Является ли новая стратегия США в Ливии попыткой исправить ошибки 2011 года, или это продолжение стратегии доминирования США в регионе любой ценой?

В США рассказали о планах по дальнейшей демократизации Ливии

Британский Джон Булл ведет дядю Сэма в гору, неся «Бремя белого человека». Карикатура 1899 года.
Британский Джон Булл ведет дядю Сэма в гору, неся «Бремя белого человека». Карикатура 1899 года.

24 марта 2023 года на сайте государственного департамента США был опубликован документ «Стратегия США по предотвращению конфликтов и содействию стабильности, 10-летний стратегический план для Ливии». Опубликован документ в разделе «Бюро операций по конфликтам и стабилизации» (The Bureau of Conflict and Stabilization Operations).

Название раздела выбрано не случайно. США давно слывут мастерами создания конфликтов из воздуха.

Можно вспомнить военный конфликт между США и Мексикой в 1846–1848 годах, поводом для начала которого якобы послужила агрессия мексиканцев. Сам Авраам Линкольн, будучи членом конгресса США, оспаривал основания для объявления этой войны и требовал указать точное место атаки на американских солдат, но война была нужна одиннадцатому президенту США Джеймсу Ноксу Полку, и она началась.

В XX веке на подобных основаниях была совершена оккупация Никарагуа, вторжение в Гренаду. А для вторжения в Ирак поводом стала знаменитая пробирка Колина Пауэла с белым порошком. Все эти события объединяет одно — США хотели начать конфликт и находили предлог, чтобы начать боевые действия. Хотя есть примеры, когда Вашингтон начинал военные действия даже без поиска повода.

Не стала исключением и операция НАТО против Ливии в 2011 году. Формальным предлогом для начала полномасштабной агрессии стала резолюция Совбеза ООН № 1973, которая должна была установить бесполетную зону над Ливией и снизить интенсивность боевых действий в стране между противниками и сторонниками лидера страны Муаммара Каддафи. Но на деле всё вылилось в полномасштабные боевые действия почти всего НАТО против маленькой Ливии.

Результатом операции стало отстранение от работы действующей и международно признанной власти в Ливии. Страна погрузилась в хаос и череду гражданских войн. При Каддафи, по данным ООН за 2010 год, индекс человеческого развития помещал Ливию на 53-е место в рейтинге, В 2020 году страна оказалась на 105-м месте по индексу человеческого развития.

Десять лет хаоса и насилия в Ливии — результат операции НАТО — очень лаконично охарактеризованы в новой стратегии США: «После падения режима Каддафи в 2011 году Ливия столкнулась с расколом и насильственным конфликтом».

Хаос в Ливии дестабилизировал целый регион, так как оружие из страны расползлось по всей центральной Африке и активизировало множество военных конфликтов на континенте. А иммигранты из Африки бурным потоком хлынули через Ливию в Европу.

Новая стратегия США по предотвращению конфликтов и содействию стабильности в Ливии

Возникает вопрос: является ли новая стратегия США в Ливии попыткой исправить ошибки 2011 года, или это продолжение стратегии доминирования США в регионе любой ценой?

В новой стратегии прямо сказано, что приоритетным направлением политики США в северной Африке в ближайшее время будет Ливия.

Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, Ливия занимает очень выгодное геостратегическое положение — между Африкой и Европой.

Во-вторых, страна обладает существенными запасами углеводородов. Последние исследования показали, что их намного больше, чем считалось ранее. 25 марта 2023 года геологическая служба США заявила, что в Ливии обнаружены два крупных нефтегазовых бассейна. Предварительная оценка запасов говорит, что залежи углеводородов в этих бассейнах увеличивают запасы Ливии по нефти и газу вдвое.

В-третьих, это тенденция к ослаблению позиций США и их союзников в Африке и рост влияния Китая на континенте. Вашингтону нужны новые точки опоры для укрепления своего положения в регионе.

Согласно документу госдепа, новая Ливия должна быть демократически управляемой страной с безопасными границами, сотрудничающая с США и международным сообществом.

При этом для достижения этой цели Вашингтон делает ставку на организации и силы, с которыми будет построены отношения субнационального партнерства. Стратегия предусматривает увеличение участия в политике женщин, молодежи и других групп, традиционно маргинализированных.

