Резолюция
1. Научно-медицинское сообщество выражает глубокую озабоченность состоянием системы высшего медицинского образования, деградировавшего в связи с множеством недостатков в его организации в течение последних лет.
2. Высшее медицинское образование является фундаментом и составной частью системы практического здравоохранения, его ростковым слоем. Соответственно, все финансовые средства, которые направляются на организацию медицинского образования, являются не затратами, а стратегическими вложениями в развитие медицины страны, которая обеспечивает сохранение здоровья народа и, следовательно, гарантирует развитие экономики государства. Неадекватная экономия на финансировании медицинского образования означает неполноценную подготовку будущих врачей.
3. В течение последних многих лет развитие медицинского образования в стране было методологически ущербным и финансово недостаточно обеспеченным. Некритическое перенесение на отечественную почву стереотипов, сложившихся в зарубежном медицинском образовании, оказалось непродуктивным. Не были сохранены лучшие традиции и черты отечественного (советского и российского) медицинского образования. Трактовка образования как услуги — принципиальная методологическая ошибка. То же самое относится и к оказанию медицинской помощи, которая также не может быть услугой.
4. Важнейшей проблемой является материальное неблагополучие студентов, интернов, клинических ординаторов, аспирантов и преподавателей. Стипендия студентов (около 2000 р.) и иных категорий обучающихся значительно ниже прожиточного минимума, который рассчитан на выживание трудоспособного человека и составляет с 1 января 2023 г. 15 669 рублей. Кстати, МРОТ достиг 16 242 рубля. Но студент — это молодой человек, который учится, а это серьезный труд, поэтому он должен хорошо питаться, иметь жилье, одежду и обувь, средства информатики и связи, возможность перемещаться в пространстве, расширять свой кругозор и т. д. Из-за отсутствия средств к существованию студенты вынуждены работать. Как следствие, они уделяют меньше времени и сил учебе — ухудшается успеваемость будущих врачей, у них не остается времени для физкультуры и спорта, научных исследований, чтения книг, походов в музеи и театры, нет условий для их гармонического развития. Низкие доходы молодых врачей, клинических ординаторов и аспирантов снижают престижность врачебной профессии, особенно для таких специальностей, как хирургия, анестезиология и реаниматология и др. Желающих стать хирургами крайне мало среди выпускников медицинских вузов.
Должностные оклады профессорско-преподавательского состава явно недостаточные для активной профессиональной жизни (специалистам также приходится искать подработки на стороне), поэтому ухудшается качество их методической работы, останавливается саморазвитие, финансовая поддержка для опубликования учебно-методической литературы не всегда предоставляется работодателем и т. д. В связи со сказанным происходит отток наиболее способных и талантливых врачей в практическое здравоохранение (государственные и частные ЛПУ) и в систему здравоохранения и образования других стран.
5. Недостаточное финансирование учебного процесса привело к тому, что занятия по анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии, патологической анатомии, физиологии, патофизиологии, микробиологии и иным дисциплинам стали проводиться на муляжах и компьютерных иллюстрациях, а не на трупах, препаратах и экспериментальных животных, что искажает суть понятия «компетентностно-ориентированное обучение». Для этого необходимы мощные анатомо-физиологические центры с собственным штатом, в которых есть холодильные камеры для трупов, операционные и секционные, виварий для экспериментальных животных, расходный материал. Должна быть реализована полная интеграция целей и задач учебного процесса и лечебно-профилактической работы в собственных клиниках вузов, подчиненных их ученым советам.
По совокупности факторов существенно ухудшились условия для научной работы студентов, во многих медицинских высших учебных заведениях отсутствуют условия для экспериментальной научной работы. Декларируемый принцип единства науки и образования далек от массового воплощения в медвузах. Они, за редким исключением, не имеют возможности для закупок лечебно-диагностического оборудования для своих клинических баз, которые, как правило, являются независимыми от вузов городскими больницами. Взаимодействие медвузов и клинических баз там, где первые и вторые принадлежат разным учредителям (собственникам), кардинально нарушено, что резко ухудшило эффективность и качество клинического обучения. Сегодня решение о возможности обучения студентов у койки больного в больнице зависит от решения главного врача, а не от жесткой идеологии Министерств здравоохранения и образования, которые должны своим совместным приказом обязывать больницы предоставлять такую возможность вузам независимо от социально-экономической или санитарно-эпидемиологической обстановки в стране. Все мы помним, как в течение почти двух ковидных лет наши студенты не могли подойти к больным. Конечно же, это является вопиющим дефектом нашего медицинского образования на тот временной период!
6. Учебные планы медицинских вузов характеризуются обилием дисциплин. Значимость части из них для формирования врача относительная, но на них отведено большое количество учебных часов. При этом значительно уменьшены часы на философию, логику, этику, историю биологии и медицины, которые способствуют развитию личности и умению глубоко и системно мыслить. Недостаточно уделяется времени физическому развитию будущих врачей (вузовские физкультура и спорт).
Учебный план образовательной программы ординатуры перегружен аудиторными теоретическими учебными занятиями в ущерб практической профессиональной подготовке, которая является основной задачей обучения ординатора. К тому же содержит ряд учебных дисциплин (бизнес-мастерство, основы финансовой культуры, педагогика и психология современного высшего образования), имеющих отдаленное отношение к формированию профессиональных компетенций.
Совершенно непонятны частые требования по изменению ФГОСов и, соответственно, рабочих программ учебных дисциплин. Эти мероприятия, оправдывающие существование армии околомедицинских чиновников, управляющих медобразованием, забирают массу времени у профессорско-преподавательского состава, вызывают у тех, кто, собственно, и учит медицине, раздражение, способствуют их профессиональному выгоранию. Вместе с тем они мало что меняют в качестве подготовки медицинских кадров.
В условиях, когда проходит СВО (специальная военная операция), стало очевидно, что имеет место недостаточный объем часов для дисциплин военно-медицинской направленности (военно-полевая хирургия, военно-полевая терапия, военная токсикология). Для устранения такой диспропорции необходимо создание в вузах военных клинических кафедр. Также имеется недостаток условий для подготовки судовых врачей, врачей для удаленных территорий России, медработников, обеспечивающих охрану здоровья тех, кто трудится в условиях вахтового метода.
В то же время отменена годичная интернатура, на которой обучались все выпускники вузов, она являлась фактически 7-м годом обучения и позволяла молодым врачам войти в практическую врачебную деятельность. Существенно уменьшилось число мест в бюджетную клиническую ординатуру, зато выросло число мест в платную ординатуру. Платное образование — это фильтр-преграда для малоимущих, но талантливых молодых врачей. Организаторы здравоохранения не учитывают того, что подготовка врачей для своей страны является не затратой финансовых средств, а стратегическим вложением капитала в ее будущее. Хорошо отлаженное здравоохранение продлевает жизнь и трудовую биографию труженикам во всех отраслях и сферах социально-экономической жизни государства, а эффект от этого для России легко выразить в миллиардах и триллионах денежных средств.
В условиях недостаточного финансирования вузов вызывают удивление ситуации, когда создают дополнительно новые медицинские вузы, порой на недостаточной кадровой и организационной основе, вместо того, чтобы укреплять и развивать существующие учебные учреждения.
7. Без должного финансирования учебного процесса, серьезного материального обеспечения студентов и преподавателей, технического преобразования учебных клинических баз вузов, изменения социальной основы взаимодействия медвузов и лечебно-профилактических учреждений надеяться на успехи в развитии практического здравоохранения не приходится.