Союз между Россией и Китаем не существует, но действует — Foreign Affairs
Задолго до начала специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины целый ряд западных экспертов говорил о том, что главной задачей Запада является недопущение сближения России и Китая.
Одним из способов, с помощью которого Запад мог бы вбить клин между Москвой и Пекином, они называли смягчение позиции США и ЕС по Украине. В частности, еще 19 июня 2021 года Джон Рюль в статье для The National Interest отметил, что «России могут быть предложены условия, отвечающие ее собственным национальным интересам, включая замораживание стремления Украины к членству в ЕС и НАТО, а также постепенное смягчение санкций», если она будет стремиться «в объятия КНР».
ИА Красная Весна приводит перевод статьи китаиста Александра Габуева (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Александра Габуева либо касается деятельности иностранного агента Александра Габуева) "Россия и Китай. Союз нечестивых", вышедшей 9 апреля в американском журнале Foreign Affairs. Востоковед утверждает, что на сегодняшний день, когда конфликт на Украине идет уже третий год, попытки Запада поссорить Москву и Пекин успехом не увенчались.
Напомним, что фразу "союз нечестивых" употребил экс-президент США (1933-1945) Франклин Делано Рузвельт в ходе предвыборной кампании 1940, говоря о лагере своего оппонента.
Читайте также: США опасаются, что их враги объединятся — Foreign Affairs
Союз нечестивых
Всего десять лет назад большинство официальных лиц США и стран Европы пренебрежительно относились к долговечности зарождающегося партнерства между Китаем и Россией. В западных столицах считали, что показное сближение Кремля с Китаем, которое наблюдается с 2014 года, обречено на провал, поскольку связи между двумя евразийскими гигантами всегда будут непрочными из-за перевеса сил в пользу Китая из-за сохраняющегося недоверия по ряду проблем, разногласий в прошлом и разности культур двух народов и представителей их элит.
Утверждалось, что как бы президент России Владимир Путин ни пытался добиться расположения китайского руководства, для КНР ее связи с Соединенными Штатами и союзниками США всегда будут важнее, чем символические отношения с РФ, в то время как Москва будет опасаться усиления Пекина, ища противовеса в лице Запада,
Несмотря на значительное сближение Китая и России, американские власти по-прежнему относятся к нему пренебрежительно.
«У них брак по расчету, — утверждал госсекретарь США Энтони Блинкен американским сенаторам в марте 2023 года во время государственного визита лидера КНР Си Цзиньпина в Москву. — Я не уверен, что это серьезно. Россия во многом — младший партнер в этих отношениях».
И все же подобные скептики не учитывают важную и мрачную реальность: Китай и Россия сейчас так близки, как не были никогда с 1950-х годов.
Сближение России и Китая — одно из наиболее важных геополитических последствий конфликта на Украине. Во многом подобная переориентация обусловлена сознательными шагами Си Цзиньпина и Путина, однако она также является побочным продуктом все большего раскола между Западом с одной стороны и КНР с Россией с другой.
На Западе предпринимали оказавшиеся тщетными попытки вбить клин между двумя державами, чтобы оси РФ — КНР не существовало, надеясь, что Кремль ужаснется своей вассальной зависимости от Пекина. Вместо этого Запад теперь должен быть готов к длительному периоду одновременной конфронтации с двумя огромными ядерными державами.
На фоне конфликта на Украине Россия вместе с КНР заняла решительную позицию геополитического противостояния с США. До 24 февраля 2022 года Россия пыталась защитить свою автономию, сохраняя хоть какой-то баланс в отношениях с Китаем и Западом во главе с США, хотя антизападный уклон в политике Москвы стал просматриваться всё отчетливее после возвращения Путина на пост президента в 2012 году.
Раз Запад помогает убивать российских солдат и ведет экономическую войну против России, Кремль больше не может поддерживать связи с Соединенными Штатами и их партнерами в Европе и Азии, поэтому если помочь Китаю в подрыве глобального доминирования США, это может ускорить победу в войне против Запада.
Ни одна другая держава не может принести Китаю столько пользы, сколько Россия, особенно сейчас. Обилие природных ресурсов России — не только нефти и газа, но также металлов, урана, удобрений, древесины, сельскохозяйственной продукции и воды — может помочь прокормить китайскую экономику. Проблема для России, конечно, в том, что эта торговля с Китаем будет все чаще происходить по ценам, диктуемым Пекином и подлежащим оплате в юанях.
Между тем этот поток российских ресурсов повышает энергетическую и продовольственную безопасность Китая, одновременно уменьшая его зависимость от уязвимых морских маршрутов, таких как Малаккский пролив, который патрулируется ВМС США. Благодаря этому повышается конкурентоспособность китайского производства за счет снижения затрат на электроэнергию.
Хотя российский рынок намного меньше рынков США или ЕС, он по-прежнему огромен и испытывает всё большую потребность в китайской продукции. Российские продажи становятся все более важными для китайских производителей, учитывая нестабильный внутренний спрос в Китае и сокращение экспорта на традиционные рынки Запада.
