К началу казанского саммита о своем желании присоединиться к БРИКС заявляли более 30 стран, а в самом мероприятии приняли участие представители 35 государств

БРИКС расширился за счет стран-партнеров

Иоахим Бейкелар. Четыре элемента: Вода. Рыбный рынок со сценой чудесного лова рыбы на заднем плане. 1569
Иоахим Бейкелар. Четыре элемента: Вода. Рыбный рынок со сценой чудесного лова рыбы на заднем плане. 1569

Одним из ключевых событий XVI саммита БРИКС, который проходил в Казани с 22 по 24 октября, стало утверждение новой категории стран — партнеров БРИКС. В результате объединение, полноправными членами которого являются Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, а также получившие этот статус с 1 января 2024 года Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Иран и Эфиопия, пригласило в состав стран-партнеров 13 новых государств.

Еще в преддверии саммита появилась информация о том, что действующие члены БРИКС пока воздерживаются от расширения состава полноправных членов. При этом для постепенной интеграции в объединение новых участников решено было активно использовать институт партнерства, параметры которого были согласованы на встрече в Казани.

«Объединение договорилось о важных критериях государства-партнера, и дальнейшее расширение БРИКС будет проходить через этот фильтр», — пояснил помощник президента РФ Юрий Ушаков в ходе саммита.

Статус страны-партнера предусматривает участие на постоянной основе в специальных сессиях саммитов и встреч министров иностранных дел БРИКС. Партнеры имеют право присоединяться к итоговым документам объединения.

Партнеров могут приглашать и на другие мероприятия министерского уровня, а также на встречи представителей по нацбезопасности и форумы парламентариев.

На закрытии форума президент России Владимир Путин сообщил, что стать странами — партнерами БРИКС участники объединения предлагают тринадцати государствам, которые были заинтересованы в этом. Ими стали Казахстан, Алжир, Белоруссия, Турция, Боливия, Куба, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда, Узбекистан и Вьетнам.

При этом к началу казанского саммита о своем желании присоединиться к БРИКС заявляли более 30 стран, а в самом мероприятии приняли участие представители 35 государств.

Как пояснил президент России, странам-партнерам направляются соответствующие приглашения, также направляются предложения будущим странам-партнерам участвовать в работе БРИКС в таком качестве.

«По получении положительного ответа объявим уже о том, кто находится в этом списке. Просто некорректно было бы сейчас это делать, до того, как мы получим ответную реакцию. Хотя все эти страны практически с запросами в свое время обращались», — заявил Путин.

В ходе выступления на заключительном заседании саммита российский лидер напомнил, что члены БРИКС и страны-партнеры организации стремятся к построению лучшего мира, в котором будут учитываться мнения и интересы каждого народа, а также будет уважаться право этих народов на суверенное развитие и самобытность, признаваться ценность всех культур, традиций и религий.

2 ноября официальный представитель МИД Индии Рандхир Джайсвал подтвердил, что по результатам казанского саммита 13 государств были приняты в объединение в качестве стран-партнеров. «Это было коллективное решение стран БРИКС», — подчеркнул индийский дипломат.

В ноябре начали поступать сообщения о подтверждении государствами — партнерами БРИКС полученного ими статуса. Ряд стран уже ответил на полученные приглашения.

Одной из первых стран-партнеров процедуру подтверждения статуса закончила Белоруссия. 13 ноября подписанное президентом Белоруссии Александром Лукашенко письмо в адрес президента РФ Владимира Путина о готовности республики подключиться к БРИКС в качестве партнера было передано послу России Борису Грызлову.

В этот же день министр торговли Турции Омер Болат заявил, что Турции предложили стать страной — партнером в БРИКС, и она его приняла. «Это переходный процесс», — отметил турецкий министр.

Он пояснил выгоду Турции от партнерства с организацией. По его словам, участие в БРИКС открывает его стране возможность сотрудничать со всеми важнейшими мировыми платформами.

15 ноября стало известно о присоединении к БРИКС в качестве партнеров Индонезии, Малайзии и Таиланда. Об этом на совместном заседании министров иностранных дел и торговли экономик АТЭС сообщил заместитель главы МИД России Александр Панкин.

При этом он отметил важность внешнеторговых отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По его словам, доля экономик АТР в российской внешней торговле уже достигла 70% и почти 90% расчетов осуществляются в национальных валютах.

Панкин рассказал о достижении ряда договоренностей с участниками встречи по вопросам торговли, инвестиций, искусственного интеллекта, энергетики, климата и логистики. Заместитель министра особо подчеркнул, что энергетическая безопасность является одним из ключевых факторов современного развития, отметив стремление России обеспечить бесперебойные поставки энергетических ресурсов в регион АТЭС.

Оценивая результаты XVI саммита БРИКС, американский журнал The National Interest отметил, что Китай с Россией начинают формировать альтернативу существующей мировой финансовой архитектуре и системе безопасности, которые возглавляли Соединенные Штаты.

При этом издание указало, что однополярного мира во главе с США больше не существует. И в то время, как страны БРИКС наращивают свое влияние, США погрязли в очередной войне на Ближнем Востоке и наносят этим ущерб своему авторитету и глобальному лидерству.

В ФРГ бывший лидер фракции бундестага от партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) Ульрих Зингер заявил, что состав иностранных лидеров в казанском саммите БРИКС демонстрирует отсутствие изоляции России. Причем, в отличие от стран Евросоюза, страны БРИКС не теряют свой суверенитет.

«БРИКС — это союз государств, которые работают вместе. Это совершенно отличается от Европейского союза, в котором слишком много союза и слишком мало суверенитета для европейских стран», — заявил Зингер.