Чехия готовится к войне. Пока в основном на словах, но ряд важных практических шагов тоже уже сделан

Чехия и НАТО готовятся к войне с Россией. Украина покупает им время кровью

Уильям Блейк. Первая книга Уризена. Энитармон и глобус жизненной крови. 1794
Уильям Блейк. Первая книга Уризена. Энитармон и глобус жизненной крови. 1794

Генералы ждут своей войны. Иначе зачем бы они посвящали жизнь этой профессии? Многим в Европе долгие годы казалось, что настоящие войны уже в прошлом, и ничего подобного Первой или Второй мировым войнам уже никогда не повторится.

Западный философ Френсис Фукуяма в начале 1990-х годов заявил, что история умерла, а, значит, мир ждут долгие годы постжизни без потрясений, без революционных преобразований, без мечты и, наконец, без войн, которые все это сопровождают.

Но ситуация меняется: генералы Чехии на волне мировых событий о войнах вспомнили и даже вполне их жаждут. По итогам недавнего саммита НАТО, в Вильнюсе посол Чехии в НАТО Якуб Ландовски заявил:

«Используя Украину, мы помогаем себе и выигрываем время, а, как сказал начальник Генштаба Ржекха, нам нужно относительно много времени, чтобы подготовиться к возможной угрозе с востока. Мы должны использовать это время с умом, потому что второго шанса у нас не будет».

Глава генштаба армии Чехии Карел Ржекха в свою очередь сказал:

«Украинцы ослабляют самую большую угрозу для нас. Чем успешнее украинцы, тем больше у нас времени. Они действительно покупают время для нас своей кровью».

Как же планируют использовать чехи время, купленное украинской кровью? Чехия — маленькая среднеевропейская страна, которая ни о чем таком после распада советского военно-политического блока не думала. Да, как полагается всем «приличным» странам, Чехия в 1999 году официально стала членом НАТО. Хотя надо сказать, что сделала она это без массового энтузиазма, опросы того времени показали, что только 54% чехов высказывались за вступление страны в альянс.

Тогдашний президент Чехии Вацлав Гавел в разговоре с президентом США Биллом Клинтоном на открытии музея Холокоста в Вашингтоне в 1993 году сказал о мотивации чехов в этом вопросе: «Наша главная проблема в том, что мы живем как в вакууме. Поэтому мы хотим присоединиться к НАТО. Кроме того, в силу наших ценностей и нашего духа, мы являемся частью Западной Европы». Думал ли Гавел в далеком 1993 году, что за его ценностный выбор чехам через 30 лет придется готовиться платить? А платить придется.

Причем, сначала платить придется в самом прямом смысле этого слова. 7 июня президент Чехии Петр Павел подписал закон о ежегодном выделении на военные расходы не менее 2% ВВП республики. Притом, что это обязательство перед НАТО Чехия имела с самого начала своего членства, до сих пор чехи этому особенного значения не придавали. Теперь, с 2024 года расходы Чехии на оборону составят приблизительно 151,5 млрд крон (644 млрд рублей).

По итогам саммита НАТО глава генштаба армии Чехии Карел Ржекха заявил, имея в виду увеличение оборонных расходов: «Мы можем что-то использовать только в том случае, если оно у нас действительно есть. Времена, когда мы строили воздушные замки, когда в чем-то врали сами себе и вечно „встречались с ограничениями“, как тогда говорили, просто ушли».

«Мы не единственная страна с недофинансированием оборонных расходов. Постепенно, по мере того, как проекты модернизации будут обновлять армию, мы сможем внести больший вклад»,  — добавил он.

В начале текущего года министр обороны Чехии Яна Чернохова заявила, что увеличение военного бюджета будет использовано для модернизации вооруженных сил. «Модернизация армии начинается, и мы думаем, что жители Чехии могут быть уверены, что она растянется на несколько лет. Не будет такого, чтобы мы за год набрали два процента, а потом упали до 1,6 или 1,7 процента», — сказала она.

