Футбол как часть войны Палестины и Израиля
Футбол уже давно стал частью политики. Для арабского и мусульманского мира футбол — это возможность донести до широких масс свои идеи, мысли, взгляды. А для Палестины в текущей остро конфликтной ситуации футбол стал еще и способом выстраивания и демонстрации союзнических отношений.
В предыдущей статье мы писали о том, как весь футбольный мир, в особенности его арабская и мусульманская часть, остро отреагировал на конфликт Израиля и Палестины. И как он на трибунах стадионов, в социальных сетях и на футбольных полях проявлялась поддержка палестинцев. В этой статье мы обратим внимание читателя на то, как футбол стал формой международной дипломатии и значимой частью борьбы палестинцев за признание.
Читайте также: Футбольный мир остро отреагировал на конфликт Израиля с Палестиной
Национальная сборная Палестины в середине 2022 года, то есть еще до начала палестино-израильского военного обострения, удачно прошла отбор на Кубок Азии, одержав три победы в группе В. Тем самым она обеспечила себе в третий раз в своей истории после чемпионатов в Австралии в 2015 году и в ОАЭ в 2019 году участие в финальной стадии этого престижного соревновании. Но подготовку к турниру прекратила начавшаяся война с Израилем.
Все спортивные соревнования и матчи на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа были приостановлены с момента начала войны. Израильские военные использовали спортивные объекты в качестве места содержания пленных палестинцев. Это касается и одного из старейших стадионов в Палестине «Ярмук», построенного в 1938 году и оборудованного в соответствии с международными требованиями, что позволяло ему принимать домашние матчи национальной сборной. Из этого сюжета понятно, как далеко зашло противостояние, и сколько в нем двусмысленности и провокативности. Ведь израильские политики не могут не понимать, насколько явно пленные на палестинском стадионе адресуют к тому стадиону, превращенному в концлагерь в Чили в эпоху Пиночета, где творились расправы. И все-таки мир наблюдает вот такие фотографии (см.ниже).
27 декабря 2023 года Палестинская федерация футбола резко отреагировала на то, каким образом военные Израиля используют стадион, и выступила с официальным заявлением. В нем подчеркивается: «Молодежное, спортивное и скаутское движение не были изолированы от того, через что проходит наш народ».
В итоге федерация направила срочные письма Международному олимпийскому комитету и всем международным, континентальным и региональным федерациям, включая Международную и Азиатскую федерацию, Спортивную федерацию исламской солидарности, Арабскую федерацию футбола, все национальные федерации и в соответствующие комитеты.
Президент Палестинской футбольной ассоциации генерал-лейтенант Габриэль Раджуб в своем заявлении высказал свое мнение о том, чем для его народа является футбол. Насколько острой является необходимость для палестинцев обозначения своего образа и позиции через спорт, видно из слов руководителя.
«Спорт и футбол, в частности, является формой национальной борьбы, и я призываю игроков национальной сборной быть достойными величия палестинского народа и масштабу жертв, которые он приносит в войне с Израилем. Мы в Палестинской футбольной ассоциации стремимся удовлетворить чаяния нашего палестинского народа, который стал рассматривать спорт как источник света на его национальном пути», — сказал Раджуб.
Палестинцы, в подтверждении слов президента Палестинской футбольной ассоциации, продолжают играть в футбол в секторе Газа. Так, 11 ноября в сети появилось видео, где палестинская молодежь в городе Хан-Юнис провела матч в школе-приюте для перемещенных лиц после бомбардировок жилых районов и населенных пунктов. На кадрах видно, как дети играют во дворе школы под аплодисменты сограждан.
По итогу года Палестинская футбольная ассоциация опубликовала подробный отчет о нарушениях, совершенных Израилем с 7 октября по 6 декабря в отношении палестинских спортсменов, в том числе в отношении футболистов, глав клубов, администраторов и судей. Из этой акции понятно, что палестинцы рассматривают действия в спортивной сфере как часть войны.
