Смерть Мухаммеда Мурси в контексте арабо-иранского конфликта
17 июня 2019 года экс-президент Египта Мухаммед Мурси, правивший в стране с 30 июня 2012 года по 3 июля 2013, скончался во время судебного заседания, на котором находился в качестве обвиняемого по делу о шпионаже. Смерть Мурси, являвшегося политическим символом «арабской весны», стала поводом для заключения некоторых комментаторов о том, что политический ислам окончательно потерял актуальность. Но так ли это на самом деле? И как случившееся влияет на актуальный политический процесс на Ближнем Востоке?
В 2005 году на парламентских выборах в Египте, несмотря на технически действующий запрет на деятельность организации, радикально-исламская ассоциация «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) получила 88 мест в парламенте из 442 и стала крупнейшей оппозиционной фракцией. При этом правящая Национальная демократическая партия Египта получила 311 мест. Следующие парламентские выборы, проходившие в ноябре 2010 года, ряд правозащитных организаций назвали «наиболее сфальсифицированными за всю историю Египта». «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) бойкотировали второй тур выборов, что, однако, не помешало им получить в парламенте одно место.
Затем 25 января 2011 года в русле развернутой Западом на Ближнем Востоке расправы над светскими режимами, названной «арабской весной», в Египте — вслед за Тунисом — начались массовые уличные акции протеста против действующей власти. 29 января президент Египта Хосни Мубарак отправил правительство в отставку и пообещал провести реформы. В тот же день полиция открыла огонь по демонстрантам в Каире. А 1 февраля председатель Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Майкл Маллен похвалил египетских военных, которые, как он сказал, «проявляют себя в нынешнем кризисе исключительно хорошо» и не предпринимают попытки подавить антиправительственные манифестации.
2 февраля прошли ответные митинги сторонников Мубарака, а на следующий день на улицах Каира начались столкновения сторонников и противников действующей власти.
4 февраля военные не пропустили сторонников Мубарака на площадь Тахрир, занятую оппозиционерами. Через день президент США Барак Обама призвал Мубарака покинуть свой пост.
9 февраля на площадь Тахрир в Каире с требованием отставки Мубарака вышли уже сотни тысяч протестующих, и этот рекорд не был побит нигде за весь период «арабской весны». Причем военные не только не препятствовали продвижению демонстрантов, но и угощали детей в колоннах конфетами. После всего этого для свержения Хосни Мубарака хватило двух суток — 11 февраля он сложил с себя полномочия главы государства. Этот обкатанный в Египте сценарий свержения законного правительства начал далее использоваться США повсеместно. Например — в Киеве на евромайдане 2013–2014 года.
Отметим, что одним из координаторов протестов в Египте в 2011 году был катарский телеканал «Аль-Джазира». Но в арабском мире у свержения президента Египта имелись и противники, понимавшие, чем грозит поджигание всего Ближнего Востока. Так, короля Саудовской Аравии Абдаллу возмутило предательство Вашингтона по отношению к Мубараку.
На волне политического успеха и при полной поддержке США «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) выиграли парламентские выборы, прошедшие 11 января 2012 года, и в союзе с ваххабитской партией «Аль-Нур» получили решающее большинство в законодательном органе Египта. Хайрат Эль-Шатер, один из лидеров «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), не был допущен до участия в президентских выборах. Тогда советом шуры представлять организацию было доверено ранее не занимавшему высокого положения в ней Мухаммеду Мурси — провинциальному профессору инженерного факультета. Отметим, что Мурси обучался по стипендии правительства Египта в США в Университете Южной Калифорнии, а в 1982–1985 годах даже работал в NASA.
17 июня 2012 года Мухаммед Мурси выиграл президентские выборы. Его внешнеполитическими союзниками в регионе стали Турция и Катар. Отметим также, что строить отношения с победившими «Братьями-мусульманами» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) сочли необходимым и власти Ирана. Так, в январе 2013 года тогдашний лидер ИРИ Махмуд Ахмадинежад официально пригласил президента Мурси посетить Тегеран «в самом ближайшем будущем».
22 ноября 2012 года Мурси издал временную конституционную декларацию, которая фактически предоставила ему неограниченные полномочия, а также возможность принимать законы без судебного надзора. В ответ на это начались массовые протесты. 23 ноября произошли столкновения противников и сторонников Мурси в Каире, Александрии и других городах. Тогда же протестующие сожгли ряд офисов «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). 4 декабря демонстранты провели шествие к президентскому дворцу, назвав его «последним предупреждением», после чего атаковали дворец. В течение нескольких месяцев периодически повторялись попытки штурма президентского дворца протестующими, пока в феврале они не были оттеснены от него полицией.
