Обзор космических событий в России с 3 по 10 февраля 2019 года

Космическая неделя: всевидящее око, новый снимок Марса и планы на 2031 год

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Антарктическая станция ЕТРИС ДЗЗ
Антарктическая станция ЕТРИС ДЗЗ
Антарктическая станция ЕТРИС ДЗЗ

Лунную экспедицию в «Роскосмосе» обещают в 2031 году

Первая российская пилотируемая экспедиция отправится на Луну в 2031 году. Об этом заявляется в документе головного института «Роскосмоса» ЦНИИмаш. В дальнейшем такие полеты планируют совершать ежегодно. В процессе лунной экспедиции будут выполняться задания, полученные от РАН, отрабатываться различные виды деятельности на Луне.

Космонавты второй лунной экспедиции в 2032 году доставят и опробуют луномобиль. Третья экспедиция в 2033 году испробует луномобиль в дальних поездках, а также займется тестированием лунных роботов. На 2034–2035 гг. намечено строительство лунной базы.

Напомним, что для полетов к Луне планируется использовать ракету-носитель сверхтяжелого класса «Енисей». Каждая лунная экспедиция будет включать два запуска такой ракеты: один выведет на орбиту космический корабль с космонавтами, второй — взлетно-посадочный комплекс и дополнительное оборудование для экспедиции.

Напомним также, 28 ноября 2018 года совет РАН по космосу заявил, что основная часть работы на Луне будет осуществляться роботами, а космонавты будут посещать спутник Земли с целью наладки и настройки оборудования.

Изображение: lpre.de
РД 171М
РД 171М
171МРД

Первый РД-171МВ готовится к огненному экзамену

Закончилась сборка первого двигателя РД-171МВ, сейчас он готовится к огненным испытаниям.

«По мощности ему нет равных в мире», — заявил глава «Роскосмоса».

Напомним, РД-171МВ представляет собой модернизацию жидкостного двигателя РД-171М, модификации которого использовались в советской сверхтяжелой ракете «Энергия» и ракетах семейства «Зенит». Одним из отличий от предшественника является отсутствие конструкции импортных комплектующих, ранее поставлявшихся с украинских предприятий.

Двигатель разрабатывается для ракеты-носителя среднего класса «Союз-5». Также планируется использовать его в новой ракете-носителе сверхтяжелого класса.

Изображение: НПО Лавочкина
Работа секции
Работа секции
секцииРабота

Луна и дальше…

1 февраля 2019 года, в рамках работы 43-х академических чтений по космонавтике, состоялось заседание секции № 18 им. Г. Н. Бабакина «Автоматические космические аппараты для планетных и астрофизических исследований. Проектирование, конструкция, испытания и расчет». В работе секции участвовали более 10 организаций, 48 ученых и специалистов. Было зачитано 24 доклада по различным темам, в том числе перспективам освоения Луны и планетным исследованиям, проблемам радиационной и тепловой защиты космических аппаратов, надежности космической техники, совершенствования конструкций космических аппаратов. В ходе обсуждения было отмечено, что представленные доклады имеют высокую научную новизну и практическую значимость.

Изображение: ЦЭНКИ
Аэропорт «Крайний» отметил юбилей
Аэропорт «Крайний» отметил юбилей
юбилейотметил«Крайний»Аэропорт

Воздушные ворота космической гавани

На Байконуре прошло торжество, посвященное 10-летию гражданской эксплуатации аэропорта Крайний. На торжественном собрании коллектив аэропорта поздравили директор филиала ГК «Роскосмос» на Байконуре В. Хачатурян, председатель ОО «ППО КЦ «Южный» О. Фролов, директор филиала ФГУП «ЦЭНКИ» — КЦ «Южный» Е. Раковский, председатель регионального отделения общественной организации «Офицеры России» П. Майданов, руководители предприятий космической промышленности и городских учреждений. Отличившимся сотрудникам аэропорта были вручены грамоты Росавиации. Евгений Раковский отметил, что, хотя аэропорт отмечает свой 10-летний юбилей, история его началась гораздо раньше, в 1964 году. Еще 55 лет назад Крайний стал одним из символов космодрома, а на военных авиаторов легли задачи по снабжению и сопровождению ракетной деятельности полигона. Аэропорт Крайний является своеобразной визитной карточкой Байконура, его воздушными воротами. История аэропорта неразрывно связана с историей космодрома и с историей развития отечественной космонавтики.

Изображение: ЦПК им.Гагарина
Общекосмическая подготовка
Общекосмическая подготовка
подготовкаОбщекосмическая

Тяжело в учении…

В этом году «неделя выживания» в рамках общекосмической подготовки космонавтов и астронавтов в ЦПК имени Ю. А. Гагарина продлится до конца зимы.

За время экстремальных тренировок, связанных с отработкой действий после посадки в лесисто-болотистой местности, космонавты сталкиваются с различными погодными условиями: от сильных морозов до оттепели. Оптимальной для тренировок считается температура от −5 до −10 градусов Цельсия.

