Похоже, что «Газпром» смог парадоксальным образом организовать ситуацию, в которой компании выгодна задержка сертификации СП-2

Задержка сертификации СП-2 — провал или успех «Газпрома»?

Джон Колкотт Хорсли Частная комната банкира 1870 г
Джон Колкотт Хорсли Частная комната банкира 1870 г

В сентябре, сразу же после завершения строительства газопровода «Северный поток — 2» (СП-2), компания «Газпром» начала его сертификацию. Немецкое Федеральное сетевое агентство, которое регулирует энергетические проекты в Германии, заявило, что этот процесс может занять четыре месяца. Так что изначально было понятно, что, скорее всего, к зиме трубопровод запущен не будет.

Утром 16 ноября агентство сообщило, что временно приостанавливает сертификацию газопровода. Регулятор заявил, что владельцу трубопровода нужно провести реорганизацию в соответствии с германским законодательством. В частности, от компании потребовали создать немецкое дочернее предприятие и передать ему основной капитал и персонал.

Компания-оператор СП-2, Nord Stream 2 AG мгновенно согласилась с выдвинутыми требованиями и заявила, что создает дочернее предприятие, но ситуацию это не спасло. Вначале в СМИ появилась информация, что даже в случае выполнения его требования необходимо будет передать полный пакет документов, и отсчет срока начнется заново, однако позднее это сообщение было опровергнуто.

Агентство сообщило, что после выполнения его требований оно «сможет возобновить свою оценку в оставшееся время от четырехмесячного периода, предусмотренного законом». Так что фактически задержка возникнет только на срок регистрации новой компании и дополнения документов к заявке по СП-2.

Однако возможно, что это известие несет не столь негативные последствия для «Газпрома», как это кажется на первый взгляд. Есть вероятность, что создание отдельной немецкой компании позволит вывести газопровод из-под действия Третьего энергопакета ЕС, который ограничивает заполнение трубы одним поставщиком на 50%. Дело в том, что в территориальных водах Германии находится всего 12 морских миль трубы, так что российская компания может вывести точку приемки газа за это расстояние, и там уже не будет действовать это ограничение. А газопроводом на немецкой территории будет владеть немецкая компания, поэтому де-юре газ будет уже немецкий, и Третий энергопакет к нему будет неприменим.

Непонятно только, почему этот вариант не был реализован заранее, ведь он несет сплошные выгоды для «Газпрома». И тут можно высказать смелое предположение, что компания изначально рассчитывала на отказ немецкого регулятора.

Ведь в сложившихся условиях «Газпрому» стал выгоден долгий запуск нового газопровода, так как эта нестабильная ситуация поддерживает цены на газ. Уже через час после обнародования решения немецкого регулятора стоимость газа подскочила на 6% и превысила психологический рубеж в $1000 долларов. На этом фоне падение стоимости акций «Газпрома» на несколько процентов, которое произошло из-за заявления агентства, уже не выглядит критичным.

Поддержанию высоких цен на газ будут способствовать и прогнозы экспертов. Так, старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрий Маринченко уже заявил, что «проект будет запущен в лучшем случае к концу отопительного сезона».

Представляется, что запуск СП-2 является одним из фронтов в сложной и многопрофильной энергетической войне в Европе. И позиции «Газпрома» в ней достаточно сильны, несмотря ни на какие ограничения, вводимые противниками компании, так как на его стороне сочетание двух главных факторов: серьезная потребность Европы в газе и большое его количество у компании.