В июне протесты, приуроченные к годовщине президентских выборов, возобновились. А 3 июля 2013 года министр обороны Египта Абдул Фаттах Ас-Сиси объявил о свержении президента Мухаммеда Мурси. Последний был помещен под домашний арест, а затем официально заключен под стражу в связи с предъявлением ему ряда обвинений. В 2015 году Мурси и ряд его соратников были приговорены к смертной казни. Однако под давлением международной общественности казнь была отменена. Но судебные разбирательства по различным обвинениям — продолжены. Процесс затянулся на годы, в США за это время успела смениться администрация.
20 января 2017 года состоялась инаугурация президента США Дональда Трампа. Спустя две недели ряд СМИ, в частности, New York Times и Reuters, сообщили о дебатах в новой администрации по вопросам внесения Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Ирана и «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в список террористических организаций. По вопросу КСИР разночтений практически не было. Однако ряд должностных лиц Государственного департамента и совета национальной безопасности выступили против внесения «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в список террористических сообществ.
Спустя четыре месяца правительства ОАЭ, Саудовской Аравии и Кувейта обвинили Катар в поддержке Ирана и покровительстве «Братьям-мусульманам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), после чего объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром, а вскоре и ввели блокаду эмирата. Наибольшую обеспокоенность действиями Катара выразили власти ОАЭ, считающие «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) своей главной внутриполитической угрозой. Отметим, что наследный принц ОАЭ Мухаммад бен Зайд аль-Нахайян — убежденный противник политического ислама во всех его формах. В конфликт арабских стран на стороне Катара вступили Турция и Иран.
Интересна оценка этих событий, которую высказал сотрудник Chatham House Джейн Киннинмонт в мае 2019 года в докладе «Разделенный залив: последствия катарского кризиса». Аналитик отметил, что, несмотря на многочисленные разногласия и споры, правящие семьи арабских королевств Персидского залива, как правило, отказываются от поддержки оппозиционных движений в соседних странах. Во многом это обусловлено тем, что большинство королевств «черпают вдохновение и легитимность из широких транснациональных движений. И поэтому внутренняя проблема для любой монархии Персидского залива может сказаться и на других. <…> Катар является исключением из этого правила». Добавим, что поддержка организации «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) — яркий пример работы Катара на подрыв легитимации властей соседних арабских королевств.
16 апреля 2019 года по инициативе Дональда Трампа США внесли КСИР в список террористических организаций. А через две недели пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс заявила, что Трамп работает над внесением в тот же список и «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Эту работу Трамп проводил по просьбе президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси, с которой он обратился к Вашингтону во время своего визита в США 9 апреля. Так окончательно закончился «зеленый свет» в США для «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Против этой арабской инициативы активно выступили Иран и Турция. Так, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что США не вправе объявлять какие-либо организации террористическими, поскольку поддерживают Израиль, являющийся «главным террористом в регионе». Причем свое заявление министр сделал в кулуарах проходящей в Катаре министерской встречи Диалога по сотрудничеству в Азии. А представитель правящей в Турции «Партии справедливости и развития» Омер Челик предупредил, что последствия объявления «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) террористами будут плачевны не только для США, но и для всего Ближнего Востока. Какого рода последствия имел в виду турецкий политик, можно только предполагать. Однако последствия для египетского подсудимого не заставили себя ждать.
17 июня 2019 года экс-президент Египта Мухаммед Мурси скончался во время судебного заседания по делу о шпионаже. Поскольку Мурси — знаковая фигура в движении «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а объявление этой организации террористической обсуждалось в США в неразрывной связи с аналогичным действием в отношении КСИР, следует обратить внимание на следующее. Отметим, что смерть Мурси произошла в коротком промежутке между двумя событиями, которые вполне могли стать началом войны США и Ирана. 13 июня, во время встречи верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, вблизи побережья ОАЭ были атакованы два танкера, связанных с японскими компаниями. А 20 июня вооруженные силы Ирана вблизи границы с ОАЭ сбили американский разведывательный беспилотник. При этом МИД Ирана выразило протест ОАЭ из-за того, что беспилотник вылетел с их военной базы. «Страны не могут уклоняться от ответственности в таких обстоятельствах», — заявил представитель МИД Ирана. Кроме того, США попытались передать властям Ирана через Оман предупреждение об ответной атаке, которую Трамп в итоге отменил за несколько минут до нанесения удара. Однако, как оказалось, Оман не передавал Ирану послания США.