Более того, поскольку 70% китайской торговли с Россией осуществляется в юанях, Пекин может рассматривать торговые отношения как флагманский проект по интернационализации своей валюты. Действительно, согласно данным SWIFT, в ноябре 2023 года доля юаня в мировой торговле достигла 4,61%, что является самым высоким уровнем за всю историю.
У России также есть некоторые передовые военные технологии, которые по-прежнему нужны Китаю, несмотря на общую превосходящую сложность китайского оборонного производства. К ним относятся ракеты класса «земля-воздух» С-500, двигатели для современных истребителей, инструменты ядерного сдерживания, такие как системы раннего предупреждения, малозаметные подводные лодки и технологии подводной войны.
Несмотря на отток талантов после начала СВО, у России все еще есть некоторый интеллектуальный потенциал, особенно в области информационных технологий, в использовании которого заинтересован Китай.
Сотрудничество между военными обеих стран является важным активом для Китая. У двух стран все еще есть потенциал активизировать обмен разведданными, проводить совместные кибероперации по краже конфиденциальных западных правительственных или коммерческих данных, а также координировать свои операции по оказанию влияния, включая кампании по дезинформации.
До сих пор Россия и Китай на самом деле не работали в тандеме на фронте дезинформации, а вместо этого распространяли схожие нарративы параллельно, но комбинированный подход вполне может сформироваться по мере того, как правительства становятся все ближе.
Москва и Пекин не хотят подписывать официальный военный союз, о чем неоднократно заявляли высокопоставленные чиновники с обеих сторон. Ни один из них не хочет иметь юридического обязательства сражаться за другого и быть втянутым в ненужный конфликт.
Тем не менее две крупные ядерные державы, находящиеся в дружеских отношениях и стоящие спиной к спине на гигантской евразийской территории, являются серьезной головной болью для Вашингтона.
В условиях краха глобальных режимов контроля над ядерными вооружениями и быстрого наращивания ядерного потенциала Китая американские стратеги столкнутся с трудным выбором в отношении распределения ресурсов: Соединенным Штатам необходимо будет создать стратегические ядерные силы, которые смогут одновременно сдерживать двух действующих совместно соперников, обладающих огромными ядерными арсеналами.
Де-факто пакт о ненападении между Китаем и Россией, а также общее восприятие этими странами Соединенных Штатов как врага могут привести к усилению координации между европейским и азиатским театрами военных действий, что еще больше истощит ресурсы и внимание США. Если, например, Китай решит предпринять действия в Тайваньском проливе, Россия может одновременно провести провокационные крупномасштабные военные учения в Европе, помогая Китаю, напрягая возможности США по реагированию.
Повторения успеха Генри Киссинджера, когда тому в 1970-х удалось вбить клин между СССР и Китаем, теперь ожидать не стоит. Действительно, углубление этого партнерства является одним из наиболее важных результатов украинской трагедии. Москва и Пекин, возможно, никогда не будут заключать официального союза, но развитие их отношений в предстоящие годы будет все больше влиять на мир и бросать вызов Западу.
При экс-президенте США Дональде Трампе Совет национальной безопасности рассматривал идею обратного подхода Киссинджера, направленного на взаимодействие с Россией, более слабым партнером, однако результатов это не дало. В то время как бывший госсекретарь Генри Киссинджер во время холодной войны обхаживал коммунистический Китай, предлагая Пекину нормализацию отношений с Соединенными Штатами, официальные лица США на данный момент не могут предложить сделку такого рода ни Москве, ни Пекину.
Любые надежды отделить их друг от друга — не более чем принятие желаемого за действительное. Конечно, китайско-российские отношения не лишены напряжения, и существующая напряженность может усугубиться, поскольку Китай становится более уверенным в себе и испытывает искушение начать командовать русскими более жестко — что не может понравится Москве. Однако на данный момент Пекин и Москва продемонстрировали замечательную способность преодолевать свои разногласия.
Если тандем Китая и России сохранится, западные лидеры должны будут разработать долгосрочную стратегию, которая поможет поддерживать мир, учитывая все последствия одновременной конкуренции с Китаем и Россией.
Для начала Западу необходимо будет найти правильный баланс между сдерживанием и соглашениями в отношениях с Москвой и Пекином, чтобы избежать опасных ситуаций эскалации, которые могут возникнуть в результате несчастных случаев, неправильных представлений и недопонимания.
Западным правительствам следует рассмотреть последствия второго порядка принудительных экономических мер, которые они применили к России и Китаю, и то, как ответные контрмеры еще больше разрушают ткань глобализации. И хотя Запад не должен мириться с дезинформацией России и Китая и попытками подорвать функционирование международных институтов, западные страны должны стремиться сделать некоторые из этих институтов, таких как Организация Объединенных Наций и связанные с ней агентства, снова функциональными, даже при участии Пекина и Москвы.
Размышляя о том, как защитить европейскую и азиатскую безопасность, обуздать изменение климата, учитывать риски новых прорывных технологий, таких как искусственный интеллект, и решать проблемы, стоящие перед глобальной финансовой архитектурой, западные политики теперь должны будут учитывать реальность материализующейся китайско-российской оси.