Если до 24 февраля 2022 года вопрос выбора европейского пути Украины и Молдавии особо не беспокоил Россию, то после начала СВО отношение Москвы к этому вопросу изменилось, как и у стран Запада

Еврореферендум. Может ли Россия превратить ловушку для Молдавии в спасение?

Илья Ефимович Репин. Иди за мной, Сатано
Илья Ефимович Репин. Иди за мной, Сатано
Илья Ефимович Репин. Иди за мной, Сатано

Перед самым новым 2024 годом президент Молдавии Майя Санду сделала заявление, которое взорвало информационное пространство республики: она обратилась в парламент с предложением провести в 2024 году референдум по европейской интеграции.

Оппозиция по-разному отнеслась к анонсируемому Санду референдуму. Одни заявили, что этот референдум давно нужно было провести. Другие заявили, что это PR-акция Санду для президентских выборов — выборы президента и референдум должны пройти в один день. А правая оппозиция насторожилась, потому что считает проведение референдума преждевременным.

Можно ли верить молдавским соцопросам — вопрос отдельный, но разные исследования показывают, что сторонников и противников вступления в ЕС примерно равное число — это около 30–35% с каждой стороны. Значит, информационная схватка будет ожесточенной.

Главная борьба состоится за голоса тех, кто не определился или колеблется в своем решении, а также за общую мотивацию людей пойти на голосование, чтобы преодолеть минимальный порог явки. Соответственно, силы, не заинтересованные в проведении референдума, могут сыграть на понижении интереса людей к голосованию.

Независимо от того, пройдет референдум или нет, режим Санду этой темой минимальную задачу для себя решил — обеспечил себе возможность на полгода заполнить информационную повестку в стране и отвлечь население от реальных проблем в экономике страны и социальной сфере. Конечно, это лишь одна из задач, но и она значима.

Предложение Санду провести еврореферендум — это не личная ее инициатива, она имеет свой контекст. Режим Санду поддерживают ЕС и США. Эта поддержка обострила политические процессы в республике — молдавская власть активно начала проводить русофобскую и антироссийскую внешнюю и внутреннюю политику, склоняя население в проевропейскую сторону.

В 2022 году Молдавия и Украина получили статус кандидата в члены Европейского союза, а в конце 2023 года был сделан следующий шаг: в ЕС согласовали начало переговорного процесса по вступлению республик в союз. Эти действия являются предложением Запада населению республик некого варианта развития страны, который создает картинку на тему о том, что обе республики движутся в сторону интеграции с Евросоюзом.

До 24 февраля 2022 года в ЕС раздавались голоса, о том, что Молдавию, как и Украину, нужно поддерживать в стремлении к евроинтеграции, и через лет 20–30, может быть, им удастся стать членами Евросоюза, конечно, если республики будут к этому готовы. Однако после начала СВО на Западе изменилось отношение к этому вопросу, теперь он начал вести более активные действия по отношению к тандему Украины и Молдавии.

Европейские страны и США начали финансировать Украину, поставлять ей вооружение и технику, мотивируя Киев воевать против России. Финансирование Молдавии тоже выросло, если в 2022 году ЕС выделил 150 млн евро (15 млрд руб.), то в 2023 году выделили 295 млн евро (29 млрд руб.), в том числе на борьбу «с российской угрозой» и «российской пропагандой». Основная часть помощи Молдавии — это кредиты, которые заводят страну в финансовую кабалу и ставят республику в еще большую зависимость от США и ЕС.

Политическая составляющая активности Запада заключается в том, что Молдавию и Украину форсировано втягивают в ЕС и НАТО. Но если из-за горячего конфликта в Европе нет единого мнения насчет Украины, как ее интегрировать в ЕС, то с Молдавией всё происходит иначе.

На Западе и в Молдавии считают, что Россия ослабла и не имеет больше прежнего влияния на Кишинёв. Это дает окно возможностей для полного отрыва республики от Москвы и решения приднестровского конфликта без российского участия, то есть с последующим выдворением российских миротворцев из региона.

В Молдавию массово начали прилетать руководители стран ЕС, влиятельные чиновники из ЕС и США, НАТО, МВФ, ЕБРР, USAID и так далее. Эти процессы нужно рассмотреть несколько подробнее.

Важную роль в этом регионе играет Румыния. Именно румынские политики громче всех заявляли до СВО и сейчас продолжают заявлять о необходимости интеграции Молдавии в ЕС. Так, в январе 2024 года депутат Европарламента от Румынии Зигфрид Мурешан заявил, что Россия мешала Украине и Молдавии идти европейским путем и что «в идеале переговоры [о вступлении в ЕС] должны начаться до выборов в Европарламент».

В июне прошлого года президент Румынии Клаус Йоханнис заявил, что он хотел бы видеть Украину и Молдавию в составе ЕС и что, «если все будут усердно работать, этого можно достичь за несколько лет», как пример он привел опыт балканских стран. Однако это не мешает тому, что в румынских СМИ уже начали обсуждать судьбу территорий послевоенной Украины, где Румыния претендует на земли не только Северной Буковины и области Герцы, но и на всю Бессарабию (т.е. Молдавию) и Южную Бессарабию (юго-западная часть Одесской области).

На полях нужно отметить, что Румыния, с одной стороны, стремится территориально «оказаться» в центре Европы путем интеграции в ЕС Молдавии и Украины. С другой стороны, Бухарест заявляет, что он является главным оплотом европейской безопасности в Черноморском регионе, который противостоит «российской угрозе». Да и вообще Европа всегда стремилась взять под контроль Черное море через контроль его побережья. Вдобавок Польша не оставляет свою мечту реализовать проект Междуморья.

