В «Новой Третьяковке» на Крымском Валу прошла выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»

Картины о русской тайне. Васнецовы прошли в «Новой Третьяковке»

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Виктор Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880
Виктор Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880

Фоторепортаж посвящен закрытию выставки в Третьяковской галерее «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», которая проходила с 23 мая по 4 ноября 2024 года на Крымском валу и привлекла огромное число посетителей — взрослых и детей, москвичей и гостей столицы.

Сводная выставка братьев Васнецовых оказалась событием столь ярким, что залы Третьяковки на Крымском Валу не пустели все эти отведенные выставке месяцы. И уже за полчаса до открытия галереи перед дверьми появлялась длинная цепочка людей, пришедших посмотреть на работы знаменитых русских художников.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Очередь на выставке Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год
Очередь на выставке Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Очередь на выставке Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год
Очередь на выставке Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год

Такой ажиотаж можно объяснить тем, что картины Виктора Васнецова знакомы в России всем. Работы Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) неразрывно связаны с русскими былинами или фольклором, а полотна его брата, Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933) посвящены воссознанным видам древней Москвы в разные периоды ее созидания. Можно даже сказать, что не одно поколение российских граждан представляют себе древнее московское градостроительство как совокупный образ российского становления именно по полотнам Аполлинария Васнецова.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
План выставки Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год
План выставки Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год

После очереди за билетами и постеров выставки перед входом посетителей встречает план выставки. Посетителям предлагалось следовать определенному маршруту, но далеко не всегда удается его запомнить и не увлечься теми или иными сюжетами, возвращаясь снова и снова к определенным полотнам, перед которыми останавливались, застыв, всё новые и новые люди.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Семья Васнецовых
Семья Васнецовых

Как и обещал план выставки, она начиналась с портретов членов семей Виктора и Аполлинария, большую часть из них написал Виктор Васнецов.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Семья Васнецовых
Семья Васнецовых

После осмотра этого небольшого уголка с семейными портретами посетителю предлагают погрузиться в грандиозный эпический мир картин Виктора Васнецова, посвященных фольклорным и историческим мотивам. Натурные портреты и былинные образы с картин Виктора Васнецова смотрели со стен друг на друга. И постепенно становилось понятно, насколько глубоко и непреложно было для русского художника взаимное проникновение мира находящихся рядом современников — и мира былинных образов, созданных народом и сопровождающих его на всем историческом пути.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Посетители выставки Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год
Посетители выставки Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год

Одним из самых узнаваемых экспонатов выставки является картина «Три богатыря», перед которой всегда можно увидеть группу зрителей.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898

Несмотря на широкую известность таких картин Васнецова как «Три богатыря», «После побоища», «Аленушка», «Ковер-самолет» и др., очень многие хотят посмотреть на них вживую.

И это очень понятно, потому что малюсенькие изображения на экране гаджетов или даже отпечатки картин в книгах не передают того размаха воображения и мастерства, которое можно увидеть на холсте 3 метра в ширину и почти 1 метр в высоту. Не говоря уже о чувстве глубины и полета, которое рождает в зрителе каждое полотно Виктора Васнецова.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Виктор Васнецов. Царевна-Несмеяна. 1916
Виктор Васнецов. Царевна-Несмеяна. 1916

На внешних стенах круглой комнаты в основном находятся картины с фольклорными мотивами. Каждая из них представляет собой отдельный сложный мир. Неслучайно эти работы художника были размещены на выставке с таким расчетом, чтобы можно было углубиться взглядом в каждую из них, не отвлекаясь на другие.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Виктор Васнецов. Баба-Яга. 1917
Виктор Васнецов. Баба-Яга. 1917

Конечно, среди посетителей галереи всегда можно было увидеть группы школьников, пришедших на экскурсию. Десятилетиями картины Васнецовых видят перед собой все новые и новые поколения российских подростков, проходящих перед глазами Ильи Муромца, Царевны-Несмеяны и знаменитой Аленушки.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Экскурсия на выставке Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год
Экскурсия на выставке Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год

Часто таких групп появляется перед ними сразу несколько, они различаются составом и возрастом слушателей.

