Можно с высокой степенью вероятности предполагать, что именно террористы, «просочившиеся» из Афганистана, бесчинствовали в казахской Алма-Ате 5 января 2022 года

Бешеный пес США. Кому и зачем понадобились исламисты

Афганские боевики. Цитата из к/ф «Кандагар». Реж. Андрей Кавун. 2010. Россия
Афганские боевики. Цитата из к/ф «Кандагар». Реж. Андрей Кавун. 2010. Россия
Афганские боевики. Цитата из к/ф «Кандагар». Реж. Андрей Кавун. 2010. Россия

Продолжение. Начало в № 263–285, 474–478

Напомним, что еще в мае 2018 года секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев на совещании секретарей Совбезов ОДКБ в Астане оценил численность боевиков ИГ* и «Талибана»* на севере Афганистана в 15–20 тыс. человек, причем из них 7 тыс. базируются на границе с Таджикистаном.

6 мая помощник верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи генерал-майор Яхья Рахим Сафави также заявил, что «США перебрасывают боевиков ИГ* в Афганистан», и что «сегодня у нас есть этому все доказательства».

20 июля 2018 года посол России в Кабуле Александр Мантыцкий заявил, что «происходит „переток“ боевиков ИГ* в Афганистан из Сирии и Ирака, и обеспечивают этот „переток“ США». Мантыцкий подчеркнул, что перевозящие этих боевиков «неопознанные вертолеты» могут принадлежать только американцам.

18 октября 2018 года глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью RT France, Le Figaro и Paris Match заявил: «Мы всё чаще имеем факты, что американцы перевозят игиловцев* из Сирии в Ирак и в Афганистан… Нас это тревожит… это вписывается в подозрения многих аналитиков о том, что Афганистан хотят превратить в новый плацдарм ИГИЛ*… Это вплотную к Центральной Азии, к нашим союзникам и стратегическим партнерам. Это серьезнейший вопрос, и мы будем добиваться от США того, чтобы здесь была полная ясность».

В середине сентября 2019 года на 16-м совещании руководителей разведслужб стран СНГ, которое проходило в Казани, глава 5-й службы ФСБ Сергей Беседа заявил, что «зафиксирована переброска американцами боевиков „Исламского государства“* в северные районы Исламской Республики Афганистан для „просачивания“ в соседние страны СНГ».

И, наконец, 22 июля 2021 года официальный представитель МИД России Мария Захарова сообщила что «есть достаточно фактов, позволяющих говорить, что США сотрудничали с боевиками ИГ* на севере Афганистана… По сведениям афганских источников, посредством „неопознанных вертолетов“ отрядам игиловцев* доставлялось пополнение в живой силе, передавались вооружения и боеприпасы, с поля боя вывозились убитые и раненые террористы… Без ведома США и сил НАТО, которые всецело контролировали воздушное пространство Афганистана, такая деятельность просто не могла осуществляться».

Более того, как заявила Захарова, «фиксировались точечные удары ВВС США по позициям талибов*, вступивших в боестолкновения с ИГИЛ*. <…> Мы полагаем, что этих сведений достаточно, чтобы были сделаны выводы о сотрудничестве между США и боевиками ИГИЛ*».

Можно с высокой степенью вероятности предполагать, что именно эти террористы, «просочившиеся» из Афганистана, сначала бесчинствовали в казахской Алма-Ате 5 января 2022 года, отрезав головы двум полицейским, а затем совершили высококвалифицированные атаки на ключевые объекты казахстанской инфраструктуры. И можно не сомневаться, что российские спецслужбы очень внимательно и заранее отслеживали их перемещения.

Именно поэтому России в начале января 2022 года удалось практически мгновенно собрать и отправить в Казахстан миротворческие силы ОДКБ, прекратив, что называется, «в зародыше» антигосударственный мятеж в стране.

Возвращаясь к Трампу

В 2019 году, после ряда малоуспешных «межафганских» переговоров с участием американского спецпредставителя Халилзада, Трамп осознал, что межафганское перемирие и «коалиционное правительство с талибами*» — практически невозможно. И решился на «переговорное отступление» ради достижения своей главной цели ― давно обещанного вывода американских войск из Афганистана.

