Массовые забастовки профсоюзов работников транспорта и автотранспортной промышленности проходят в ФРГ, Финляндии и Швеции

Большая стачка машинистов в Германии набирает обороты

Георгий Савицкий. Всеобщая железнодорожная стачка, 1905 год. 1930
Георгий Савицкий. Всеобщая железнодорожная стачка, 1905 год. 1930
Георгий Савицкий. Всеобщая железнодорожная стачка, 1905 год. 1930

Профсоюз машинистов поездов (GDL) Германии уже провел серию забастовок, но его требования не были выполнены. Забастовки проходят ежемесячно с августа 2023 года.

Тысячи железнодорожных рейсов Германии отменили из-за забастовки 8 декабря

Общенациональная забастовка машинистов Германии 8 декабря длилась 24 часа для пассажирского и 28 часов для грузового секторов и привела к отмене тысячи рейсов.

Профсоюз потребовал от железнодорожного концерна Deutsche Bahn (DB) повышения заработной платы на €555 (54 тыс. руб.) в месяц, сократить до 35 часов рабочую неделю вместо 38-часовой для рабочих по сменам, при этом сохранив оплату труда.

Также бастующие требуют увеличить пенсионные накопления до 5% и выдать премию для всех работников в €3000 (290 тыс. руб.).

Однако концерн не пошел на эти требования и предложил увеличение зарплаты на 11% в течение 32 месяцев и разовую премию. Профсоюз также не принял условия DB.

Очередная забастовка пройдет после 7 января, когда закончатся рождественские праздники.

Срыв переговоров и массовая забастовка в ноябре

Месяцем ранее в общенациональной забастовке приняли участие машинисты поездов, обслуживающий персонал, работники мастерских и диспетчеры. Стачка длилась 20 часов с 22:00 15 ноября до 18:00 16 ноября. По всей Германии были отменены поезда.

По оценке железнодорожного концерна, забастовка затронула 80% междугородних перевозок и ограничила региональные и грузовые перевозки. Немецкие СМИ предложили пассажирам временно пересесть на автомобили и автобусы или найти, с кем можно доехать на машине.

Пассажирам разрешили поменять время поездки на время до забастовки либо после. Железнодорожный концерн согласился вернуть деньги за билеты при обращении в клиентский центр либо онлайн.

Перед началом забастовки стороны согласовали жесткий график переговоров, предусматривающий проведение восьми встреч в течение пяти недель. Однако второй раунд переговоров был отменен GDL, после этого прошла 20-часовая «предупредительная» забастовка.

«Либо вы бастуете, либо ведете переговоры. Вы не можете делать и то, и другое одновременно», — заявил директор по персоналу DB Мартин Зайлер.

«Утренняя забастовка» машинистов Германии в октябре

В октябре (21 октября с утра до 14:30 по местному времени) профсоюз машинистов также проводил забастовку. Остановка работы железнодорожников привела к отмене поездов в таких регионах, как Ганновер, Бремен, Восточная Вестфалия и Саксония.

По данным профсоюза GDL, в регионе Северный Рейн-Вестфалия забастовкой были охвачены одиннадцать линий перевозчика Transdev, включая NordWestBahn, обслуживающую Падерборн и Билефельд, и Rhein-Ruhr-Bahn в регионе Нижний Рейн. В Саксонии остановились региональные поезда между Лейпцигом и Хемницем, а также между Дрезденом и Цвиккау.

Требования бастующих о повышении зарплаты на €555 (54 тыс. руб.) в течение года и сокращении часов работы не были выполнены.

Попытки уладить конфликт

Еще в сентябре представители железнодорожного концерна Deutsche Bahn и профсоюза GDL заявили на пресс-конференции 16 сентября, что спор о повышении тарифа улажен и забастовок больше не будет.

Стороны договорились о повышении зарплаты на 1,5% и выплате рабочим в €400 — 600. Профсоюз требовал повышения зарплаты на 3,2% за два года и премию в €600 (58,5 тыс. руб.).

Данные договоренности были озвучены после общенациональных забастовок в период летних каникул в августе и сентябре.

Ранее, в марте 2023 года, крупнейшая за десятилетие забастовка была организована двумя профсоюзами Германии — Verdi (представляет 2,5 млн работников госсектора) и EVG (объединяет 230 тыс. работников железных дорог и автобусных компаний).

Забастовка была самой масштабной в истории страны с 1992 года и затронула аэропорты, автобусное и железнодорожное сообщения. Причиной забастовки стала высокая инфляция в ФРГ, которая в феврале 2023 года превысила 9,3%.

Забастовки в других странах Евросоюза

Федерация профсоюзов Финляндии (SAK) заявила о забастовке 14 декабря с участием до 100 тысяч рабочих по всей стране.

Транспортникам Финляндии прежде всего не нравятся условия труда. Бастующие остановят движение поездов дальнего и регионального следования. Также планируется прекратить автобусное сообщение.

Забастовка грозит перерывом в доставке молочной и хлебобулочной продукции. При этом профсоюзы работников пищевой промышленности заявили о поддержке бастующих.

Кроме того, в забастовке примет участие профсоюз автомобильной промышленности Финляндии, который поддержал бастующих в Швеции сотрудников Tesla.