Иногда юные посетители устают и смотрят на картины, усевшись на пол.

Слушают, сидя и стоя, как будто перед окном в другой мир.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Посетители выставки Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год
Посетители выставки Васнецовых в Третьяковской галерее, 2024 год

В картинах Виктора Васнецова поражает всё, в том числе и ослепительное богатство красок, которое не передаст никакая репродукция.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. 1896
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. 1896

После знакомства с этой серией работ Виктора Михайловича галерея предлагает посетителям пройти в соседнее помещение, где представлены работы Васнецова по росписи Владимирского собора.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Круглая комната в экспозиции «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Третьяковской галерее, 2024 год
Круглая комната в экспозиции «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Третьяковской галерее, 2024 год

Как и обещал план выставки, картины Виктора Михайловича были размещены на всех стенах самой большой прямоугольной комнаты, а также на внешних стенах круглой комнаты, находящейся внутри большой прямоугольной. Внутри самой этой круглой залы был сконцентрирован еще один отдельный мир — бесконечные горизонты и древние стены на полотнах Аполлинария Васнецова.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Вид изнутри круглой комнаты. Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Третьяковской галерее, 2024 год
Вид изнутри круглой комнаты. Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Третьяковской галерее, 2024 год

Поэтому не все посетители выставки следовали по заложенному авторами маршруту. Мы также перешли к полотнам Аполлинария Васнецова прежде, чем ознакомились со всеми работами Виктора Михайловича, представленными на выставке.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Напротив одного из входов в экспозицию выставки, посвященной Аполлинарию Васнецовау
Напротив одного из входов в экспозицию выставки, посвященной Аполлинарию Васнецовау

Одним из первых полотен Аполлинария Васнецова, встречавших посетителей выставки, была картина «На крестце в Китай-городе в XVII веке». Несмотря на то, что эта картина достаточно сильно отличается от таких полотен как «Три богатыря», или «Ковер-самолет», у зрителя не возникает сомнений в том, что сюжеты и тематика картин братьев Васнецовых схожи. Чем? Может быть, прежде всего тем, что оба художника разными глазами и с разных сторон смотрят на русскую тайну, русскую загадку. И оба передают свою завороженность ею глазам зрителя.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
«На крестце в Китай-городе в XVII веке» Аполлинарий Васнецов
«На крестце в Китай-городе в XVII веке» Аполлинарий Васнецов

И хотя тематически русский фольклор и исторические сюжеты про борьбу с половцами сильно отличаются от видов старинной Москвы XVII века, но для современников XXI столетия все эти сюжеты ощущаются как очень-очень давние, затягивающие в глубину были и небыли.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Аполлинарий Васнецов. Московский застенок. Конец XVI века. 1912
Аполлинарий Васнецов. Московский застенок. Конец XVI века. 1912
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
У картин Аполлинария Васнецова, выставка в Третьяковской галерее, 2024 год
У картин Аполлинария Васнецова, выставка в Третьяковской галерее, 2024 год

И виды Москвы XVII века, и сцена на поле после битвы кажутся зрителям единым сюжетом русской старины, хотя на самом деле их может отделять друг от друга половина тысячелетия, если говорить про русских богатырей, или несколько сотен лет, если сравнивать временные эпохи Москвы XVII века и портрет Ивана Грозного.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Аполлинарий Васнецов. Деревянный город. Москва XIV века. 1917
Аполлинарий Васнецов. Деревянный город. Москва XIV века. 1917

Конечно, и Аполлинарий, и Виктор Васнецовы не ограничивались только упомянутыми жанрами, среди их картин на выставке можно было также найти и портреты, и пейзажи.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Аполлинарий Васнецов. Юнгфрау. Венген. 1912
Аполлинарий Васнецов. Юнгфрау. Венген. 1912

