Мы не хотим следовать за Западом. Но нужно еще понять, чего мы хотим

Форум несогласных. Россия претендует на роль лидера мировой культуры?

Делапорт Анри Орас Ролан. Стол музыканта. 1760 год.
Делапорт Анри Орас Ролан. Стол музыканта. 1760 год.

Ежегодный Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур прошел с 11 по 14 сентября. Он был уже десятым по счету. По итогам форума можно сказать, что он стал заявкой России на роль нового лидера мировой культуры в противовес Западу.

Тон мероприятию задал президент России Владимир Путин в приветственном выступлении. Он заявил, что для достижения успехов общества люди должны быть вдохновлены культурой, а также опираться на ценности и традиции.

«Мы убеждены, что она (культура — прим. ИА Красная Весна) должна и может существовать без грубого вмешательства, без так называемой культуры отмены, то есть отмены самой культуры», — сказал он.

Путин не стал напрямую говорить о необходимости противостоять Западу на культурном фронте, но заявил, что в некоторых странах деятели культуры жалуются на навязывание им «неолиберальных стандартов», продвигаемых СМИ, а тем, кто не следует мейнстриму, грозят остракизм и отмена. Президент также подчеркнул, что Россия не борется с навязываемыми нам ценностями, а поддерживает свои.

Глава Министерства культуры России Ольга Любимова заявила, что в Санкт-Петербург прибыли деятели культуры из 80 стран. Она отметила, что это не политики, а потому делегации не делят на дружественные или недружественные.

В рамках форума также прошла встреча министров культуры стран БРИКС уже в обновленном составе. Любимова рассказала на встрече о формах сотрудничества стран через объединения, такие как Альянс музеев, Альянс библиотек и другие, а также призвала создавать новые форматы. Внятно необходимость объединяться обосновал посол Ирана в РФ Казем Джалали, он указал на то, что в последние десятилетия культура стала важным фактором влияния на международные отношения наряду с политической, военной и экономической силой.

Вопрос о необходимости противостоять деструктивным чужеродным влияниям подняли на панельной дискуссии «Классическая музыкальная культура как фундамент развития общества. Роль государства в формировании культурной политики». Замещающий должность председателя комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов сравнил культуру с вакциной и иммунитетом. Он также заявил, что культурный суверенитет не получится отстоять без совместных усилий общества и государства.

Ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Рыжинский заявил о кризисе в музыкальной сфере в стране. Кадров не хватает, так как молодежь не хочет идти работать педагогами, а по отдельным инструментам почти перестали обучать, например на фаготе в РФ учатся только 200 детей. Глава академии объяснил это слабой пропагандой музыкальной культуры и тем, что профессия музыкального педагога перестала быть престижной.

«Нам важно, чтобы мы не только гордились нашей дорогой культурой — но чтобы эта наша гордость имела под собой основания сегодня, чтобы наша культура развивалась и имела определенные перспективы. Очень хотелось бы, чтобы мы действительно сохранили звание страны, в которой классическая музыка — это музыка высокого уровня и высокого качества», — сказал Рыжинский.

Необходимость укреплять связи между странами в сфере кино обсудили участники панельной дискуссии «Кинематограф стран СНГ. Общее прошлое, суверенное настоящее, многополярное будущее». Сербский и российский актер театра и кино, продюсер Милош Бикович также призвал сохранять память о совместном прошлом.

«Сегодня мы говорим о том, как создать новые возможности для будущего в условиях многополярного мира. Нам необходимо задуматься уже сегодня о том, как сохранить уникальные кинематографические традиции каждой страны СНГ и при этом найти новые формы международного сотрудничества», — сказал он.

Участники дискуссии согласились с тем, что деятелям кино нужно укреплять взаимодействие в рамках СНГ и создать институт кинематографа. Они также выступили за формирование общего образа будущего в фильмах для стран содружества. Исполнительный директор Фонда кино Фёдор Соснов призвал создать инструменты, которые позволят создавать совместные киноленты. То есть на встрече фактически сокрушались об утрате возможностей, которые были в СССР.

Но при этом участники мероприятий не ссылались на советское прошлое. Исключением стала директор Минского областного драматического театра Елена Соколовская на круглом столе «Страны СНГ — пути сближения».

