Что ждет российских автолюбителей в этом сезоне — в обзоре ИА Красная весна

Как изменился рынок автомобильных шин в России за последние 1,5 года

Сарра Марковна Шор, «Мы учимся управлять автомобилем». 1937 г.
Сарра Марковна Шор, «Мы учимся управлять автомобилем». 1937 г.
Сарра Марковна Шор, «Мы учимся управлять автомобилем». 1937 г.

С декабря текущего года, согласно сообщениям в СМИ, в России автовладельцев, использующих в зимний период летние шины, станут наказывать административным штрафом в размере 500 рублей, а при повторном нарушении возможен арест на 15 суток.

Согласно опросам, проведенным агентством «Автостат», 98% автомобилистов в России меняют шины с летних на зимние или используют всесезонную резину. Следовательно, штрафы могут коснуться очень немногих.

Однако, в связи с санкциями и уходом многих популярных производителей из России, автолюбители столкнулись сразу с несколькими проблемами. Во-первых, стоимость автомобильных шин резко выросла. Во-вторых, дефицит, который не только повлиял на стоимость, но и на возможность приобрести автомобильные шины не самого популярного типоразмера.

Попробуем разобраться, что же сейчас происходит на рынке автомобильных шин в России.

Что производится в России сейчас

По словам эксперта в области автомобильных шин Александра Герасимова, в России на данный момент производятся шины брендов Pirelli, Cordiant, Continental, Nokian и Yokohama. Также, естественно, сохранились производства шин «Кама» и «Белшина». Однако практически все производители так или иначе претерпели некоторые изменения.

Так, например, бренд Pirelli смог выгодно отыграть сложившуюся ситуацию и даже нарастил линейку производства, увеличив количество размеров шин, производящихся на заводе.

Это связано с тем, что Pirelli принадлежит частично российской компании Ростех, а частично китайским компаниям, и санкции не смогли заставить бренд покинуть российский рынок.

Немецкий производитель Continental покинул Россию, продав производство компании S8 Capital, принадлежащей Армену Саркисяну. Также S8 Capital приобрела производство шин Cordiant в Ярославле и Омске. Кроме того, летом в СМИ проходила информация о возможной покупке компанией S8 Capital завода Bridgestone в Ульяновске.

Финский завод Nokian перешел компании «Татнефть» и теперь производит зимние шины только среднего ценового сегмента (Nordman), перестав производить зимние шины премиум класса (Hakkapelitta). При этом планируется производство летних шин премиум класса под новым названием «Афтограф». Соответственно сократилось и количество производимых типоразмеров. Что касается зимней резины, то у шин Nokian заменили шип с импортного на российский, но как он себя покажет, говорить пока рано. Кроме того, шины Nokian теперь будут производиться в России под брендом Ikon.

Continental также сократил производимую линейку, поскольку по условиям договора завод может производить только шины Matador и Gislaved.

Производство шин Yokohama пока осталось без изменений, а вот французская компания Michelin полностью покинула российский рынок, продав свое производство, которое остановилось в марте 2022 года, и перспектив перезапуска производства пока не видно.

Как изменилась стоимость

Что касается стоимости, то, по словам эксперта, с начала СВО рост цен на шины составил 30–100%. При этом наиболее весомо выросла стоимость шин премиального сегмента, отличающегося большим радиусом.

Связано это прежде всего с дефицитом. Поскольку производство шин премиум-сегмента в России практически прекратилось, а наладить его быстро вряд ли удастся. Следовательно, их нехватка будет ощущаться еще долго, а цена вряд ли будет снижена.

Кроме того, в Россию стали массово ввозиться автомобили китайских брендов, у которых часто встречаются совершенно нетипичные для российского рынка размеры шин. Оба эти фактора, естественно, сказываются на стоимости. Также имеются проблемы с логистикой, и часть ввозимой из Азии продукции просто не успевает приехать к сезону.

Импорт

В Россию по-прежнему ввозятся шины марки Hankook. Что-то продолжают привозить в Россию из Европы или по параллельному импорту или какими-то другими путями, но вряд ли эти шины когда-нибудь попадут на более-менее широкий рынок.

Также продолжают поступать шины китайских марок, которые уже давно продаются на российском рынке, и которые уже как-то успели себя зарекомендовать. В целом, как и в прочих отраслях, экспорт шин из Китая существенно вырос.

Появилось большое количество шин из Азии, которые пока совсем неизвестны и о их качестве пока говорить трудно.

Исходя из сложившейся ситуации, можно сказать, что зиму 2023–2024 годов российские автомобилисты худо-бедно, но переживут. Вероятность остаться без автомобильных шин пока нам не грозит, однако надеяться на снижение их стоимости пока не приходится. Помимо прочего, автовладельцам, по всей видимости, придется вновь пройти путь по подбору автошин, которые смогут устроить по соотношению цена/качество, поскольку рынок резко сместился в азиатскую сторону и теперь таит в себе множество вопросов.