Для кандидатов в космонавты набора 2018 года — Алексея Зубрицкого, Евгения Прокопьева и Кирилла Пескова — опыт «выживаний» после посадки в лесисто-болотистой местности в зимний период стал первым.

По словам космонавтов, обязанности между ними были распределены равнозначно, была хорошо налажена командная работа, взаимодействие с поисково-спасательной службой. Отмечается, что важной целью таких тренировок является также отработка навыков психологического воздействия в команде, выясняются особенности действий каждого члена космического экипажа в экстремальных условиях.

Тренировки по выживанию после посадки в лесисто-болотистой местности продлятся до конца февраля.

Декриминализация ракетно-космической отрасли

«Роскосмос» заявил о проведении масштабных мероприятий по борьбе с коррупцией в ракетно-космической отрасли, очищении ее от преступных проявлений и махинаций, совершенных на предприятиях и организациях. Данные мероприятия проводятся при поддержке и активном участии Генеральной прокуратуры России.

Сообщается о проведении комплексных аудиторских проверок с целью выявить все виды нецелевого расходования и хищения денежных средств в отрасли.

Изображение: ЦПК им.Гагарина
Экзамен на тренажёре «Дон-Союз»
Экзамен на тренажёре «Дон-Союз»
«Дон-Союз»тренажёренаЭкзамен

Космонавты на «отлично» справились с предполетными экзаменами

Основной задачей экипажа было выполнение в рамках положенных нормативов предложенных в экзаменационных билетах задач, а также оперативно реагировать на нештатные ситуации.

Экипаж приступил к практическим испытаниям на учебных тренажерах центра. Алексей Овчинин, командир корабля «Союз МС-12», успешно сдал экзамен на тренажере «Телеоператор», имитирующем дистанционное управление с борта МКС транспортным кораблем «Прогресс МС».

Кроме того, экипаж сдал экзамен на тренажере «Дон-Союз», выполнив стыковку и расстыковку с Международной космической станцией в ручном режиме. В каждом экзаменационном билете были задачи по работе на тренажере в четырех режимах. В первом режиме — перестыковке — нештатные ситуации не вводились. В других режимах были отказы бортовой вычислительной системы, а также системы «Курс-НА», кроме того, один из режимов предполагал сближение и стыковку в тени Земли.

Экзаменационная комиссия отметила слаженную работу основного экипажа корабля, оценив его действия оценкой «отлично».

Напомним, 7 и 8 февраля 2019 года в Научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина проходит комплексная экзаменационная тренировка основного и дублирующего экипажей Международной космической станции (МКС-59/60).

Изображение: НПО Лавочкина
Технологический макет посадочной платформы «ЭкзоМарса-2020»
Технологический макет посадочной платформы «ЭкзоМарса-2020»
«ЭкзоМарса-2020»платформыпосадочноймакетТехнологический

Примерки для «Экзомарс-2020»

5 февраля из ГКНПЦ им М. В. Хруничева в НПО им. С. А. Лавочкина доставили переходную систему между РН «Протон-М» и АМС «Экзомарс-2020». «Переходник» должны будут подвергнуть ударным испытаниям с целью проверки совместимости всех элементов системы: переходной части, ракеты-носителя, а также системы разделения аппарата «Экзомарс-2020».

Напомним, что запуск космического аппарата «Экзомарс-2020» должен быть осуществлен в 2020 году с помощью ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М».

Изображение: Роскосмос, ЕКА
Новый снимок Марса
Новый снимок Марса
МарсаснимокНовый

Красоты Марса с обиты ТГО

Аппаратом ТГО (миссия «Экзомарс-2016») был сделан снимок кратера «Эберсвальде» в Южном полушарии Марса. В левой части снимка можно наблюдать дельту когда-то проходившей там реки.

Напомним, российско-европейской проект «Экзомарс» занимается изучением Марса, его поверхности, атмосферы и климата с орбиты и на поверхности планеты. Старт второго этапа проекта запланирован на 2020 год.

Изображение: roscosmos
 13 международные юношеские научные чтения им. С. П. Королева
13 международные юношеские научные чтения им. С. П. Королева
им. С. П. Королевачтениянаучныеюношескиемеждународные13

«Встречи на звездном мосту»

Завершились 13-е Международные юношеские научные чтения им. С. П. Королева и I Международный фестиваль космодизайна «Встречи на звездном мосту», проходившие в Троицке. В чтениях и фестивале участвовало более 700 учащихся и педагогов из 40 регионов России, а также школьники и педагоги из Великобритании, Латвии, Эстонии, Германии, Армении, Украины, Израиля, Чехии.

Непосредственные организаторы чтений — научно-исследовательская компания РИСКСАТ, Администрация ГО Троицк в г. Москве и МАОУ «Гимназия имени Н. В. Пушкова».

Программа чтений и фестиваля включала в себя посещение музеев и лабораторий, участие во встречах, мастер-классах, дискуссионных клубах с космонавтами России, специалистами отраслевых предприятий, представителями учреждений культуры и представителями СМИ.

