В «Новой Третьяковке» на Крымском Валу прошла выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»

Картины о русской тайне. Васнецовы прошли в «Новой Третьяковке»

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
«Ковер-самолет»
«Ковер-самолет»

Фоторепортаж посвящен закрытию выставки в Третьяковской галерее «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», которая проходила с 23 мая по 4 ноября 2024 года на Крымском валу и привлекла огромное число посетителей — взрослых и детей, москвичей и гостей столицы.

Сводная выставка братьев Васнецовых оказалась событием столь ярким, что залы Третьяковки на Крымском Валу не пустели все эти отведенные выставке месяцы. И уже за полчаса до открытия галереи перед дверьми появлялась длинная цепочка людей, пришедших посмотреть на работы знаменитых русских художников.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Очередь
Очередь
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Очередь
Очередь

Такой ажиотаж можно объяснить тем, что картины Виктора Васнецова знакомы в России всем. Работы Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) неразрывно связаны с русскими былинами или фольклором, а полотна его брата, Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933) посвящены воссознанным видам древней Москвы в разные периоды ее созидания. Можно даже сказать, что не одно поколение российских граждан представляют себе древнее московское градостроительство как совокупный образ российского становления именно по полотнам Аполлинария Васнецова.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
План выставки
План выставки

После очереди за билетами и постеров выставки перед входом посетителей встречает план выставки. Посетителям предлагалось следовать определенному маршруту, но далеко не всегда удается его запомнить и не увлечься теми или иными сюжетами, возвращаясь снова и снова к определенным полотнам, перед которыми останавливались, застыв, всё новые и новые люди.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Семья Васнецовых
Семья Васнецовых

Как и обещал план выставки, она начиналась с портретов членов семей Виктора и Аполлинария, большую часть из них написал Виктор Васнецов.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Семья Васнецовых
Семья Васнецовых

После осмотра этого небольшого уголка с семейными портретами посетителю предлагают погрузиться в грандиозный эпический мир картин Виктора Васнецова, посвященных фольклорным и историческим мотивам. Натурные портреты и былинные образы с картин Виктора Васнецова смотрели со стен друг на друга. И постепенно становилось понятно, насколько глубоко и непреложно было для русского художника взаимное проникновение мира находящихся рядом современников — и мира былинных образов, созданных народом и сопровождающих его на всем историческом пути.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Толпа в галерее
Толпа в галерее

Одним из самых узнаваемых экспонатов выставки является картина «Три богатыря», перед которой всегда можно увидеть группу зрителей.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Картина «Три богатыря»
Картина «Три богатыря»

Несмотря на широкую известность таких картин Васнецова как «Три богатыря», «После побоища», «Аленушка», «Ковер-самолет» и др., очень многие хотят посмотреть на них вживую.

И это очень понятно, потому что малюсенькие изображения на экране гаджетов или даже отпечатки картин в книгах не передают того размаха воображения и мастерства, которое можно увидеть на холсте 3 метра в ширину и почти 1 метр в высоту. Не говоря уже о чувстве глубины и полета, которое рождает в зрителе каждое полотно Виктора Васнецова.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
«Царевна Несмеяна» Виктор Васнецов
«Царевна Несмеяна» Виктор Васнецов

На внешних стенах круглой комнаты в основном находятся картины с фольклорными мотивами. Каждая из них представляет собой отдельный сложный мир. Неслучайно эти работы художника были размещены на выставке с таким расчетом, чтобы можно было углубиться взглядом в каждую из них, не отвлекаясь на другие.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
«Баба-Яга» Виктор Васнецов
«Баба-Яга» Виктор Васнецов

Конечно, среди посетителей галереи всегда можно было увидеть группы школьников, пришедших на экскурсию. Десятилетиями картины Васнецовых видят перед собой все новые и новые поколения российских подростков, проходящих перед глазами Ильи Муромца, Царевны-Несмеяны и знаменитой Аленушки.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Экскурсия в галерее
Экскурсия в галерее

Часто таких групп появляется перед ними сразу несколько, они различаются составом и возрастом слушателей.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Группа школьников на экскурсии
Группа школьников на экскурсии

Иногда юные посетители устают и смотрят на картины, усевшись на пол.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Группа школьников на экскурсии
Группа школьников на экскурсии

Слушают, сидя и стоя, как будто перед окном в другой мир.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Посетители выставки
Посетители выставки

В картинах Виктора Васнецова поражает всё, в том числе и ослепительное богатство красок, которое не передаст никакая репродукция.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
«Сирин и Алконост» Виктор Васнецов
«Сирин и Алконост» Виктор Васнецов

После знакомства с этой серией работ Виктора Михайловича галерея предлагает посетителям пройти в соседнее помещение, где представлены работы Васнецова по росписи Владимирского собора.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Круглая комната в экспозиции
Круглая комната в экспозиции

Как и обещал план выставки, картины Виктора Михайловича были размещены на всех стенах самой большой прямоугольной комнаты, а также на внешних стенах круглой комнаты, находящейся внутри большой прямоугольной. Внутри самой этой круглой залы был сконцентрирован еще один отдельный мир — бесконечные горизонты и древние стены на полотнах Аполлинария Васнецова.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Вид изнутри круглой комнаты
Вид изнутри круглой комнаты

