Главная третья сила политического ландшафта Тайваня продемонстрировала свою странность в первом же действии нового парламента — на выборах спикера

Тайваньская народная партия — странная третья сила в политике острова

Джеймс Энсор. Интрига. 1890
Джеймс Энсор. Интрига. 1890
Джеймс Энсор. Интрига. 1890

После прошедших на Тайване 13 января выборов президента и парламента осталось больше вопросов, чем ответов о политическом будущем острова. Если на президентских выборах победил кандидат от правящей Демократической прогрессивной партии Лай Циндэ, то большинство в парламенте получил оппозиционный Гоминьдан. Однако большинство это не является парламентским, то есть 50% от числа депутатов плюс один голос. Таким образом, Гоминьдан не сможет проводить те решения, которые посчитает нужным, без оглядки на другие политические силы.

Парламентские странности Тайваньской народной партии

Гоминьдан получил в парламенте 52 места из 113. Еще два места получили независимые депутаты, которые поддерживают Гоминьдан. Однако даже этих 54 голосов не хватит до необходимых 57. 51 место в парламенте получила Демократическая прогрессивная партия (ДПП) Тайваня.

При таком раскладе ключевой становится позиция третьей силы — Тайваньской народной партии (ТНП). Ее 8 голосов могут перевесить чашу весов при голосовании в одну или в другую сторону. Поэтому значение позиции партии по тому или иному вопросу становится крайне весомым.

Первым вопросом о такой позиции стали выборы спикера нового парламента. Обе главные партии выдвинули своих кандидатов. Взоры СМИ и аналитиков были устремлены на фракцию ТНП — какую из двух политических сил она поддержит?

С Гоминьданом ТНП еще осенью была готова создать коалицию, чтобы идти вместе на президентские выборы. Однако когда основные договоренности были достигнуты, лидер ТНП Кэ Вэньчжэ не захотел идти на выборы вторым номером в качестве кандидата в вице-президенты.

Он хотел, чтобы результаты опросов общественного мнения, на основе которых, по договоренности, должен был решиться вопрос, кто будет кандидатом в президенты, а кто в вице-президенты, были учтены таким образом, чтобы он не уступил представителю Гоминьдана Хоу Юи. В итоге договоренности были сорваны и партии пошли на выборы порознь.

С точки зрения отношений с ДПП необходимо помнить, что Кэ Вэньчжэ начинал в движении «Подсолнух», которое было противником Гоминьдана и тяготело к их политическим противникам. ДПП поддержала кандидатуру Кэ Вэньчжэ на выборах мэра Тайбэя в 2014 году, которые он выиграл. ДПП тогда вообще не выставила своего кандидата, поддерживая именно будущего лидера ТНП.

Поэтому вопрос, кого из кандидатов на пост спикера поддержит фракция ТНП, был совсем не простым.

Кэ Вэньчжэ и его фракция пригласили кандидатов от обеих партий к себе, чтобы обсудить предложения партии о реформах законодательной власти на острове, чтобы узнать их позицию по пяти пунктам, сформулированным ТНП.

Во-первых, ТНП предлагала пересмотреть наказания для официальных лиц, лгущих под присягой. Во-вторых, запретить ведомствам препятствовать доступу депутатов к документации.

В-третьих, принять меры против работы над законопроектами, построенными на конфликте интересов. В-четвертых, обязать спикера парламента отчитываться об использовании специального пособия. И пятое предложение состояло в добавлении в парламентские комитеты должности сопредседателя.

Кандидаты в спикеры сдержанно высказывались о предложениях ТНП и говорили, что в некоторых из них есть разумное зерно. Переговоры сначала с одной парой кандидатов в спикеры и вице-спикеры, а потом с другой прошли за закрытыми дверями.

Однако результатом переговоров стала не поддержка со стороны ТНП одного или другого кандидата, а некоторое многоточие. Тайваньская народная партия выдвинула своих собственных кандидатов на пост спикера и вице-спикера, которые заведомо не имели шансов на победу.

Выборы спикера прошли в два этапа. На первом этапе определялись те, кто пройдут во второй тур, набрав наибольшее количество голосов. Ожидаемым образом это оказались кандидаты от Гоминьдана и ДПП. Кандидат от ТНП получил только голоса своей фракции.

Во втором туре, где для победы необходимо было получить простое большинство, победил кандидат от Гоминьдана Хан Гою. Вице-спикером стал его однопартиец Джонни Чанг. Оба они получили по 54 голоса.

Их противники от ДПП получили по 51 голосу. Депутаты от ТНП во втором туре воздержались. Таким образом спикер предыдущего созыва от ДПП Ю Сикун сложил с себя полномочия.

Тайваньская народная партия в очередной раз показала свою несговорчивость и экстравагантную позицию в духе стратегической двусмысленности. Коалиции в парламенте, которая бы получила возможность действовать без оглядки на политических оппонентов, пока так и не сложилось.

ТНП на первом же серьезном вопросе показала, что готова сохранять интригу в каждом случае и пока не собирается вступать в стратегический союз ни с одной из главных тайваньских партий.

В Багдаде не все спокойно

На фоне широко обсуждаемых действий Тайваньской народной партии в парламенте разворачивается сюжет, который говорит о том, что и внутри самой партии не все в порядке. Одна из давних соратниц Кэ Вэньчжэ Цай Биру заявила, что партия впала в стагнацию, а если ее лидер продолжит полагаться на свое окружение, она и вовсе сдуется.

Цай Биру пошла в политику вслед за Кэ Вэньчжэ. Вместе они работали еще в больнице Национального университета Тайваня. Он врачом, а она медсестрой. Потом она была в его команде на выборах мэра Тайбэя в 2014 году, а позже стала руководить кадровой работой в его бытность главой города.

Цай Биру на нынешних выборах попыталась избираться в парламент в первом округе Тайчжуна. Она заявила, что после неудачи при формировании коалиции ТНП и Гоминьдана в ноябре фигура Кэ Вэньчжэ стала препятствием для осуществления ее кампании. Ее сторонники, раздавая напечатанные заранее буклеты, переворачивали их наверх той стороной, где Цай Биру была изображена одна, а не той, где они были сфотографированы вдвоем с Кэ Вэньчжэ.

Избиратели, поддерживающие Гоминьдан, были разочарованы окончившимися ничем многообещающими переговорами с Кэ Вэньчжэ. Их партия не выставила в округе своего кандидата, и они могли бы поддержать Цай Биру. Но фигура Кэ Вэньчжэ стала для них отталкивающим фактором.

Цай Биру отказалась войти в центральный комитет ТНП и заинтересовалась работой в команде мэра Тайчжуна Лю Шьюйеня. Однако она не вышла из партии, и говорить о каком-либо конфликте с Кэ Вэньчжэ нельзя.

Мы видим, что экстравагантная политика руководства партии и ее лидера вызывает вопросы не только у других политиков, но уже и у соратников, которые начинают делать публичные заявления о том, что он не все делает правильно. Даже у них его политика и поведение вызывают много вопросов.

Работа Законодательного Юаня (парламента Тайваня) 11-го созыва обещает быть непростой и обильной на события. Одним из факторов, который будет способствовать появлению таких событий, несомненно станет Тайваньская народная партия и ее лидер Кэ Вэньчжэ.