Отправка войск НАТО на Украину. «Когда в товарищах согласья нет»
В конце февраля по итогам прошедшей в Париже конференции, посвященной поддержке киевского режима, президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что он не исключает возможности отправки войск НАТО на Украину. Он отметил, что, несмотря на то, что сегодня в альянсе нет консенсуса по этому вопросу, «в будущем ничего исключать нельзя».
И, хотя позднее французский президент уточнил, что сейчас такие планы не рассматриваются, его первоначальное заявление вызвало огромный резонанс во всем мире. И, конечно, на слова Макрона не могли не отреагировать станы — участницы НАТО. Большинство из них стали открещиваться от возможности отправки войск, используя при этом разные выражения, начиная от умеренных и заканчивая весьма резкими. Однако нашлись и те, которые поддержали инициативу Франции. В итоге оказалось, что консенсуса по этому вопросу действительно пока нет.
Кто выступил против отправки войск для Киева
Во-первых, с отрицательной реакцией на слова Макрона выступило руководство НАТО. Так, 27 генсек альянса Йенс Столтенберг в разговоре с Associated Press заявил, что страны НАТО оказывают беспрецедентную поддержку Киеву, однако при этом у них «нет никаких планов по размещению боевых подразделений НАТО на местах на Украине».
Президент Джо Байден также исключил отправку войск. Как заявил представитель госдепартамента Мэттью Миллер, «президент дал понять, что США не будут посылать войска на Украину».
С аналогичной позицией выступил канцлер Германии Олаф Шольц. Он заявил, что «на украинской территории не будет сухопутных войск и солдат, которые были бы отправлены туда из европейских государств или стран НАТО».
Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон не только не поддержал отправку западных войск на Украину, но также высказался против отправки на украинскую территорию военных инструкторов, заявив, что «миссии по обучению лучше всего проводить за ее пределами».
Против высказались также Болгария, Венгрия, Испания, Италия. О том, что этот вопрос «не стоит на повестке дня», заявил и премьер-министр Нидерландов и претендент на пост генсека НАТО Марк Рютте.
В свою очередь, премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон сделал более резкое заявление. Говоря о том, что решение какой-либо страны альянса об отправке войск в другую точку мира не влияет на НАТО в целом, он добавил, что «традиция Франции — это не шведская традиция».
Резко негативную реакцию выразил и премьер-министр Словакии Роберт Фицо. Он отметил, что страна не может помешать другим странам принять решение об отправке войск Киеву, однако, по его словам, такое решение «приведет к громадной эскалации напряженности». Словакия, как подчеркнул Фицо, ни в коем случае не пошлет своих солдат на Украину, даже если из-за этого ему придется лишиться поста премьер-министра.
Кто готов рассмотреть возможность отправки войск
В Чехии на слова Макрона отреагировали более компромиссно. Так, президент страны Петр Павел, хотя и высказался против отправки войск НАТО на Украину, тем не менее призвал к поиску новых путей помощи Киеву и выступил «за продолжение дискуссий о возможном присутствии на Украине».
В Польше мнения разделились. С одной стороны, министр обороны страны Владислав Косиняк-Камыш заявил, что «Войска польского не будет на Украине», добавив при этом, что Польша будет отправлять Киеву столько техники, сколько в ее силах.
С другой стороны, глава польского МИД Радослав Сикорский, выступая 8 марта на дискуссии, посвященной 25-летию вступления страны в альянс, заявил, что присутствие войск НАТО на Украине не является «чем-то невообразимым», «потому что речь идет о том, чтобы боялся Путин, а не мы Путина». Вместе с тем он отметил, что военнослужащие стран НАТО уже находятся на Украине.
Между тем в поддержку Франции выступили не только в Польше. В частности, эта поддержка была озвучена министрами иностранных дел прибалтийских стран на встрече с главой МИД Франции Стефаном Сежурне в Литве.
При обсуждении вопроса помощи Украине, в том числе возможную отправку военных, Сежурне подчеркнул, что Запад сам будет решать, как помогать Киеву, и Москва не может «устанавливать красные линии». Главы МИД стран Прибалтики поддержали такой подход.
«Мы должны провести красные линии для России, а не для самих себя. Нельзя исключать никакую форму поддержки Украины. Нам нужно продолжать поддерживать Украину там, где это больше всего необходимо», — отметил глава МИД Литвы Габриелюс Ландсбергис.
Следует отметить, что на подобные высказывания очень негативно отреагировали в Италии. В частности, комментируя прозвучавшие от французской и польской сторон заявления, министр обороны страны Гуидо Крозетто подчеркнул пагубность вмешательства НАТО в боевые действия на Украине.
«Франция и Польша не могут говорить от имени НАТО, которое с самого начала формально и добровольно не вмешивалось в конфликт. Отправка войск в Киев означает шаг к односторонней эскалации, которая сотрет путь к дипломатии», — сказал он.
Подводя итоги, можно сказать, что в НАТО существует раскол в отношении степени участия в конфликте на Украине, причем разногласия присутствуют не только между странами, но даже на уровне политиков внутри стран.
Однако при этом Запад продолжает наращивать помощь киевскому режиму. И это заключается не только в поставках вооружения, но и в отправке на Украину военных инструкторов, а также в участии военнослужащих НАТО в боевых действиях под видом наемников. В январе 2024 года Минобороны РФ сообщило, что для участия в конфликте на стороне Киева на Украину прибыли около 13,5 тыс. наемников, из них 8,5 тыс. — из европейских стран.