Согласно докладу, в результате обстрелов со стороны Израиля погибли 88 спортсменов командных и индивидуальных видов спорта, в том числе 67 футболистов. Кроме того, в результате ударов Израиля по сектору Газа погибли 24 представителя управленческого и технического персонала.
Также в результате израильских бомбардировок были уничтожены 9 спортивных объектов: 4 на Западном берегу реки Иордан и 5 в секторе Газа.
Новый год для палестинского спорта начался с очередной потери. 6 января, непосредственно перед началом Кубка Азии, в результате авиаудара Израиля в секторе Газа погиб Хани аль-Мусаддар, бывший тренер олимпийской сборной Палестины по футболу.
Кубок Азии
После таких цифр трудно было бы ожидать, что арабская солидарность не включится. И проявилась она не только на уровне ярких представлений болельщиков африканских и европейских команд и постов в социальных сетях. Алжир и Саудовская Аравия предоставили национальной сборной Палестины места для проживания и тренировок перед Кубком Азии.
Тренер национальной сборной Палестины по футболу Макрам Дабуб непосредственно перед началом турнира отметил, что футболисты сборной Палестины — это послы Палестины и палестинского футбола. И они приехали в Катар на Кубок Азии с определенным посланием, которое необходимо донести до всего мира.
«Палестинский народ заслуживает лучшей жизни и свободы. Наше выступление на турнире должно служить посланием всему миру о том, что Палестина существует и что палестинский народ заслуживает свободы», — добавил Дабуб. Еще раз показав тем самым, что сегодня футбол — это флагман палестинской дипломатии.
Полузащитник национальной сборной Палестины Удай Харуб, вторя главному тренеру команды, заявил, что послание, согласно которому Палестина и ее народ борются за свою жизнь, можно донести до мира единственным способом — выйти в 1/8 финала и уже в стадии игр на вылет сделать всё возможное для победы на турнире.
Защитник команды Ясир Хамад отметил, что трагедия, которая разворачивается на их родной земле, мотивирует игроков выкладываться на поле до конца.
В свою очередь, лидер команды Мусаб Аль-Баттат в ходе общения с журналистами заявил, что прекращение спортивной деятельности в секторе Газа в течение последних трех месяцев негативно сказалось на игроках, которые были вынуждены тренироваться за пределами родной страны из-за бомбардировок. Несмотря на это Палестинская национальная сборная надеется вызвать чувство гордости в сердцах палестинцев в секторе Газа, одержав свою первую победу на Кубке Азии по футболу с момента своего первого выступления на турнире в 2015 году.
Именно Аль-Баттата капитан сборной Катара Хасан Аль-Хайдус удостоил права принести чемпионскую клятву (до этого случая ее всегда произносил капитан сборной страны-хозяйки):
«Во имя бога милостивого, милосердого.
От моего имени и от имени моих коллег…
Клянусь всемогущим богом… победителем света над тьмой…
Я клянусь соблюдать закон честной конкуренции по закону и обычаям…
По духу и по закону…
И донести до публики то, что отражает мои хорошие нравы…
Аллах — свидетель моих слов».
Становится очевидно, что теперь речь идет уже не только о дипломатическом, но и о ритуальном действе на футбольном поле. Однако любое состязание имеет свои законы, и сделанные заявления дальше необходимо подтверждать. Сборная Палестины на групповом этапе сыграла три матча. 14 января она встретилась с одной из сильнейших сборных Азии, сборной Ирана. Матч закончился со счетом 4:1 в пользу «львов Персии».
Но уже через 4 дня Палестина смогла набрать свои первые очки на турнире. В матче с командой ОАЭ была зафиксирована боевая ничья 1:1.
Судьба Палестины на турнире решалась в третьем матче со сборной Гонконга. Подопечные Дабуба трижды указали мячу путь в ворота соперника и одержали уверенную победу. Эта победа стала первой победой на Кубке Азии для Палестины за всё время ее участия на турнире. Защитник национальной сборной Мохаммед Салех из сектора Газа, потерявший несколько членов своей семьи в ходе израильской агрессии, не смог сдержать своих слез после окончания матча с Гонконгом, и написал на своей руке цифру 110, обозначающую количество дней войны, идущей в секторе Газа.