На выставке также можно было найти группу работ обоих художников, которые они писали для русского предпринимателя и мецената купца Саввы Мамонтова, находясь в имении Абрамцево. Для этих полотен выделили отдельное место в экспозиции.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Полотна Васнецовых, написанные в Абрамцево
Полотна Васнецовых, написанные в Абрамцево
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Полотна Васнецовых, написанные в Абрамцево
Полотна Васнецовых, написанные в Абрамцево

Самой завораживающей и впечатляющей частью выставки, по нашему мнению, была экспозиция, посвященная росписям Владимирского собора в Киеве.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Росписи Виктора Васнецова из Владимирского собора
Росписи Виктора Васнецова из Владимирского собора

Дух захватывает и от размаха, и от замысла, и от исполнения.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Виктор Васнецов.«Четыре всадника Апокалипсиса». 1887
Виктор Васнецов.«Четыре всадника Апокалипсиса». 1887
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Виктор Васнецов. Апокалипсис (ангел, мечущий молнии, небесная конница, блудница), эскиз. Подготовительные работы к росписи Владимирского собора в Киеве, 1887
Виктор Васнецов. Апокалипсис (ангел, мечущий молнии, небесная конница, блудница), эскиз. Подготовительные работы к росписи Владимирского собора в Киеве, 1887

Для более детального осмотра росписи купола Владимирского собора в экспозиции выставки есть второй этаж, на который ведет лестница.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Лестница на второй этаж выставки Васнецовых (2024 год)
Лестница на второй этаж выставки Васнецовых (2024 год)

С этой лестницы также можно полюбоваться на работы Виктора Васнецова и на всю экспозицию выставки целиком.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Зрители на лестнице (выставка Васнецовых, 2024 год)
Зрители на лестнице (выставка Васнецовых, 2024 год)

С такой высоты хорошо видны экскурсионные группы и стенд с подробной хронологией работ Васнецовых.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Экскурсия в галереи (выставка Васнецовых. 2024 год)
Экскурсия в галереи (выставка Васнецовых. 2024 год)

Дойдя до конца лестницы, вы попадаете в небольшое помещение, где размещены эскизы Виктора Васнецова, над которыми он работал перед тем, как приступить к росписи собора.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Второй этаж экспозиции, посвященной росписям Владимирского собора (выставка Васнецовых, 2024 год)
Второй этаж экспозиции, посвященной росписям Владимирского собора (выставка Васнецовых, 2024 год)
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Эскизы Виктора Васнецова для фресок Владимирского собора в Киеве.
Эскизы Виктора Васнецова для фресок Владимирского собора в Киеве.

Одновременно это помещение представляет собой балкон, с которого посетители галереи могут смотреть на уже упомянутую фреску купола Владимирского собора.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Росписи Васнецова из Владимирского собора
Росписи Васнецова из Владимирского собора

Эта часть творчества Виктора Васнецова выделяется из остального ряда его работ. И как отмечали организаторы выставки, Виктор Васнецов перед началом работы над ними посещал Италию, где знакомился с византийскими памятниками и работами мастеров Возрождения, чтобы выработать свой собственный стиль.

Если же говорить обо всем творчестве братьев Васнецовых, то проще всего сказать так: тот, кто однажды увидел это, никогда больше не забудет.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Виктор Васнецов. Крещение Руси (фрагмент). 1895-1896
Виктор Васнецов. Крещение Руси (фрагмент). 1895-1896
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Виктор Васнецов. Крещение Руси (фрагмент). 1895-1896
Виктор Васнецов. Крещение Руси (фрагмент). 1895-1896
Комментарии
ico

Дмитрий Тимонин 17:00 28.11.24

Спасибо за отличный репортаж!

Был на выставке летом, после этих фотографий как будто снова там побывал.

Позиция редакции ИА Красная Весна может не совпадать с позицией авторов комментариев. Редакция запрещает использование в комментариях мата, оскорблений и грубости. Недопустимы экстремистские высказывания, а также иные сообщения, нарушающие закон Российской Федерации.
Обсудить в комментариях