На фоне этих событий 15 июня, за два дня до смерти Мурси, Египту ультимативно предложили определиться в своем отношении к Ирану. Халед аль-Дахиль, известный саудовский публицист, доцент кафедры политической социологии Университета короля Сауда и колумнист ведущей газеты ОАЭ «Аль-Иттихад», опубликовал в своем Twitter следующее сообщение, получившее широкое обсуждение в арабской прессе: «Какова позиция Египта по иранскому вопросу? С лета 2013 года она не озвучена. <…> Согласен ли Египет использовать Иран или других экстремистских ополченцев в качестве рычага для вмешательства в арабские страны? <…> Доля арабов печальна. Одни страны оккупированы, другие нестабильны. А стабильные страны не создают сплоченного блока перед лицом вызовов».
Все это заставляет обратить пристальное внимание на весьма резкое заявление экс-главы французского Генерального директората внешней безопасности (DGSE) Бернар Бажоле о том, что Мухаммед Мурси стал жертвой убийства, к которому могут быть причастны брат наследного принца ОАЭ Тахун Бин Заид Аль Нахайян, а также советник принца по национальной безопасности. Отметим, что причиной смерти Мухаммеда Мурси стал «внезапный сердечный приступ». Нельзя не вспомнить, что по аналогичной причине в 2006 году скончался экс-лидер Сербии Слободан Милошевич — другой политик, которому, как и Мурси, было что обнародовать перед широкой политической аудиторией.
Ярко прокомментировал смерть экс-президента Египта президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Он не только заявил, что Мурси был убит, но и призвал ООН расследовать это убийство. Эрдоган также объявил Мухаммеда Мурси мучеником, а страны Европейского Союза назвал «лицемерами». «Запад всегда молчал перед лицом этих казней Сиси. Государства — члены ЕС, запрещающие казнь, к сожалению, приняли приглашение этого убийцы Сиси посетить встречу в Египте», — отметил Эрдоган. А в Стамбуле прошли массовые уличные акции в память о Мурси.
«Заявление Эрдогана доказывает, что он связан с террористической организацией „Братья-мусульмане“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ — прим. ИА Красная Весна), которая использует его для пропаганды своей экстремистской идеологии. Очевидно стремление Эрдогана скрыть внутренние перегибы за счет вступления во вредоносную перепалку», — заявил в ответ президенту Турции глава МИД Египта Самех Шукри.
Посчитали необходимым отреагировать на смерть египетского экс-президента и в Иране. Старший советник по внешней политике спикера парламента Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан согласился с тезисом Эрдогана о том, что обстоятельства «подозрительной смерти» бывшего президента Египта Мухаммеда Мурси необходимо расследовать. «У покойного Мурси были ошибки во время его президентства. Но действия США и Саудовской Аравии против египтян, а также его подозрительная смерть достойны сожаления и должны быть приняты во внимание. Мои искренние соболезнования друзьям и семье Мурси», — заявил иранский политик.
Сенат Пакистана единогласно принял резолюцию, выражающую глубокую скорбь и шок по поводу смерти Мухаммеда Мурси, «первого демократически избранного президента Египта». «Его борьба и самопожертвование за дело демократии, конституционализм, верховенство закона и справедливости не пройдут даром и будут признаны всеми демократическими людьми во всем мире в целом и будущими поколениями в Египте в частности», — утверждается в резолюции.
Дань уважения ставленнику США в Египте, брошенному ими затем на произвол судьбы, отдали и лидеры Исламской партии Ирака и Курдистана. Салахадин Бахадин, глава Исламского союза Курдистана, в своем заявлении назвал Мурси законным главой Египта. А Али Карадаги, курдский глава Международного союза исламских ученых, связанного с «Братьями-мусульманами» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), заявил что «Мурси не умер. Скорее, он был медленно убит. <…> Эта кровь не будет напрасной».
Очевидно, что смерть экс-президента Египта оказалась в центре противоречий внутри исламского мира в определении своей позиции по отношению к организации «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Очевидно также и наличие некоей не до конца обозначившейся связи этой смерти с ожиданием военного конфликта США и Ирана. И наконец, заметно, что и Турция, и Иран одинаково выражают сочувствие судьбе экс-лидера Египта. Все это подводит к выводу о том, что политический ислам активно занят самоопределением по отношению к происходящим в регионе переменам и не готов прощать Западу превращение даже самых радикальных исламских политиков в игрушки, выброшенные за ненадобностью.