По итогу трех матчей Палестина впервые в своей истории вышла в стадию игр на вылет Кубка Азии.
После окончания игр группового этапа игроки сборной Палестины посетили раненых соотечественников, находящихся в катарских больницах.
Нет нужды говорить, что добытая палестинской командой не с первого раза спортивная победа породила огромное количество воодушевленных откликов: любители футбола, болельщики и просто задетые конфликтом люди в социальной сети Х отпраздновали выход палестинской команды в 1/8 финала. При этом лозунги внутри поздравлений в соцсетях — это четко сформулированные лозунги политической манифестации.
Пользователь Х «Ахмед Хишам» написал: «Вы поразили нас своим сильным духом и своей решимостью, о любимый народ Палестины».
Пользователь «Фатна» указала на отличие палестинской команды от всех остальных на турнире. «Все команды играют на победу, за исключением палестинской команды, которая играет, чтобы сказать: „Я существую, я палестинец“», — написала она.
«Они заслужили играть в этом турнире, и они заслуживают названия Палестина», — такой пост опубликовал пользователь «Ибрагим».
Однако наиболее четкую политическую формулировку все же дал президент Палестинской футбольной ассоциации генерал-лейтенант Габриэль Раджуб, который сказал, что футбол для палестинского народа является «источником света на его национальном пути».
Во всей этой, безусловно, героической и красивой истории есть один очень любопытный момент. Палестинских спортсменов, в частности футболистов, поддерживает не только ее народ, что закономерно, но и множество субъектов по всему миру. Речь идет как о политических институтах, например государствах, так и спортивных, то есть клубах, национальных сборных, футбольных федераций и СМИ. Эта поддержка, в особенности со стороны арабского и мусульманского мира (в Европе она тоже заметна), оказывается такой сильной, что ее можно сравнить, если использовать футбольную метафору, с пением всем стадионом знаковой для команды песни в самые трудные моменты матча. И, что важно отметить, мы совсем не наблюдаем травли палестинских спортсменов. Она не допускается, либо совсем не заметна в информационном пространстве.
Крупные арабские издания ведут кампанию по поддержке Палестины и нанесению информационных ударов по Израилю. Это заметно невооруженным глазом. Любые акции болельщиков с палестинскими флагами моментально доносятся до читателей этих СМИ.
Отметим, что это же верно и относительно израильских спортсменов. Их не лишают честно заслуженных наград и званий. Футбольная сборная продолжает играть на общеевропейском уровне. Команды продолжают свое участие в еврокубках. Да, есть отдельные случаи, когда игроки за свои высказывания в соцсетях, либо акции на футбольном поле получают критику в свой адрес, не исключая и возможности расторжения контракта с клубом. Но это скорее исключение, чем правило.
А теперь сравним это с тем, что происходит вокруг нашего отечественного спорта. С тем, какую информационно-психологическую войну ведут с российскими спортсменами. Если в двух словах, то из наших спортсменов, в том числе футболистов, делают изгоев, откровенно пытаясь унизить их, в первую очередь на Западе. Российских футболистов не допускают до международных соревнований (Евро и чемпионат мира по футболу), еврокубков (лига чемпионов, лига Европы, лига Конференций). Нет того условного «арабско-мусульманского» мира и очагов поддержки в Европе, которые бы проявил солидарность с нашей страной и предложил участие в альтернативном соревновании.
Читайте также: Россия попала в офсайд? Реакция футбольного мира на спецоперацию в Донбассе
Могут сказать, что российский футболист Александр Головин хорошо себя чувствует в «Монако», российский футболист Алексей Миранчук играет в Италии за «Аталанту», а Арсен Захарян только начал свой европейский путь в «Реал Сосьедаде». И это правда. Но также правда заключается в том, что речь идет о игроках, но не о командах и сборной.
В такую безжалостную для нашей страны картину складываются реалии спортивного взаимодействия, отражающие реалии большой политики.