«У всех большая ностальгия по советским временам — как было здорово, когда обменивались опытом, когда ездили друг к другу, когда открывали, расширяли горизонты, узнавали страны», — отметила она.

Критическое восприятие молодежью традиций обсудили на тематической сессии «Традиции и культура доверия. Дорога в будущее». Член российского президиума Международного совета музеев Юлия Купина считает, что интерес к традициям может подстегнуть доступность научных исследований культурного наследия.

Про необходимость сохранять традиционные ценностные установки также говорили на панельной дискуссии «Культурный суверенитет страны. Вызовы времени: осмысление, отношение, отражение». По мнению российского кинорежиссера Карена Шахназарова, в мире наступил глубокий кризис: вместо цивилизации читающих приходит цивилизация смотрящих. Он также прямо заявил, что Россия утратила культурный суверенитет.

«Задача искусства познания мира превращается просто в часть товара, такого же, как „Кока-Кола“. Сегодня главный критерий — насколько хорошо это продается. Эта массовая культура мощным образом захватывает вообще весь мир, в том числе Российскую Федерацию», — сказал Шахназаров.

Участвовавший в сессии председатель народного совета ДНР Артём Жога, вероятно, не видит проблем с тем, что молодежь перестает читать. Он назвал «потребительский контент» тоже частью культуры, а суверенитет в этой сфере описал довольно просто.

«Культурный суверенитет выражается в том, чтобы донести понравившейся девочке портфель, подержать дверь, помочь маме выкинуть мусор, уступить место в автобусе. Это и есть суверенитет культурный, потому что культура начинается с детства», — сказал Жога.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова призвала не допустить возникновения антикультуры. Она обвинила Запад в превращении культуры в инструмент давления и регуляции.

«Происходит подмена понятий. Для них это инструмент для расширения влияния, для выкачивания ресурсов — материальных, духовных, интеллектуальных. Мы противостоим настоящей антикультуре», — заявила она.

В рамках форума выступила народная артистка России Надежда Бабкина дуэтом с человекоподобным роботом Арди. Они спели песню «Родина моя». Номер сопровождался видеорядом, сделанным нейросетью.

«Наш коллектив, которому уже 50 лет творческой деятельности, он экспериментальный. Мы движемся в направлении передовых технологий, но на основе коренных национальных традиций», — объяснила Бабкина совместное выступление с машиной.

Певица отметила, что лучше живой исполнитель, но «пробовать-то надо».

В целом две темы сквозили на мероприятиях посвященного культуре форума: необходимо объединяться перед надвигающейся угрозой западных трендов и важно не утратить традиции. Актуальность этих тем несомненна, но странным выглядит то, как робко, за исключением редких случаев, об этом заявляли.

С одной стороны, говорится, что против нас развернули культурную войну, что идет деградация культурных традиций, которые являются основой в этом противостоянии, но не говорится про наш ответ. Явно недооценена важность советского наследия. И при этом видны проявления приверженности западным ценностям.

Например, на форуме продемонстрировали документальный фильм Артема Гриняка «Посмотрите наверх» про живопись на стене дома в поселке в Хабаровском крае. Уже название отсылает нас к голливудской черной комедии «Не смотрите наверх». В каких выражениях пишут об этом на сайте форума?

«Арт-интервенция, запечатленная в фильме, была частью урбан-кэмпа, организованного Фондом Мельниченко — масштабной инициативы, направленной на вовлечение жителей небольших городов России в процессы позитивных изменений их окружающей среды», — говорится в публикации параллельно со словами о важности популяризации русского языка.

Заявление, что мы не хотим следовать за Западом, конечно хорошо, но нужно еще понять, чего мы хотим. Пока видно, что Россия по инерции отчасти продолжает двигаться в направлении, заданном западной культурой. И непонятно, как планируется привить молодежи традиционные ценности. С помощью робота, поющего про Родину? Нейросеть будет популяризировать высокую культуру?

Объединение с другими странами на фоне войны в сфере культуры, развязанной Западом, необходимо. Но захотят ли другие государства объединяться с Россией в таком состоянии? Нужно честно ответить на вопрос: Россия сможет возглавить сопротивление и ответить на глобальный вызов, который обсуждали на форуме? Если ответ «нет», необходимо понять, как изменить ситуацию.