Система координат

В первую очередь для меня газета — это определенная система координат, в которой происходит освоение гуманитарной и политической проблематики, а также взаимодействие между товарищами по движению. При этом единство системы координат и проблематики совсем не означает единства мнений. Тем и интересно всегда обсуждение газеты, что мнение двух разных людей — даже в одной ячейке — может быть абсолютно разным. Каждый из статьи выносит что-то свое, с учетом своего индивидуального жизненного опыта.

Иногда при обсуждении создается даже впечатление, что участники дискуссии читали как будто разные статьи, настолько разную информацию они извлекают из одного и того же материала. Два человека распиливают цилиндр, у одного на срезе получается круг, у второго — прямоугольник. И только совместное обсуждение позволяет из круга и прямоугольника восстановить исходный цилиндр. Кроме подобного «восстановления» явлений из предметной области газета еще позволяет раскрыть людей, которые находятся рядом. Она производит изначально одинаковое воздействие на тебя и окружающих в виде проблематики и текста, и именно это позволяет выявить разнообразие отклика. Своеобразное единство воздействия и разнообразие отклика.

Еще лично для меня как для человека с техническим складом ума газета является своего рода проводником в мир гуманитарного знания. В одной из статей нашей газеты — «Библиотека и мы» Марины Волчковой и Ильи Роготнева приводилась цитата Анастасии Гачевой, которая назвала библиотекаря «Вергилием читателя», то есть проводником в мир книжной культуры. Ровно таким же проводником, только в мир политической и гуманитарной культуры, является для меня газета. Информационная плотность текстов очень высокая и зачастую статьи приходится читать по нескольку раз, но именно из такой необходимости восстанавливать контекст повествования и начинается подробное изучение той или иной темы. И потом уже, снова возвращаясь к «затравочной» статье, которая породила изучение новой темы, читаешь ее уже на совершенно другом уровне. Перефразируя Маркса, получается формула «статья — литература — статья-штрих».

Очень важным элементом газеты я считаю раздел с новостями. Зачастую люди, которые приходят в ячейку, готовы начать обсуждение именно с злободневной повестки — новостей. Вписанные в «сетку войн» актуальные события позволяют перекинуть мостик от гуманитарного знания вообще к текущим событиями и их интерпретации. По большому счету, одна из задач газеты — как минимум, объяснение, а как максимум — оказание влияния на текущие события. И в каждой газете содержится пример подобного объяснения и вписывания событий в сетку ключевых тем газеты.