Тем не менее в начале сентября Трамп всё же делает последнюю попытку усадить за стол переговоров представителей талибов* и посланцев правительства Ашрафа Гани. Отметим, что перед этим, в конце августа 2019 года, спецпредставитель США Залмай Халилзад и мулла Абдул Гани Барадар, возглавлявший делегацию «Талибана»*, сообщили, что договорились ― уже на девятом раунде переговоров в катарской Дохе! ― о тексте соглашения.

Этот документ объявляет, что американцы обязуются в течение 16 месяцев вывести из Афганистана свой 14-тысячный контингент, причем первые 5,4 тыс. американских военных должны уйти за четыре с половиной месяца. Талибы**, в свою очередь, берут на себя обязательство о том, что Афганистан больше никогда не станет местом организации терактов против Америки.

Подчеркнем, что ни обязательство создать в Афганистане коалиционное правительство, ни какие-либо дополнительные обязательства талибов* в отношении продолжения войны с ИГ* и иными террористическими группировками, включая «Аль-Каиду»*, в текст соглашения вообще не вошли!!!

Тем не менее Трамп торопится. Ему запала в голову блестящая идея ― любой ценой, пусть даже без ясного мирного соглашения, закончить кровавую афганскую эпопею к 18-летней годовщине терактов в Нью-Йорке, ― тех самых, которые стали спусковым механизмом этой войны. Более того, он захотел, для вящего имиджевого эффекта, еще и собрать «для мира» главных афганских соперников (талибов* и правительство Ашрафа Гани), в той самой президентской резиденции Кэмп-Дэвид, где президент США Джордж Буш ― младший принимал решение о вторжении в Афганистан.

1 сентября 2019 года, в последний день девятого раунда переговоров, стороны окончательно согласовали текст соглашения. Руководители делегаций подписали свои экземпляры и передали их на хранение хозяевам-катарцам. Залмай Халилзад предложил талибам* приехать через несколько дней в Вашингтон. Руководство движения согласилось при условии, что в Вашингтоне будет объявлено о подписании соглашения.

А одновременно американский посол в Кабуле привез Ашрафу Гани приглашение приехать в Вашингтон и Кэмп-Дэвид. При этом Гани деталей процедуры в Кэмп-Дэвиде не знал, хотя понимал, что талибы* тоже получили приглашение. И для него это был своего рода пат: Гани просто не мог отказаться от визита ― тем самым он фактически объявил бы себя «противником мира».

Он (или, возможно, даже и вовсе не он?!!!) сделал иначе. На следующий день в Кабуле в результате взрыва начиненной взрывчаткой машины недалеко от штаб-квартиры НАТО погибли как минимум десять афганцев и двое натовских военных ― американец и румын. Причем ответственность за теракт взяли именно талибы*!

Трамп, который уже считал, что завершение «вечной» войны в Афганистане принесет ему буквально «на блюдечке» второй президентский срок, вынужден был прервать переговоры и отменить встречу в Кэмп-Дэвиде.

Госсекретарь США Майк Помпео в интервью телеканалам довольно неуклюже пытался объяснить очередной «политический разворот» своего шефа. Он заявил, что поскольку правительство Гани и талибы* не могут договориться не только о прекращении боевых действий, но даже о перемирии на время переговоров в США, то переговоры об окончании войны, как считает Трамп, попросту бессмысленны.

Отметим, что на мирном соглашении с талибами*, согласованном Халилзадом в Дохе 1 сентября, сам Помпео также свою подпись ставить отказался якобы потому, что документ не содержит гарантий того, что талибы* после вывода американских войск не свергнут правительство в Кабуле, поддерживаемое Вашингтоном.

А талибы* после выхода США из переговорной эпопеи занялись серией терактов, обрамлявших предстоящие президентские выборы. Талибы*, напомним, всегда и категорически были против этих выборов, на которых фаворитом был объявлен всё тот же Ашраф Гани, выдвинувший свою кандидатуру на второй срок. В частности, они открыто угрожали расправой всем тем, кто через три недели придет голосовать на избирательные участки.

