Надо проявлять особую бдительность, когда вы открываете путь через Северный Ледовитый Океан, а не только «заказывать оркестр»

Чему блокада Суэцкого канала должна научить Россию

Александр Борисов. Северный пейзаж. 1896.
Александр Борисов. Северный пейзаж. 1896.

Недельная блокировка Суэцкого канала из-за контейнеровоза Ever Given стоила мировой экономике около $80 млрд. Российские компании, суда которых оказались в «пробке», также пострадали, однако в целом для России ситуация выглядела скорее выгодной.

Кроме локального подъема цен на нефть, ситуация в Суэцком канале вызвала обсуждение альтернативных маршрутов из Восточной Азии в Европу. Кандидат экономических наук Михаил Беляев в комментарии для ИА Красная Весна оценил возможность варианта, который звучал чаще прочих, — Северного морского пути.

Беляев отметил, что история с Суэцким каналом повысила актуальность Северного морского пути (СМП) как альтернативного маршрута. Однако у пути через северные моря России есть свои сложности.

«Ситуация в Суэцком канале служит хорошим, поучительным уроком для Северного морского пути», — отмечает эксперт.

Эксперт напомнил, что СМП — это «не чистая водная гладь», он состоит из проливов между островами. Ситуация осложняется ледовой обстановкой — даже после открытия навигации в СМП могут быть и туманы, и плавающие льдины.

«Надо проявлять особую бдительность, когда вы открываете путь через Северный Ледовитый океан, а не только „заказывать оркестр“. Очень важен класс ледоколов, которые бы расчищали этот путь, требования к навигации, к лоцманской службе, которая будет проводить через все каналы и проливы», — отметил Беляев.

Кроме того, как показала история с Суэцким каналом, для международной торговли на современном этапе наиболее важны даже не цена, а точность поставки, которая влияет на функционирование международных операционных цепочек.

«СМП должен быть в таком состоянии, чтобы была точность соблюдения графиков, вот что очень важно, — отмечает экономист. — Для международных операционных цепочек иногда предпочтительнее бывает запустить груз по более длинному маршруту, зато по более предсказуемому».

Беляев отмечает, что с каждым годом из-за потепления в Арктике навигационный период на СМП все длиннее, но из-за непредсказуемой погоды, в частности, на СМП «нет точной даты открытия и точной даты закрытия».

«СМП всем хорош, он всем полезен, его актуальность возрастает, но требует ответственного подхода. И понимания того, что нужны организационные мероприятия и достаточно много финансовых вложений», — заключил эксперт.

Как сообщало ИА Красная Весна, 23 марта контейнеровоз Ever Given встал на мель и перегородил Суэцкий канал в Египте — одну из главных транспортных артерий мира.

Блокировка канала продолжалась неделю, до снятия судна с мели. На входах в Суэцкий канал скопилось более 400 кораблей. По оценкам экспертов, мировая экономика потеряла за время блокады канала около $80 млрд.

Читайте также: Станет ли МТК «Север-Юг» через Иран альтернативой Суэцкому каналу? Интервью