Что касается Польши, то она тоже активно поддерживает вступление Молдавии и Украины в ЕС. В частности, президент Польши Анджей Дуда в одном из интервью весной 2023 года заявил, что во время председательства Польши в Совете ЕС приоритетным направлением будет вопрос членства Украины и Молдавии в ЕС.

Такого же мнения придерживается Чехия. Президент Чехии Петр Павел в октябре прошлого года заявил, что новая реальность требует «новой динамики расширения». А в конце января этого года премьер-министр Венгрии Виктор Орбан на встрече с премьер-министром Молдавии Дорином Речаном заявил, что ЕС приветствует стремление Кишинёва стать частью Евросоюза.

Лидеры Германии и Франции выражают ту же точку зрения. В июне 2023 года президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Украина и Молдавия должны стать частью ЕС. Он заявил, что Франция является адвокатом Молдавии и что он уверен в том, что у Молдавии «есть возможность ускориться на европейском пути». В конце декабря 2023 года канцлер Германии Олаф Шольц практически повторил мнение Макрона, что Украина и Молдавия должны стать «частью европейской семьи».

Из вышесказанного становится понятно, что лидеры стран ЕС изменили свое отношение к расширению Евросоюза. Ведущие страны ЕС солидарны во мнении, что Украина и Молдавия должны быть в ЕС и что процессы интеграции этих стран должны быть ускорены.

Это всё подтверждает председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, заявление которой было опубликовано в агентстве Bloomberg осенью прошлого года, где она сказала, что ЕС должен как можно скорее решить вопрос вступления Молдавии и Украины в Евросоюз, чтобы эти страны не перешли под влияние России.

Если до 24 февраля 2022 года вопрос выбора европейского пути Украины и Молдавии особо не беспокоил Россию, то после начала СВО отношение Москвы к этому вопросу изменилось, как и у стран Запада. Ключевой проблемой становится не то, что эти республики могут войти в состав Евросоюза, а то, что Молдавия и Украина станут не только его частью, но и войдут в состав НАТО.

Это показывает опыт восточных стран Европы. Латвия, Литва и Эстония сначала вступили в НАТО в марте 2004 года, а в мае этого же года их приняли в Евросоюз. Польша вступила в НАТО в 1999 году, а в ЕС — в 2004 году. Венгрия вступила в НАТО в 1999 году, в ЕС — в 2004 году, Румыния стала членом НАТО в 2004 году, а членом ЕС в 2007 году, Болгария стала членом НАТО в 2004 году, а членом ЕС в 2007 году.

Таким образом, мы можем увидеть некоторую закономерность, что вступление стран Восточной Европы в ЕС происходит только после вступления этих стран в состав Североатлантического альянса.

В частности, заместитель генсека НАТО Мирча Джоанэ в ноябре 2023 года на пресс-конференции в Бухаресте заявил, что поддерживает движение Молдавии и Украины в ЕС и в НАТО: «Любой шаг в сторону европейской интеграции помогает интеграции в НАТО, и любой шаг в отношениях с альянсом помогает европейской интеграции».

Кроме того, ранее Джоанэ заявлял, что для НАТО Молдавия является приоритетом. А генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс будет помогать Молдавии реформировать институты обороны и безопасности, а также помогать увеличивать обороноспособность. К слову, страны НАТО уже начали поставлять республике оружие и бронетехнику.

Отдельно необходимо отметить сильное влияние НПО на Молдавию. В республике наиболее влиятельными являются сеть НПО фонда Сороса (организация, признанная нежелательной в РФ), Европейский фонд за демократию (организация, признанная нежелательной в РФ) и Фонд Конрада Аденауэра — в начале 2022 года глава Фонда Конрада Аденауэра в Молдавии Ханс Мартин Зиг стал советником президента Майи Санду по вопросам стратегического планирования и делам ЕС. Кроме того, большое влияние имеет Агентство США по международному развитию (USAID).

Мы видим, что ЕС и США начали использовать сближение республик бывшего СССР с ними для того, чтобы создать из этих стран недружественные или враждебные России государства. Поэтому сейчас Россия заинтересована в том, чтобы максимально долго сохранять стабильность и положительное отношение к России в странах бывшего СССР, в том числе и в Молдавии.

Учитывая то, что Запад уже сделал конкретные шаги по вытеснению России из Молдавии и нацелен на обострение приднестровского конфликта, Москве сейчас самое время внятно и последовательно обозначать свою позицию по поводу еврореферендума, который организует режим Санду.

Поддержка пророссийской оппозиции в Молдавии стала недостаточной. Назрела необходимость ввести новые слагаемые в отношения между странами: назревает вопрос о том, когда произойдет переход Молдавии в статус страны, «проводящей недружественную политику по отношению к России». А ведь этот статус напрямую увязан с курсом, который поддерживает проевропейский молдавский истеблишмент, а проводит режимом Санду. Это позволит создать негативный фон для президентских выборов в Молдавии и для еврореферендума.

Населению Молдавии нужно донести мысль, что его благополучие и стабильность в регионе на самом деле прямо связаны с качеством отношений с Россией, а Запад тянет республику в нищету и в никому не нужный конфликт. Необходимо показать, какие потери и убытки понесла республика после того, как Санду испортила отношения с Россией. И наконец, не может не возникать вопрос — позволит ли молдавское общество Западу сделать с собой то, что уже позволило украинское, со сходными катастрофическими последствиями.

От того, будет ли проводиться такая политика, зависит возможность отодвинуть сроки обострения конфликта на берегах Днестра, где проживают сотни тысяч граждан России, и сохранить позиции в регионе.