Запретив транзит ряда товаров в Калининград, Литва нарушила международное право, а Евросоюз поддержал это. Ответные меры Москвы будут серьезными

Блокада Калининграда: при чем тут ЕС, и кому Литва нанесла вред?

К. Ф. Лессинг. Осада. Оборона церковного двора во время «Тридцатилетней войны». 1848
К. Ф. Лессинг. Осада. Оборона церковного двора во время «Тридцатилетней войны». 1848
К. Ф. Лессинг. Осада. Оборона церковного двора во время «Тридцатилетней войны». 1848

С 18 июня литовские власти запретили транзит ряда товаров в Калининградскую область из других российских регионов по железной дороге, проходящей через территорию Литвы. То есть Вильнюс в одностороннем порядке решил остановить почти половину грузов, идущих из России в Калининград.

При этом Литва ссылается на санкции, которые запрещают странам Евросоюза поставлять, передавать или экспортировать прямо или косвенно ряд товаров в РФ. В санкционном списке — нефть и нефтепродукты, угольные продукты, торф, продукция из чугуна и стали, стройматериалы, реактивное топливо, товары для использования в авиации или космической промышленности, товары морского судоходства и многое другое. Запрет на транзит большинства товаров введен Литвой с 18 июня, на часть из них — с 10 июля, а на нефть и нефтепродукты — с 5 декабря (на некоторые нефтепродукты — с 10 августа).

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 20 июня заявил журналистам, что такое решение Вильнюса — это беспрецедентный и незаконный шаг. Причем он подчеркнул, что в этом вопросе не обошлось без Евросоюза.

«Решение действительно беспрецедентное. Это является нарушением всего и вся. Мы понимаем, что это связано с соответствующим решением Европейского союза — распространить действие санкций на транзит. Это тоже считаем незаконным», — сказал он.

Также Песков назвал запрет транзита товаров «элементом блокады» Калининградской области и сообщил, что Россия в ближайшие дни проведет «глубокий анализ» происходящего, после чего, вероятно, ответит.

В тот же день МИД РФ вызвал временную поверенную в делах Литвы в РФ Виргинию Умбрасене. Ей заявили решительный протест в связи с запретом Вильнюса на железнодорожный транзит ряда грузов без предварительного уведомления российской стороны. Также МИД РФ потребовал от Литвы отмены введенных ограничений, сообщив, что в противном случае Москва оставляет за собой право принять ответные меры.

Примечательно, что решение о запрете транзита в Калининград принято литовскими властями вопреки «Совместному заявлению о транзите между Калининградской областью и остальной территорией РФ», заключенному между Россией и Евросоюзом в Брюсселе 11 ноября 2002 года. Этот международный договор признает «уникальность положения Калининградской области как части Российской Федерации, отделенной от остальной территории Федерации другими государствами» и закрепляет специальные условия, обеспечивающие беспрепятственный и бесперебойный транзит людей и грузов между Калининградской областью и другими регионами России.

Следовательно, своим решением Вильнюс нарушил этот международный договор. На это обратил внимание глава комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета РФ Андрей Климов.

«Евросоюз, если он незамедлительно не исправит наглую выходку Вильнюса, сам же дезавуирует для нас легитимность всех документов о членстве Литвы в ЕС и развяжет руки для решения созданной Литвой проблемы калининградского транзита любыми избранными нами способами», — написал он 20 июня в своем Telegram-канале.

В том же ключе высказался и первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа. Кроме этого, он отметил рост напряженности в регионе.

«Это решение противоречит всем ранее принятым договоренностям, в том числе и по обязательствам их вступления в Евросоюз. К сожалению, это способствует определенной напряженности в регионе. Будем принимать ответные шаги», — сказал он в комментарии RT.

В свою очередь, официальный представитель МИД России Мария Захарова 21 июня в эфире проекта «Соловьев Live» отметила, что власти Литвы «вышли за пределы недружественных линий, вышли даже за пределы поведения, противоречащего международному праву», добавив, что Вильнюс ведет себя «агрессивно враждебно».

В ЕС, конечно, не могли не прокомментировать этот вопрос. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Жозеп Боррель на пресс-конференции в Люксембурге заявил, что «Литва не применяла никаких односторонних национальных рестрикций, а руководствовалась санкционными ограничениями ЕС». То есть Евросоюз решил взять ответственность на себя — по крайней мере на словах.

21 июня в Калининград выехал секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. В Совбезе пояснили, что поездка является плановой, она была запланирована еще до введения Литвой ограничений и, соответственно, не связана с этим. Тем не менее вопрос транзита не мог не подниматься на совещании по вопросам национальной безопасности Северо-Запада России.

Патрушев акцентировал внимание на увеличении военного присутствия НАТО у северо-западных границ страны. Также он подчеркнул беспрецедентное политическое, информационное и экономическое давление Запада на обстановку в регионе.

«Последний пример тому — блокада Литвой с подачи стран Запада, в нарушение норм и принципов международного права, транзита через свою территорию в Калининградскую область большой группы товаров. Этот пример показывает, что нельзя доверять не только устным заявлениям Запада, но и письменным тоже», — сказал Патрушев, добавив, что ответные меры Москвы «окажут серьезное негативное влияние на население Литвы».

Следует отметить, что запрет на транзит грузов в Калининград не фатален для России. Так, губернатор региона Антон Алиханов отмечал, что существует система морских перевозок, и паромный комплекс Калининградской области справится с новыми грузами. Алиханов также высказал мнение, что Евросоюз должен внести поправки в санкционные пакеты, которые бы учитывали калининградский транзит.

«Просто теперь европейцам нужно поправить свои документы в предыдущих пакетах, которые они принимали ранее. Это сделать элементарно, они должны это сделать», — сказал он.

При этом губернатор подчеркнул, что даже если ЕС не внесет поправки, вопрос доставки грузов в Калининград отработан. Глава региона пообещал постараться сохранить тарифы на перевозку, чтобы избежать повышения стоимости товаров для жителей. Кроме этого, Алиханов подчеркнул, что никакого дефицита товаров в области не ожидается, и призвал граждан не покупать товары впрок.

Выходит, Литва своим решением не причинила России глобального вреда. Однако она нарушила международное право, а Евросоюз, поддержав ее, в очередной раз показал, как мало значат для него правовые нормы. А учитывая, что Москва примет ответные меры, Вильнюс навредил сам себе. Впрочем, это стало уже традицией в Евросоюзе: принимая антироссийские санкции, его члены причиняют ущерб собственным экономикам.