Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал закон о порядке перевода государственных органов на работу в военное время

Белоруссия готовится к войне?

Лукиан Попов. Мобилизованы. Начало XX века
Лукиан Попов. Мобилизованы. Начало XX века
Лукиан Попов. Мобилизованы. Начало XX века

4 марта глава Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ «О переводе государственных органов и иных организаций на работу в условиях военного времени».

Документ не был опубликован, и о его содержании остается догадываться по скудной официальной информации от пресс-службы главы государства.

Сообщается, что указ «совершенствует порядок перевода» работы государства с мирного на военное время «при возникновении угроз национальной безопасности с учетом изменения военно-политических условий».

«Издание указа позволит обеспечить системное и бесперебойное функционирование государственного аппарата в период нарастания военной угрозы и в военное время», — говорится в сообщении пресс-службы лидера страны.

Документ распространяет свое действие на все госорганы, в том числе на Всебелорусское народное собрание, палаты Национального собрания, Конституционный и Верховный суды. При этом руководителям некоторых государственных органов и организаций в условиях военного положения могут быть присвоены воинские звания.

По словам военного эксперта, доктора военных наук Николая Бузина, это «общепринятая практика», которая применялась и в Советском Союзе, и в России.

«В данном случае этот указ позволяет привлечь квалифицированные кадры с определенными компетенциями для решения задач военной безопасности в случае эскалации напряженности», — заявил Бузин.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Ирина Довгало отметила, что указ ясно показывает, «какой государственный орган куда идет, с кем работает, на какой переходит режим работы».

Комментируя указ, министр антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии Алексей Богданов заявил, что белорусские власти «должны быть готовы к любому сценарию развития событий».

Необходимо напомнить, что после начала спецоперации ВС РФ на Украине, когда Белоруссия оказалась вблизи эпицентра крупнейшего военного конфликта последних десятилетий, власти страны резко нарастили усилия по предотвращению возможных военных угроз.

В мае 2022 года Лукашенко заявил, что переводит управление Белоруссией на военные рельсы, поскольку наступило «время военное», время «конкретных задач», а «рассуждения» о соответствии Белоруссии задаваемым Западом «глобальным трендам» необходимо отложить в сторону.

Уже в сентябре 2022 года глава страны поручил готовить армию к «военному времени».

В 2023 году Россия разместила на территории Белоруссии ядерное оружие. В феврале белорусские власти заявили, что на вооружение армии Белоруссии поступили два зенитных ракетных дивизиона С-400 и два дивизиона ракетных комплексов «Искандер-М», способных нести ядерное оружие.

Ожидается, что в 2024 году в Белоруссии будет утверждена новая Военная доктрина, проект которой уже подготовлен.

Начальник информационно-аналитического управления Генерального штаба Вооруженных сил Белоруссии Артем Буторин заявил, что в документе будет закреплено, что «нападение на любое союзное Минску государство будет считаться нападением на Белоруссию».

Он также подтвердил, что в стране было размещено тактическое ядерное оружие.

«Мы в военной доктрине доводим до международного сообщества наше отношение, что появление на нашей территории ядерного оружия является вынужденной мерой и это мера стратегического сдерживания. То есть оно направлено на предотвращение конфликтов, а не на применение его для достижения какие-то наших „агрессивных“ целей, которые нам наши оппоненты пытаются приписывать», — заявил Буторин.

После доработки доктрина будет представлена на утверждение Всебелорусскому народному собранию.

После издания указа, 15 марта, белорусское оборонное ведомство заявило о продолжении проверки готовности армии к выполнению различных задач. Военные будут направлены на тренировки и учения. Подчеркивается, что к учениям могут быть привлечены военнообязанные из запаса.

16 марта министерство опубликовало приказ о перечне транспортных средств, подлежащих предоставлению физическими и юридическими лицами военным в период проведения мобилизации и военного времени.

27 марта министерство обороны сообщило, что военные провели двусторонние тактические учения по отработке штурма населенного пункта.

«На 230-м общевойсковом полигоне проходит двустороннее батальонное тактическое учение с подразделениями войск Западного оперативного командования. Одним из этапов учения стал штурм населенного пункта, в ходе которого были задействованы артиллерийские подразделения и применялись беспилотные авиационные комплексы», — говорится в сообщении.