Важно отметить, что одной из главных проблем затяжного кризиса в Ливии является наличие в стране реликтов родоплеменного строя. В Ливии насчитывается примерно 12 племен и 5 этнических групп.

Бизнесмены, военные, чиновники и должностные лица в Ливии всячески продвигают своих родственников или представителей своего племени. Каддафи пытался преодолеть эти реликты и создать единую ливийскую нацию, где будут оцениваться личные качества человека без оглядки на то, из какого он рода, племени или к какой этнической группе относится. Понимая, что данные преобразования требуют времени, Каддафи в ручном режиме выстраивал баланс между ливийскими племенами и фракциями.

Последние 10 лет постоянных войн, конфликтов и хаоса на территории Ливии только усугубили ситуацию. После операции НАТО в стране прошло множество межплеменных военных конфликтов, что затрудняет процесс национального примирения. Сложно поверить, но в XXI веке в Североафриканской Швейцарии, как когда-то называли Ливию, проводится официальная встреча племени каддафа с племенем мисурата, на которой обсуждаются вопросы обмена пленными и компенсация за ущерб от агрессии.

В этой связи ставка Вашингтона на различные малые, а иногда маргинализованные группы внутри Ливии не очень согласуется с заявленной целью стабилизации ситуации в стране. В то же время очевидно, что маленькие группы внутри Ливии, с которыми власти США хотят построить отношения, будут находиться в полной зависимости от Вашингтона из-за своей малочисленности и скудных ресурсов.

Задачи новой стратегии Вашингтона

В стратегии установлены четыре задачи, решение которых должно привести к достижению поставленной цели.

Задача 1: Ливия двигается к единой, демократически избранной, стабильной политической системе, которая широко участвует и принимается ливийским обществом и может эффективно и на равной основе предоставлять целевые государственные услуги и защищать права человека для всех ливийцев.

Построению демократической системы в Ливии в классическом ее понимании препятствует уже вышеупомянутая племенная дифференциация населения страны, а также неравномерность распределения населения по территории страны. Большая часть населения Ливии сосредоточена в агломерации Триполи, она превосходит по населению все другие территории страны. Но при этом на территориях с меньшим количеством людей находятся основные месторождения углеводородов, которые являются главным источником дохода Ливии.

Задача 2: Ливия интегрирует исторически маргинализированный Юг в национальные структуры, что приведет к более широкому объединению и обеспечению безопасности южной границы.

Проблема юга Ливии действительно стоит остро и ее надо решать, но не привнесением туда повестки ЛГБТ, феминизма или поддержкой непонятных и якобы демократических групп молодежи. Юг Ливии готов и хочет интеграции на национальном уровне, а не на субнациональном, как это предлагает Вашингтон.

Задача 3: Ливия стремится к контролируемому гражданами объединенному военному аппарату и аппарату безопасности с монополией на законное применение силы, который способен поддерживать стабильность и способствовать достижению целей региональной безопасности.

Десять лет военных конфликтов привели к формированию на территории Ливии множества вооруженных группировок и просто бандитских групп. В Ливии уже выросло целое поколение людей, которые не представляют себе как можно спокойно без оружия ходить по улицам или не иметь приличного арсенала огнестрельного оружия у себя дома. В этой ситуации интеграция членов боевых отрядов в силы безопасности, подразделения МВД и армии — это серьезная и сложная задача.

И она опять должна решаться на национальном уровне, чтобы все члены вооруженных формирований понимали свое место в общенациональной системе безопасности страны. Сейчас большинство вооруженных формирований встроены в системы безопасности востока и запада Ливии, а в некоторых случаях они подчиняются только старейшинам своих племен и только формально входят в состав тех или иных подразделений.

Задача 4: Экономическая и деловая среда Ливии способствует устойчивому и справедливому экономическому росту, снижает уровень коррупции и позволяет лучше управлять доходами.

Справедливое распределение доходов — одна из главных проблем Ливии на сегодняшний день, особенно учитывая уже вышеупомянутое разделение народа Ливии.

Способы решения задач новой стратегии США

Теперь о способах, которыми Вашингтон планирует последовательно достигать перечисленные задачи. Для этого планируется перестроить дипломатическую работу, оказывать финансовую и иную помощь, а также использовать другие инструменты влияния.

