Дела и слово русского солдата. К 30-летию вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана
В день 30-летия вывода советских войск из Афганистана редакция КВ публикует размышления на эту тему полковника запаса пограничной службы Николая Берсенева.
Пятидесятилетие Великого Октября — это первый юбилей, который как факт, как особенную атмосферу, как череду разговоров и праздничных мероприятий я ощутил и воспринял осмысленно. Однажды, когда мой старший брат рисовал стенгазету, к нам зашел дальний знакомый и, глядя на профиль Ленина, саркастически протянул: «Ооо! Наш вошь…», чем вызвал мое недоумение, поскольку не только общая атмосфера шестьдесят седьмого года, на мой детский взгляд, противоречила такому тону, но был и еще один момент личного характера.
У моей бабушки 1904 года рождения на столе всегда лежали две книги. Библия и толстая хрестоматия работ Ленина. Она часто поднимала их обе и говорила серьезно и торжественно: «Два великих человека жили на земле — Христос и Ленин!» Поэтому впоследствии, встречая того человека, я невольно думал про себя: «Вошь».
Второй, уже более осознанный в моей жизни и жизни страны, был тридцатилетний юбилей Победы. Тогда этот срок казался вечностью, но отношение к великой дате было, безусловно, возвышенным. «Постмодернистских вшей» вблизи не наблюдалось. Их выжигала всеобщая память об отцах и величие подвига советского народа. Помню, как ветеран, выступая перед нами, вдруг заплакал и больше уже говорить не мог. У учителей и девочек навернулись слезы, ком к горлу подступил у пацанов.
Сегодня исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Солдаты и офицеры достойно выполнили свой воинский долг, хотя огонь великой цели горел и звал уже не так сильно. Но они смогли, и они сумели. Смогли, потому что хоть и затухающий, но еще горевший огонь, соединенный с великим подвигом отцов — героев прошедшей войны, давал силу новому поколению ратников. Более того, тот же источник, наполненный уже традициями и подвигами «афганцев», питал тех, кто отстаивал оставшееся от великой страны, когда война пришла в Таджикистан и на Кавказ.
К концу восьмидесятых паразитическая «вошь» стала жиреть с необычайной скоростью. Это происходит всегда после недопобед. Тут — что уход из-под Константинополя, что вывод из Афганистана, что отказ от замаха на построение нового общества. Вошь жиреет, жертвы растаптываются.
Мы отказались от Христа, и это — ошибка. Мы отказались от Ленина, и это — предательство. Образовавшаяся субстанция, как последствие ошибки и предательства, стала питательной слизью для «постмодернистской вши», которая сжирает все различия между героем и предателем, между долгом и отказом от присяги, между победой и поражением, между добром и злом. Тут важно честно признать, что паразит этот не альянс и группа, не союз и каста. Это цепкий и лукавый СОБЛАЗН, впившийся в каждого из нас. Соблазн оказаться среди избранных на этой земле. Он орудует с большим напором, чрезвычайно деловит, словно уполномочен высшей инстанцией. Его питает предельный мотив, ядром которого является ответ на вопрос о смысле жизни. После затухания идеологического огня, вместе с этим затуханием, являясь причиной этого затухания, — слабели не до конца освоенные смыслы, которым служили наши отцы.
В чем же урок? Где выход? Как победить «постмодернистскую вошь»? Выход — в гигиене. Гигиене общественных отношений. И первым, и решающим шагом тут может быть только возвращение наполненной смыслом идеологии в жизнь нации. Или смыслы победят «постмодернистскую вошь», или «постмодернистская вошь» окончательно победит слабо сопротивляющиеся смыслы.
Сейчас в Афганистане «цивилизованные» американские солдаты. И местные жители уже давно могут сравнивать их с русскими «варварами». У Александра Сладкова есть хороший фильм, в котором воин-интернационалист полковник Николай Скорынин встречается с руководителями тех районов Афганистана, где он в молодости служил. И те на полном серьезе сходу начинают обращаться к нему с просьбами о решении бытовых насущных вопросов. Большинство афганцев то время, когда у них были «шурави», считают лучшим временем.
Благодарность живым! Вечная память погибшим! Всем, кто честно исполнил свой воинский долг за пределами Отечества. Они вершили великие, благие, исторические дела!
Историю не упразднить в правах,
Пусть входят в обиход иные даты.
Останутся на дальних рубежах
Дела и слово русского солдата.