29 марта 2024 года депутат Палаты представителей Национального собрания Белоруссии полковник Анатолий Булавко, ранее занимавший должность заместителя командующего ВВС и войск противовоздушной обороны Белоруссии, заявил, что страна готова к войне на 100%. Он заявил, что большинство стран готовятся к войнам «по лекалам прошлых войн», а необходимо «учиться на опыте современной войны».

«Я имею в виду специальную военную операцию. Это действительно современная война, которая очень много дает опыта. И уникальность наша заключается в том, что мы этот опыт берем, не участвуя в этом конфликте», — заявил полковник.

Он подчеркнул, что особое значение имеет то, насколько государство может оперативно «перестроить сознание своего населения, перестроить свою экономику, перестроить всю ментальность государства к ведению боевых действий».

Белоруссия наращивает объемы выпуска продукции, необходимой для вооруженных сил, а власти создают нормативно-правовую базу для возможной военной эскалации. При этом риски наступления такой эскалации продолжают расти.

Украинское контрнаступление, на которое и Киев, и его западные союзники возлагали большие надежды, оказалось безрезультатным. В последние месяцы Украина явно утратила инициативу на поле боя и начала постепенно терять территории, а Россия постепенно наращивает давление.

В этих условиях Запад, похоже, намерен двигаться только в сторону обострения конфликта, о чем свидетельствует и радикальная риторика официальных лиц Украины, и попытки перевести боевые действия на российскую территорию, и террористические эксцессы, и действия стран НАТО.

В конце февраля 2024 года президент Франции Эммануэль Макрон заявил о необходимости ввода войск НАТО на Украину, а позднее отметил, что украинский конфликт носит для Франции и Европы «экзистенциальный» характер.

Предложение о вводе на Украину войск НАТО в свою очередь поддержал и министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Ранее глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин неоднократно заявлял, что Польша готовится к вводу войск на украинскую территорию.

Стало известно также, что Североатлантический альянс готовит необходимую военную инфраструктуру для оперативной переброски крупных подразделений на территории, граничащие с Белоруссией, которая также может быть втянута в украинский конфликт при его расширении.

В конце декабря 2023 года Комитет государственной безопасности республики отметил, что имеет сведения о подготовке диверсионных групп на территории Польши и Прибалтики. Их основной целью будет являться дестабилизация обстановки в Белоруссии, являющейся важным союзником России в украинском кризисе.

Отметим, что здесь также имеет значение геополитическое расположение республики, с одной стороны — Украина, с другой — Польша и страны Прибалтики.

В этом контексте политика Минска отвечает классической формуле «хочешь мира — готовься к войне». Однако будет ли мир? За две недели до принятия указа Лукашенко заявил работникам силовых ведомств страны, что им необходимо «ментально и стратегически» готовиться к мировой войне.

«Нас буквально накрыло информационной волной так называемого предчувствия третьей мировой войны, о котором только не сказал ленивый. И основания для опасений есть», — заявил Лукашенко.

Он отметил, что «аппетит и активность коллективного Запада» будут расти, а также подчеркнул, что техника НАТО уже скопилась у границ Союзного государства. На этих территориях размещены 32 тыс. солдат альянса, свыше 1 тыс. единиц бронетехники, 235 самолетов и вертолетов, а также около 160 артиллерийских систем.

Достаточно крупная военная группировка развернута и со стороны Украины, о чем неоднократно заявлял официальный Минск.

По словам Лукашенко, Белоруссия не хочет ввязываться в войну, но в то же время не испытывает «иллюзий», что нынешний глобальный конфликт получится урегулировать дипломатическим путем.

2 апреля глава Белоруссии заявил, что «соседние страны» «роют окопы, траншеи против танков и прочего, увеличивают расходы на ударные вооружения».

При этом он рассказал, что белорусские военные также «копают землю» рядом с границей, но совершенно с другими целями. Он подчеркнул, что Белоруссия намерена строить «мирное будущее».

«Никому не верьте, что мы хотим воевать. Мы готовимся к войне, я об этом говорю откровенно», — заявил лидер Белоруссии.

Позиция белорусских властей выглядит весьма разумной в условиях развернувшегося конфликта на Украине, масштабы которого только расширяются. И готовиться к будущим вызовам стоит уже сейчас, ведь «нормальной жизни» по факту уже нет, а реальность все ближе приближается к военному времени.