Великобритания вплывает в новую эру холодной войны, расширяя потенциальный театр конфликтов на территорию Евразии. Пока речь идет о возможном столкновении Европы и условного блока России и Китая

Пришло время новой внешнеполитической доктрины Великобритании?

Эдгар Банди. Смерть в облике генерала на поле боя. 1911
Эдгар Банди. Смерть в облике генерала на поле боя. 1911
Эдгар Банди. Смерть в облике генерала на поле боя. 1911

Корректировка большой стратегии Великобритании начинает обретать ясность. Премьер-министр Риши Сунак в своей речи на приеме у лорд-мэра Лондонского Сити обозначил основные принципы внешней политики страны, которая должна руководствоваться «твердым прагматизмом». В рамках новой стратегии Китай из «конкурента» превратился в «системный вызов».

В этом контексте интересен отклик британского Совета по геостратегии, который выстраивает мост между Великобританией и Японией, главным геополитическим соперником Китая в Тихоокеанском регионе. Совет по геостратегии называет речь премьер-министра сигналом к давно ожидаемому возврату к стратегическому мышлению во внешней политике и к переходу к новой холодной войне между великими державами.

ИА Красная Весна приводит перевод фрагментов статьи руководителя аналитического центра Джеймса Роджерса под заголовком «На пути к доктрине Сунака?», опубликованной 30 ноября на сайте организации.

———————————————————————————————

28 ноября 2022 года мир впервые увидел очертания доктрины Сунака. Стоя на фоне большого позолоченного орнамента корпуса корабля, премьер-министр Риши Сунак произнес свою ежегодную речь на банкете лорд-мэра в Ратуше, посвященную международным целям его правительства на следующий год. Речь прозвучала всего за несколько месяцев до публикации доработанной версии Комплексной стратегии [по вопросам обороны, дипломатии и международного развития], которая ожидается в марте 2023 года.

Это обновление, заказанное Лиз Трасс во время ее короткого пребывания на посту премьер-министра, предназначено для оценки того, как изменилась международная обстановка с момента составления Комплексной стратегии в 2020 году, а также для того, чтобы правительство Его Величества отреагировало на эти изменения… «Усиливающаяся геополитическая конкуренция», обозначенная в Комплексной стратегии, уступает место открытой конфронтации — даже холодной войне, когда крупнейшие державы противостоят друг другу в «серой зоне» между «миром» и «войной».

Действительно, в своем выступлении премьер-министр прямо указывает на российскую и китайскую агрессию (стилистика автора сохранена — прим. ИА Красная Весна), а затем очерчивает, как должно отреагировать его правительство: во-первых, «быть сильнее в защите наших ценностей и открытости, от которых зависит наше процветание»; во-вторых, «обеспечить более сильную экономику дома как основу нашей силы за границей»; и, в-третьих, «противостоять нашим конкурентам не с помощью громкой риторики, а с помощью твердого прагматизма». Что, однако, это означает?

Для начала Сунак объясняет, что, поскольку «противники и конкуренты Великобритании планируют на долгосрочную перспективу», правительство Его Величества должно делать то же самое. Это говорит о том, что он признает, что британская национальная стратегия с момента распада Советского Союза и до недавнего времени была решительно «астратегической». Сменявшие друг друга правительства пренебрегали взаимосвязью экономики и геополитики и позволяли обороноспособности Британии ослабевать. В то же время они чрезмерно верят в так называемую «мягкую силу» и многосторонность, позволяя авторитарным режимам укрепляться.

В Комплексной стратегии эти вопросы уже прямо обозначены. Примечательно, что в ней экономика начала подчиняться национальной стратегии, в то время как ранее сменявшие друг друга правительства, вдохновленные мантрой глобализации, занимали все более выраженную позицию невмешательства. Например, в ней было указано, почему правительству Ее Величества (тогда еще Ее Величества Елизаветы II — прим. ИА Красная Весна) необходимо должным образом финансировать и восстанавливать управление британской научной базой, чтобы поддерживать технологическое господство — самую суть глобальной мощи для компактной морской страны.