Однако выборы ― скандальные и грубо сфальсифицированные ― всё-таки состоялись. За «правильный» подсчет голосов воевали довольно долго, но безуспешно. 18 февраля 2020 года избирком Афганистана всё-таки официально объявил, что на выборах победил Ашраф Гани, набравший 50,64% голосов. Соперник Гани, Абдулла Абдулла, осудил мошенничество, отказался признать результаты выборов и начал формировать «параллельное» правительство.

В итоге Ашраф Гани и Абдулла Абдулла оказались приведены к присяге 9 марта 2020 года одновременно, но каждый в отдельном крыле президентского дворца. Лишь 17 мая было подписано соглашение о разделении власти между «официальным» правительством Гани и «параллельным» правительством Абдуллы ― «с целью положить конец политическому кризису».

А 29 февраля 2020 года правительство США во главе Трампом, даже не дождавшись оглашения в Кабуле итогов афганских выборов, всё-таки подписало в Дохе мирное соглашение с «Талибаном»*. О том, чтобы как-то учесть в этом соглашении интересы афганского правительства Ашрафа Гани, уже не было и речи.

Отметим, что в начале своего президентского срока Трамп всё же как-то прислушивался к своим генералам, и им удавалось сдерживать желание шефа немедленно завершить (то есть «разрубить») накопившиеся конфликты в Сирии, Венесуэле, Афганистане. Но далее доверие к генералам у Трампа иссякло, и его наглядным и символическим завершением стало увольнение главы минобороны Джеймса Мэттиса.

Однако «Талибан»* уже хотел заключения мира на своих условиях, которые обеспечивали бы возможность полностью захватить Афганистан, и попросту не давали США возможности уйти красиво. Пентагон даже несколько раз проводил кампании бомбардировок страны, которые американская пресса прямо называла средствами политического давления на талибов*.

Примерно в этот момент возник и так называемый план Эрика Принса, в котором бывший глава ЧВК Blackwater предлагал отдать войну в Афганистане на своего рода «аутсорсинг», выведя войска, но заключив крупные контракты с ЧВК, которые должны были оплачивать Пентагон и афганское правительство. Эти ЧВК должны были, постепенно наращивая численность, заменять выводимый из Афганистана военный контингент и обеспечивать в стране безопасность. Тогда, даже после возможной победы талибов*, вина за поражение и его политические издержки легли бы на ЧВК, но не на американское правительство.

План Принса был забракован ― и потому, что издержки поражения всё равно легли бы на США, и потому, что Принс к этому времени был для американской администрации слишком одиозной фигурой: кроме скандальных старых дел компании Принса Blackwater с расстрелами мирных жителей Ирака, он заодно обвинялся в контактах с Россией в рамках «Рашагейта», а также в работе против Пекина (ЧВК Принса взяла подряд на создание тренировочных лагерей боевиков-уйгуров в Синьцзяне).

Именно после этого Трамп вступил в новые переговоры с талибами*. И, видимо, настолько стремился к миру, что был готов чуть ли не на любые уступки.

Во-первых, Трамп согласился вывести все войска за 14 месяцев, не оставив хотя бы ограниченный контингент для защиты посольства и главных военных баз, включая Баграм. Во-вторых, Трамп обещал полностью прекратить военную и техническую поддержку правительства Гани (то есть, помимо прочего, лишить его операции воздушной поддержки), а также ослабить экономические санкции против талибов*. В-третьих, Трамп взял на себя обязательство «не вмешиваться во внутренние дела Афганистана». И, наконец, Ашраф Гани «почему-то» при этом обязан был выпустить из тюрем на волю 5 тысяч боевиков-талибов*!

«Талибан»*, в свою очередь, обязался не наносить удары по США и их союзникам (при этом сохраняя возможность бить по правительственным войскам Гани!) и «запретить „Аль-Каиде“* и другим террористическим группировкам пользоваться афганской территорией во враждебных США целях» (как запретить ― неизвестно!). И наконец, талибы* были обязаны «вступить в переговоры с афганским правительством». Какие переговоры и о чем ― неизвестно и непонятно!

(Продолжение следует.)


* — Организация, деятельность который запрещена в РФ.

** — Организация, деятельность которой запрещена в РФ.