Турция проверяет, как далеко она может зайти, компрометируя Евросоюз действиями, которые «уводят ее с европейского пути». 

Как Турция сможет заработать на «мигрантофобии» Евросоюза?

Жан Жюль Антуан Леконт дю Нуи. Гарем. 1876 год
Жан Жюль Антуан Леконт дю Нуи. Гарем. 1876 год

В Брюсселе 25–26 марта 2021 года состоится важное событие для отношений Европы и Турции — пройдет саммит лидеров Союза, где будут приняты решения о сближении. К настоящему моменту после множества предварительных обсуждений и заявлений ЕС говорит, что еще посмотрит на действия Турции, и все решения озвучит на встрече.

Что хочет увидеть ЕС со стороны Турции, и что Турция ждет взамен? На прошедшей неделе стороны стали более конкретны в своих заявлениях и требованиях.

Турция сказала, куда метит миграционным соглашением с ЕС

Сейчас основное, что больше всего связывает Турцию и ЕС, — это миграционное соглашение. Проблема с мигрантами стоит так же остро, как 5 лет назад: меньше их не становится, приемные пункты переполнены. При этом пандемия продолжается, а ситуация в Сирии не становится лучше.

Официальная позиция ЕС по перезаключению миграционного соглашения однозначна. Глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель публично озвучил ее не один раз — миграционное соглашение 2016 года нужно продлять, потому что оно принесло много пользы, спасло много жизней. А критика, что якобы, деньги, выделяемые из фондов, идут властям Турции, а не беженцам, была опровергнута.

Однако в отдельных странах ЕС есть сомнения по поводу действующей миграционной политики в Евросоюзе. К примеру, прибрежные Мальта, Кипр, Греция, Италия и Испания, на которых «льется» поток мигрантов, объединившись в группу «MED 5», активно обсуждают, как должна действовать Европа в отношении беженцев и просителей убежища.

Также в Германии вразрез с линией федерального правительства, поддерживающего сделку с Турцией, в оппозиционных партиях призывают к изменению курса миграционной политики. В основном говорится о «гуманитарной катастрофе», «нарушении основных прав» и о том, что «успех измеряется тем, насколько хорошо Европа изолирует себя [от беженцев]».

Турецкая сторона, несмотря на постоянные напоминания о 4 млн мигрантов на своей территории, выступает за продление соглашения и подчеркивает, что именно этот шаг поможет «оживить» отношения с Союзом. Однако впервые за последний месяц Турция четко сказала, чего она на самом деле хочет от Европы.

Пресс-секретарь президента Турции Реджепа Эрдогана Ибрагим Калын заявил, что нужно «мобилизовать больше политических, финансовых и гуманитарных ресурсов».

И главное, к чему подводит Анкара в отношении миграционной политики, это то, что Евросоюз должен «поддержать Турцию в Идлибе и других частях Сирии, чтобы обеспечить безопасность и стабильность для сотен тысяч сирийцев».

Президент Франции Эммануэль Макрон очень ясно обозначил положение ЕС: «Если завтра мы скажем, что больше не будем работать, не будет диалога, они откроют двери — и в Европу прибудут 3 млн сирийских беженцев». При этом Франция — страна, которая «все больше скатывается к пещерной мигрантофобии и ксенофобии».

Остается только смотреть, как долго Евросоюз сможет, дрожа от «мигрантофобии», отстаивать свои позиции перед Турцией. Или все же он пойдет по альтернативному пути и реализует предложения, которые звучат внутри ЕС по распределению беженцев между всеми странами-членами.

Готовность вступить в Евросоюз за его счет

Эрдоган и другие высокопоставленные лица Турции выступают за обновление Таможенного союза, считая его «ключевым шагом» к нормализации отношений с Евросоюзом. Лидеры стран — членов ЕС также признают возможность расширения торгового соглашения.