Интересно, что тут нет никакой конкретики, учитывающей специфику этой страны. Максимум, что предполагается делать, перенести акцент на взаимодействие на юге Ливии, разоружение, демобилизацию и реинтеграцию вооруженных группировок и национальное примирение.

В документе говорится о построении взаимодействия правительства США с субнациональными, местными субъектами гражданского общества в обход соответствующих государственных институтов, например таких, как МИД Ливии. Планируемое прямое взаимодействие государственных служб США с некими группами внутри Ливии вызывает много вопросов.

«Правительство США будет инвестировать в рабочие группы с местными партнерами, а также с другими международными донорами, чтобы способствовать постоянному диалогу и координации», — говорится в документе.

При этом планируется осуществлять комплексный межведомственный подход к планированию и реализации стратегии. Реализация и планирование предполагают участие дипломатического и оборонного секторов США.

Вашингтон заявляет, что нужно выводить Ливию из кризиса, который был вызван его же действиями. Но анализ методов и способов достижения поставленных целей в стратегии заставляет усомниться в том, что реальные цели совпадают с заявленными.

Говоря о контексте, на фоне которого была представлена стратегия, необходимо вспомнить недавнюю инициативу главы миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ) Абдулая Батили по проведению выборов в стране. Данную инициативу всячески поддержали США, но ее не приняли в самой Ливии и она была полностью отвергнута Египтом.

Инициатива Батили заключалась в том, что под его руководством должен был быть создан комитет высокого уровня по проведению выборов. В комитет по решению Батили должны были войти представители политических институтов, видные политические деятели и вожди племен, представители организаций гражданского общества, представители силовых структур, а также представители женщин и молодежи.

Но Батили не уточнил, по какому принципу должен был формироваться комитет, призванный содействовать принятию правовой базы проведения выборов в Ливии, утверждению графика их проведения и решению других вопросов, связанных с выборами, и кто его уполномочил подобный кабинет формировать.

То есть глава миссии ООН, с одобрения США должен был сформировать орган, сочетающий в себе функции исполнительной и законодательной власти, не имея на это никаких законных оснований, подтвержденных волей ливийского народа.

Кроме того, инициатива Батили и стратегия США подразумевает взаимодействие с организациями гражданского общества, которые каким-то образом выжили или сформировались в условиях разгула вооруженных банд и постоянных гражданских войн на всей территории Ливии в течение 10 лет. Что это за организации гражданского общества и кого они представляют, остается не ясным.

В отличие от политической сферы с экономическими вопросами всё несколько проще. Американские компании активно возвращаются в Ливию, и власти США это всячески поддерживают. Это только подтверждает, что одна из главных задач новых отношений с Ливией — дешево получить нефть и газ.

25 марта 2023 года стало известно, что американская нефтяная компания Halliburton вскоре подпишет соглашение на $1 млрд с ливийской государственной Национальной нефтяной корпорацией (ННК), а американская Honeywell собирается обнародовать контракт с ННК на $400 млн. Американская нефтяная компания Halliburton планирует восстановить нефтяное месторождение Аль-Дхара в центральной части Ливии. А Honeywell планирует построить нефтеперерабатывающий завод на юге Ливии.

Итоги

Учитывая желание Вашингтона строить диалог с субнациональными группами, всё встает на свои места. Стабилизировать многоплеменную Ливию после 10 лет хаоса сложно, особенно в условиях конкуренции с другими мировыми игроками, а вот договориться с небольшими группами внутри страны и получать ресурсы с подконтрольных им территорий куда проще.

В данном варианте ЦРУ содействует переговорам и мониторит ситуацию, а Пентагон выступает в роли джокера — на крайний случай, если что-то пойдет не по плану. Если маленькие группы внутри Ливии не смогут добиться целей, то можно снова провести гуманитарные бомбардировки в целях продвижения мира и демократии. Опыт Сирии на практике доказал, что хаос и беззаконие на территории не мешают получать ресурсы с этой территории и располагать там свои военные базы для решения своих задач.

В итоге мы видим конфликт заявленной цели и способов ее достижения. Предлагаемые США отношения нарушают суверенитет страны и работают на ее разделение, а не объединение.

Всё вышеописанное заставляет усомниться в желании Вашингтона исправить ошибки 2011 года и стабилизировать Ливию и регион в целом.