Поэтому не все посетители выставки следовали по заложенному авторами маршруту. Мы также перешли к полотнам Аполлинария Васнецова прежде, чем ознакомились со всеми работами Виктора Михайловича, представленными на выставке.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Напротив одного из входов в экспозицию выставки, посвященной Аполлинарию Васнецовау
Напротив одного из входов в экспозицию выставки, посвященной Аполлинарию Васнецовау

Одним из первых полотен Аполлинария Васнецова, встречавших посетителей выставки, была картина «На крестце в Китай-городе в XVII веке». Несмотря на то, что эта картина достаточно сильно отличается от таких полотен как «Три богатыря», или «Ковер-самолет», у зрителя не возникает сомнений в том, что сюжеты и тематика картин братьев Васнецовых схожи. Чем? Может быть, прежде всего тем, что оба художника разными глазами и с разных сторон смотрят на русскую тайну, русскую загадку. И оба передают свою завороженность ею глазам зрителя.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
«На крестце в Китай-городе в XVII веке» Аполлинарий Васнецов
«На крестце в Китай-городе в XVII веке» Аполлинарий Васнецов

И хотя тематически русский фольклор и исторические сюжеты про борьбу с половцами сильно отличаются от видов старинной Москвы XVII века, но для современников XXI столетия все эти сюжеты ощущаются как очень-очень давние, затягивающие в глубину были и небыли.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
«Московский застенок. Конец XVI века» Аполлинарий Васнецов
«Московский застенок. Конец XVI века» Аполлинарий Васнецов
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
У картин Аполлинария Васнецова
У картин Аполлинария Васнецова

И виды Москвы XVII века, и сцена на поле после битвы кажутся зрителям единым сюжетом русской старины, хотя на самом деле их может отделять друг от друга половина тысячелетия, если говорить про русских богатырей, или несколько сотен лет, если сравнивать временные эпохи Москвы XVII века и портрет Ивана Грозного.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
«Деревянный город. Москва XIV века» Аполлинарий Васнецов
«Деревянный город. Москва XIV века» Аполлинарий Васнецов

Конечно, и Аполлинарий, и Виктор Васнецовы не ограничивались только упомянутыми жанрами, среди их картин на выставке можно было также найти и портреты, и пейзажи.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Пейзаж Аполлинария Васнецова
Пейзаж Аполлинария Васнецова

На выставке также можно было найти группу работ обоих художников, которые они писали для русского предпринимателя и мецената купца Саввы Мамонтова, находясь в имении Абрамцево. Для этих полотен выделили отдельное место в экспозиции.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Полотна, написанные в Абрамцево
Полотна, написанные в Абрамцево
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Полотна, написанные в Абрамцево
Полотна, написанные в Абрамцево

Самой завораживающей и впечатляющей частью выставки, по нашему мнению, была экспозиция, посвященная росписям Владимирского собора в Киеве.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Росписи Васнецова из Владимирского собора
Росписи Васнецова из Владимирского собора

Дух захватывает и от размаха, и от замысла, и от исполнения.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Виктор Васнецов.«Четыре всадника Апокалипсиса». 1887
Виктор Васнецов.«Четыре всадника Апокалипсиса». 1887
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Апокалипсис (ангел, мечущий молнии, небесная конница, блудница), эскиз. Подготовительные работы к росписи Владимирского собора в Киеве, 1887
Апокалипсис (ангел, мечущий молнии, небесная конница, блудница), эскиз. Подготовительные работы к росписи Владимирского собора в Киеве, 1887

Для более детального осмотра росписи купола Владимирского собора в экспозиции выставки есть второй этаж, на который ведет лестница.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Лестница на второй этаж выставки
Лестница на второй этаж выставки

С этой лестницы также можно полюбоваться на работы Виктора Васнецова и на всю экспозицию выставки целиком.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Зрители на лестнице
Зрители на лестнице

С такой высоты хорошо видны экскурсионные группы и стенд с подробной хронологией работ Васнецовых.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Экскурсия в галереи
Экскурсия в галереи

Дойдя до конца лестницы, вы попадаете в небольшое помещение, где размещены эскизы Виктора Васнецова, над которыми он работал перед тем, как приступить к росписи собора.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Второй этаж экспозиции, посвященной росписям Владимирского собора
Второй этаж экспозиции, посвященной росписям Владимирского собора
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Эскизы для фресок
Эскизы для фресок

Одновременно это помещение представляет собой балкон, с которого посетители галереи могут смотреть на уже упомянутую фреску купола Владимирского собора.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Росписи Васнецова из Владимирского собора
Росписи Васнецова из Владимирского собора

Эта часть творчества Виктора Васнецова выделяется из остального ряда его работ. И как отмечали организаторы выставки, Виктор Васнецов перед началом работы над ними посещал Италию, где знакомился с византийскими памятниками и работами мастеров Возрождения, чтобы выработать свой собственный стиль.

Если же говорить обо всем творчестве братьев Васнецовых, то проще всего сказать так: тот, кто однажды увидел это, никогда больше не забудет.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Фрагмент картины «Крещение Руси»
Фрагмент картины «Крещение Руси»
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
«Крещение Руси» Виктор Васнецов
«Крещение Руси» Виктор Васнецов
Комментарии
ico

Дмитрий Тимонин 17:00 28.11.24

Спасибо за отличный репортаж!

Был на выставке летом, после этих фотографий как будто снова там побывал.

Обсудить в комментариях