Судя по более ранним высказываниям турецких властей в рамках рассуждений об обновлении торговых отошений понятно, что Анкара хотела бы получать больше финансирования из фондов для стран — кандидатов в Евросоюз, а также на проекты в рамках европейской «зеленой сделки».

«Права человека» и дружба с Европой

Изображение: Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна
Трудовой мигрант
Трудовой мигрант

Гарантия верховенства закона и соблюдения прав человека является неотъемлемым условием для вступления Турции в Евросоюз. И не так давно Анкара, представив План действий Турции в сфере прав человека, говорила о том, что это шаг навстречу Европе.

Однако 17 марта 2021 года в Турции лишили места в парламенте прокурдского законодателя Омера Фарука Гергерлиоглу, а главный прокурор Турции подал иск в Конституционный суд Турции с требованием распустить Народно-демократическую партию (ДПН) по обвинению в связях с запрещенной и признанной террористической Рабочей партией Курдистана (РПК) и лишить возможности участвовать в политической жизни на пять лет ее членам.

На данное событие в Евросоюзе ответили осуждением. Жозеп Боррель и комиссар по расширению Союза Оливер Варгейи заявили, что «закрытие второй по величине оппозиционной партии нарушит права миллионов избирателей в Турции». Они также отметили, что действия турецких властей «подрывают доверие» к обещаниям Анкары проводить демократические реформы.

19 марта стало известно, что согласно указу Эрдогана, Турция выходит из Конвеции Совета Европы по защите прав женщин. Событие получило широкий резонанс в обществе, политических кругах и СМИ.

От лица Евросоюза Боррель выразил «глубокое сожаление и непонимание», а генсек Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич назвала эту новость «катастрофической». Также Германия и Франция публично осудили Анкару, указав на «регресс» в отношении прав человека.

При этом официальные власти Турции утверждают, что «мы все равно будем защищать женщин». Но сами.

Чтобы совсем не оставлять без ответа подобные выпады Турции в разгар «сближения», Евросоюз предупредил, что если Анкара не будет «стремиться к подлинному партнерству», то он будет ее наказывать санкциями. С уточнением, что «обратимыми».

США не смогли пройти мимо

Интересно, что в день между скандалом с роспуском прокурдской партии и выходом из Стамбульской конвенции Европа заявила, что очень хочет налаживать отношения с Турцией, потому что она хорошо себя проявляет в отношениях с Грецией. Поэтому было принято решение отменить санкции против должностных лиц Турецкой нефтяной корпорации, которые попали в черный список за то, что Анкара начала бурить скважины в спорных водах Средиземного моря.

Но стоит заметить, что решение о приостановке ограничений было принято Брюсселем не в одиночку. Европейские дипломаты вместе с американской администрацией призвали Евросоюз не вводить санкции против «члена НАТО и страны — кандидата в ЕС», которая, к тому же, склонна к компромиссу.

Кроме того, представитель ЕС пригласил к участию в саммите американского лидера Джо Байдена, «чтобы он поделился своими взглядами на наше будущее сотрудничество» и восстановление трансатлантического альянса.

Здесь хочется процитировать слова писателя Хасана Джемаля, который раскритиковал Европейский Союз и администрацию США за то, что те «жестко не отреагировали» на происходящее в Турции. «Какие-то звуки протеста из Брюсселя звучат в ушах. Никаких дальнейших шагов. Даже планы санкций со стороны ЕС в отношении Турции откладываются из-за внушений американской администрации», — сказал писатель.

Как видим, по всем пунктам позитивной повестки дня между ЕС и Турцией, Анкара, при заметной расположенности Брюсселя, пытается продавить Евросоюз и продиктовать свои условия, призывая при этом ЕС «не повторять ошибок прошлого». Кроме того, Турция просто проверяет, как далеко она может зайти, предпринимая действия, которые якобы «уводят ее с европейского пути».

Бездейственные размышления Евросоюза демонстрируют, что потенциал самостоятельности Турции еще не исчерпан, и что взаимоотношения с ЕС будут сохраняться. Тем более, что США заинтересованы в этом.