Своим заявлением о том, что экономика является «основой нашей силы за границей», Сунак подтверждает это направление движения. Но он идет дальше. Он не только положил конец «золотой эре», установленной между Великобританией и Китайской Народной Республикой (КНР) Дэвидом Кэмероном и Джорджем Осборном, но и определил КНР как «системный вызов». Для некоторых это может представлять собой не более чем попытку умиротворить сторонников консерваторов, которые хотели бы, чтобы правительство Его Величества определило КНР — как и Россию — как «угрозу». Однако это было бы несправедливо.

Во-первых, в Комплексной стратегии КНР обозначается как «системный конкурент». Повысив его статус до «системного вызова», премьер-министр признает, что КНР больше не просто конкурент, который играет по правилам, а противник, который готов сделать все возможное, чтобы добиться своего. Более того, «системный вызов» на самом деле представляет собой гораздо большую долгосрочную проблему, чем угроза; предыдущие системные соперники — Испания Филиппа I, наполеоновская Франция, нацистская Германия и Советский Союз — угрожали не только международному порядку, но и самому существованию Великобритании. С другой стороны, назвав КНР «системным вызовом», Сунак дал понять, что правительство Его Величества будет более тщательно проверять китайские инвестиции в британскую инфраструктуру и поглощения британских компаний, чем это было в «золотую эру».

Именно в этот момент Сунак вводит понятие «твердого прагматизма», которое согласуется с его утверждением, также содержащемся в Комплексной стратегии, о том, что «действия говорят громче, чем слова». Здесь Сунак утверждает, что помимо восстановления национальной базы власти и повышения ее устойчивости к неправомерному иностранному влиянию Великобритания должна более активно руководить и объединять другие страны для достижения своих интересов. Он указывает на то, насколько успешным был этот подход там, где он применялся: от оспаривания зависимости Европы от поставок энергоносителей из России и инициирования международного ответа на специальную военную операцию России на Украине до создания новых и устойчивых центров геополитического притяжения в Евроатлантическом и Индо-Тихоокеанском регионах, соответственно, через Объединенные экспедиционные силы и AUKUS.

Наконец, речь Сунака была усеяна ссылками на благотворную связь между морской державой и процветанием, от его вступительных замечаний о его родном городе Саутгемптоне как «воротах в мир» и геостратегическом значении индо-тихоокеанского региона, а также о том, что британские «интересы в том, чтобы… торговые пути оставались открытыми».

Таким образом, хотя на первый взгляд речь премьер-министра может показаться эволюционной, а не революционной, при более глубоком рассмотрении она обнаруживает некоторые существенные изменения в подходе — даже возвращение стратегического мышления — в самом сердце британского государства. В самом деле, хотя Сунак иронически порицает «аргументы и подходы времен холодной войны», мысли, стоящие за его речью — в той мере, в какой она благоприятствует большему национальному руководству и суверенитету, даже над экономикой, — приближают Великобританию к позиции холодной войны более, чем когда-либо за много лет. В обновленной редакции Комплексной стратегии эти идеи почти наверняка получат развитие.

Но до реализации доктрины Сунака еще далеко. Чтобы реализовать «твердый прагматизм», правительству Сунака необходимо будет сосредоточиться на стимулировании национальной базы власти путем проведения более масштабных реформ со стороны предложения в экономике и повышения экономической устойчивости. В частности, скрипучая инфраструктура Великобритании — не в последнюю очередь транспортные и коммуникационные системы — и исследовательские и научные центры нуждаются в значительных инвестициях для повышения производительности. В морской век также необходимо будет наращивать Королевский флот. Только тогда правительство Его Величества возглавит национальную базу власти со средствами для привлечения и объединения союзников и партнеров, а также для сдерживания соперников.