Изображение: roscosmos
 13 международные юношеские научные чтения им. С. П. Королева
13 международные юношеские научные чтения им. С. П. Королева
им. С. П. Королевачтениянаучныеюношескиемеждународные13

Во время работы чтений был организован сеанс прямой связи с космонавтом Олегом Кононенко, находящимся на Международной космической станции. Космонавту задавались самые разные вопросы: от назначения «умной полки» на борту МКС до космических традиций, которых придерживаются космонавты в космическом полете. Российский космонавт дал ребятам исчерпывающие и интересные ответы.

На чтениях также состоялась защита юношеских проектов в различных научных секциях, в том числе посвященных дистанционному зондированию Земли, истории ракетно-космической техники, малым космическим аппаратам, астрономии, астрофизике и другим. Были представлены более двухсот тематических проектов.

Лауреатами чтений стали 135 школьников из России и зарубежных стран.

Гран-при I Международного фестиваля космодизайна «Встречи на звездном мосту» был вручен Молодежному дизайн-бюро ГО Троицка в г. Москве (руководитель Е. Варенкова).

Изображение: roscosmos
Антарктическая станция  ЕТРИС ДЗЗ
Антарктическая станция ЕТРИС ДЗЗ
ДЗЗЕТРИСстанцияАнтарктическая

Всевидящее око ЕТРИС ДЗЗ

Единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ) разворачивается в районе российской антарктической станции «Прогресс».

Монтаж осуществляют участники 64-й Российской Антарктической экспедиции.

В конце января завершилась установка антенного комплекса, радиопрозрачного укрытия и аппаратного контейнера. Кроме того, начались работы по настройке комплекса и произведена модернизация спутникового канала Интернет.

Станцию запланировали ввести в эксплуатацию в марте–апреле 2019 года. Ожидается, что работа антарктической секции ЕТРИС ДЗЗ позволит исключить «мертвые зоны» в работе космических аппаратов, а также повысит авторитет присутствия России в Антарктике.

Изображение: (cc) CQF-avocat
Юриспруденция
Юриспруденция
Юриспруденция

Лунные дела

«Роскосмос» и Российская академия наук заявили, что в России необходимо обучать юристов космическому праву. По мнению ученых, это требуется стране, чтобы подготовиться к будущим территориальным спорам при освоении Луны.

В рекомендациях, посвященных разработке Национальной программы исследования и освоения Луны, заявляется о необходимости выработки плана юридического обеспечения интересов Российской Федерации в потенциально возможных территориальных спорах. Профильные вузы должны будут подготовить специалистов по космическому праву.

Такая необходимость возникла из-за притязаний нескольких иностранных компаний на богатые полезными ресурсами лунные территории.

В настоящее время уже существуют «Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах», однако его ратифицировали лишь несколько государств, среди которых нет ни одного члена «большой семерки», постоянного члена Совбеза ООН или государства, обладающего собственной космической программой. А это значит, что такое соглашение не имеет в настоящий момент какой-либо политической силы.

Международная панорама

NASA в очередной раз перенесла запуск корабля Илона Маска. Корабль снова не готов

Запуск Crew Dragon к МКС в США надеются осуществить в марте этого года. Однако только за последние полгода запуск этого корабля откладывался четыре раза.

Изображение: цитата х/ф "Двенадцать стульев", реж. Л. Гайдай, СССР, 1971
Остап Бендер
Остап Бендер
БендерОстап

Напомним, что частная компания SpaceX получила деньги на создание нового космического корабля для нужд НАСА и обещала его изготовить к 2016 году. В итоге запуск пилотируемого корабля множество раз передвигали. Вначале на 2017 год, затем на 2018-й, теперь запуск перенесен на 2 марта 2019 года. Но состоится ли он, большой вопрос.

Напомним также, что с 2011 года по сегодняшний день американские астронавты летают исключительно на российских космических кораблях «Союз».

Китайский спутник «Лунцзян-2» сделал 3 февраля уникальную фотографию обратной стороны Луны на фоне Земли

Изображение: КНКУ
Обратная сторона Луны на фоне Земли
Обратная сторона Луны на фоне Земли
ЗемлифоненаЛунысторонаОбратная

На фоне всходящей Земли

3 февраля китайский спутник «Лунцзян-2» сделал уникальную фотографию обратной стороны Луны на фоне Земли. Фотография была опубликована на сайте Китайского национального космического управления.

Напомним, что ИСЗ «Лунцзян-2» был запущен к Луне для совместной работы с автоматической межпланетной станцией (АМС) «Чанъэ-4», на борту которой располагался луноход «Юйту-2».

Совместную работу АМС «Чанъэ-4» и спутник-ретранслятор «Лунцзян-2» начали в январе 2019 года.

Напомним, самую первую фотографию обратной стороны Луны сделала в 1959 году советская АМС «Луна-3», вследствие чего СССР получил приоритетное право на присвоение географических названий на поверхности невидимой с Земли лунной поверхности.