Речь идет главным образом о нескольких вещах: о механизированной бригаде, для которой будут закупаться БМП CV90 производства британской BAE Systems (246 штук, 51,7 млрд крон — 219, 8 млрд рублей), о покупке у США истребителей-бомбардировщиков F-35 (24 самолета, 122,6 млрд крон — 521,3 млрд рублей) и о покупке танков Leopard у Германии, переговоры о которой пока не начаты, и цена которой неизвестна. Есть еще несколько средних проектов, например, модернизация системы ПВО за счет покупки израильских радаров MADR.

Но главное — это не новая западная техника, которая должна заменить боевые системы советского и российского производства или устаревающие западные, как в случае с истребителями, когда F-35 приходят на смену шведским Saab JAS 39 Gripen. Главное — в изменении мирного образа мышления на мобилизационное и предвоенное. Это видно и по новой генеральской риторике.

Показательны в этом смысле слова президента Чехии (отставного генерала и бывшего начальника генштаба армии Чехии) во время визита в Киев, которые он написал на борту одной из украинских боевых машин:

«Мы с вами. Вы отомстите за павших, вы отстоите свободу. Россия, убирайся домой».

Это, по сути, послание, которое солдаты воюющих стран отправляют друг другу на авиабомбах и ракетах. Не юридически, конечно, а символически Петр Павел фразой на украинской боевой машине «Мы с вами… …Россия, убирайся домой» объявил России войну. И это уже не останется без последствий. Иногда хочется спросить, думают ли генералы, что их слова что-то действительно означают? А если думают, то понимают ли, что такие слова предполагают ответственность? И что отвечать придется не им, а их народам.

Стоит привести еще несколько значимых заявлений представителей чешской военщины. По словам представителя минобороны Чехии, сказанным в ходе обсуждения новой оборонной стратегии республики в начале лета текущего года, главной задачей оборонной политики Чехии в связи с якобы растущей агрессивностью России станет «всесторонняя подготовка к длительной, интенсивной оборонительной войне с технологически развитым противником, вооруженным ядерным оружием».

«Война между Россией и Североатлантическим альянсом, которая является для нас худшим сценарием, не невозможна, она возможна», — заявил Карел Ржехка во время конференции по внутренней безопасности и устойчивости республики в Палате представителей Чехии в конце мая текущего года. По его словам, армия Чехии пытается подготовиться к высокоинтенсивному конфликту с технологически продвинутым противником, то есть с Россией. «Потому что сегодня Россия находится на траектории конфликта с альянсом»,  — добавил генерал.

Об этом же Ржекха заявил несколько ранее, после встречи с заместителем Верховного главнокомандующего НАТО в Европе Тимом Рэдфордом.«НАТО сейчас реагирует на изменившуюся ситуацию с безопасностью после российского вторжения в Украину», — сказал он. «В рамках концепции обороны путем сдерживания создается целая система военных планов, изменяются ранее подготовленные, и среди прочего мы коснулись роли Чехии в этих планах», — добавил Ржекха.

По словам Ржехки, новые оборонные планы НАТО в основном заключаются в том, что они рассматривают Россию как угрозу и занимаются подготовкой к крупномасштабному конфликту.

Очевидно, что все это, от символического заявления Петра Павла, до практических соображений Карела Ржекхи уже не просто риторика почуявших свою востребованность генералов. За ней действительно стоит реальность подготовки стран НАТО и Чехии, в том числе, к нападению на Россию. И игнорировать эти заявления уже просто невозможно. Если кто-то в трезвом уме и твердой памяти неоднократно заявляет, что собирается тебя убить, то эти слова надо воспринимать именно как намерение тебя убить, а не как что-либо иное более дружелюбное. И к этому, очевидно, нужно предуготовиться.

А перевозбужденным чешским генералам можно, пожалуй, посоветовать, обратившись к творчеству великого чешского писателя Ярослава Гашека: «Если хотите броситься из окна, — сказал Швейк, — так идите в комнату, окно я открыл. Прыгать из кухни я бы вам не советовал, потому что вы упадете в сад прямо на розы, поломаете все кусты, и за это вам же придется платить. А из того окна вы прекрасно слетите на тротуар и, если повезет, сломаете себе шею. Если же не повезет, то вы переломаете себе только ребра, руки и ноги и вам придется платить за лечение в больнице». И уже после этого, еще раз все взвесив, решить для себя, стоит ли тащить всю нацию к повторению такого смелого опыта сообща с партнерами по НАТО.