pro Pakistani опубликовало редакционную статью с претенциозным названием «Все, что нужно знать о новом правительственном 100-триллионном Фонде национального благосостояния», в которой подробно изложило полномочия и права вновь созданного фонда, а также попыталось ответить на вопрос о том, в чем состоит цель его создания.

ИА Красная Весна приводит перевод данной статьи с нашими комментариями.


Все, что нужно знать о новом правительственном 100-триллионном ФНБП

Согласно законопроекту, Фонд будет обладать финансовой и административной независимостью. Его ресурсы будут предоставлены Государственным банком Пакистана (ГБП), федеральным правительством и передачей текущих активов федерального правительства, таких как недвижимость и активы государственных фирм.

Уставный капитал Фонда составит 100 трлн рупий (около 33 трлн руб. или порядка $330 млрд по текущему курсу), выплачиваемых наличными федеральным правительством, и который может быть увеличен при необходимости.

Чем будет заниматься фонд?

а. Инвестированием, покупкой, поддержкой, продажей или реализацией иным образом активов и инвестиций любого рода;

б. Куплей-продажей отечественных и иностранных эмиссионных ценных бумаг, долговых ценных бумаг, деривативов, сырьевых товаров и других финансовых активов;

в. Развитием прав на недвижимое имущество и все виды материальных активов;

г. Разработкой проектов, привлечением средств на основе проектов, продлением кредитов на зарубежные проекты и закупкой ресурсов другими способами;

д. Ведением любых видов коммерческой и финансовой деятельности на внутреннем и внешнем первичном и вторичном рынках;

е. Участием во внутренних инвестициях и иностранных инвестициях, осуществляемых другими государствами и иностранными компаниями;

ж. Инвестированием в финансовые инструменты, выпущенные внутри страны или иностранные инвестиционные инструменты;

з. Участием в альтернативных видах операций на денежном рынке;

и. Приобретением, удержанием и отчуждением активов любого типа в удовлетворение своих требований;

к. Заключением соглашения в качестве частного лица или учреждения-исполнителя в рамках государственно-частного партнерства;

л. Назначением управляющих, попечителей, консультантов, поверенных, агентов и любых других профессиональных советников для эффективного управления Фондом;

м. Покупкой или иным приобретением, владением, продажей, передачей и обменом любого материального и нематериального, движимого или недвижимого имущества или любых прав, титулов или интересов в таком имуществе, приобретенном или переданном Фонду для ведения его деятельности;

н. Приемом и предоставлением любого залогового удержания, обременения, займа или ипотеки любого материального или нематериального движимого или недвижимого имущества или активов при ведении своей деятельности, получая и выплачивая комиссионные, сборы и брокерские услуги в связи со своей деятельностью;

о. Созданием любого юридического лица, организованного и действующего в соответствии с законодательством, включая фонды, субфонды, любые компании, корпорации, трасты, товарищества с ограниченной ответственностью или совместное предприятия на исключительной основе или совместно с другими инвесторами.

п. Координацией и получением местной или иностранной технической помощи, включая обмен опытом и наращивание потенциала для достижения целей фонда; заключением соглашений и контрактов и оформлением таких документов, которые могут быть сочтены необходимыми для достижения целей ФНБП;

р. Заимствованием или привлечением любых денежных средств таким образом и под такое обеспечение, какое Фонд сочтет целесообразным;

с. Участием в процессе приватизации для приобретения в собственность государственных предприятий или для оказания финансовых консультационных услуг в процессе приватизации;

т. Совершением всех таких действий и актов, которые могут быть относящимися к или вспомогательными по отношению к совершению любого из вышеупомянутых предприятий;

у. Совершение других действий и актов для достижения целей настоящего Закона, которые могут быть одобрены Наблюдательным советом.

Согласно законопроекту, надзор за работой фонда будет осуществлять наблюдательный совет. Совет будет состоять из премьер-министра, министра финансов, министра планирования, парламентского финансового секретаря, управляющего ГБП и генерального директора Фонда.

Совет также назначит Правление Фонда в составе 7 членов (директоров) из частного сектора. Срок полномочий каждого директора Совета составляет пять лет с даты назначения. Директор Совета имеет право на повторное назначение на один или несколько дополнительных сроков.

Интересно, что вся собственность федерального правительства на следующие активы будет передана Фонду. Примечание: в таблице государственные доли указаны в акциях, а не в валюте. Общее количество акций — 15,75 млрд.

Изображение: Скриншот с сайта издания
Перечень госсобственности, передаваемой в активы ФНБП
Перечень госсобственности, передаваемой в активы ФНБП

Публичное раскрытие информации

Фонд будет определять, какая информация о его работе и деятельности должна быть обнародована для публичного ознакомления.

Кроме того, за исключением случаев, когда это санкционировано судом, ни один член правления или персонал фонда не должен разглашать кому-либо какую-либо информацию, относящуюся к делам правления или фонда.

Чтобы ускорить экономический рост и выполнить требование развития инфраструктуры в стране, коалиционное правительство рассматривает этот законопроект как необходимый шаг для принятия закона о создании ФНБП.

Власти надеются, что фонд поможет снизить зависимость от государственных ресурсов для формирования капитала долгосрочных проектов развития.


Правительство Пакистана фактически создает некую полугосударственную финансово-экономическую структуру с широчайшими полномочиями и достаточно значительными, даже по меркам государств, средствами в управлении, которая будет решать задачи государственного развития.

Особое внимание привлекает тот противоречивый факт, что агентство пишет о необходимости «снизить зависимость от государственных ресурсов» — для государственного развития. И здесь не лишним будет напомнить о полномочиях уже упомянутого выше совета SIFC.

Одной из его главных особенностей является его фактическая неподотчетность никаким антикоррупционным ведомствам. То же самое следует из закона о ФНБП в отношении деятельности фонда. При этом помимо самого очевидного вопроса о коррупции в подобных закрытых системах возникает и более сложный вопрос о взаимоотношениях элит внутри государства.

В частности, главным антикоррупционным ведомством Пакистана является Национальное бюро отчетности (НБО), созданное в 2000-е годы по инициативе тогдашнего военного диктатора Пакистана, ныне покойного, генерала Первеза Мушаррафа. Оно находилось под контролем группы этого лидера среди военных элит. Это супер-ведомство имело широчайшие полномочия по расследованию и преследованию чиновников и частных лиц любого уровня и статуса.

Сразу после отставки премьер-министра Имрана Хана (который, отметим, приобрел значительный политический вес при том же Мушаррафе) в 2022 году законодательство об НБО было существенным образом изменено, сильно ограничив полномочия этого ведомства. А теперь, в 2023 году, правительство проводит закон по выводу огромных средств и активов из-под надзора НБО, то есть довершает его превращение в чисто символический орган.

Таким образом, есть все основания полагать, что речь идет вовсе не о создании грандиозной схемы государственной коррупции, а именно о конфликте групп внутри военных элит страны. И SIFC, и ФНБП в явном виде связаны с военными элитами Пакистана, а арабскими инвестициями занимались и предыдущий командующий армией Пакистана генерал Камар Джавед Баджва, и нынешний — генерал Асим Мунир.

Читайте также: В Пакистане создали супер-совет с чрезвычайными экономическими полномочиями