Хотя пока нет прямых доказательств включения Пакистана в западную сеть снабжения ВСУ, для появления этой версии существует богатая почва

Стал ли Пакистан частью системы теневого снабжения ВСУ?

Ярослав Вешин. Контрабандисты. 1899
Ярослав Вешин. Контрабандисты. 1899

В Пакистане предпочли проигнорировать серию заметок в индийской прессе о продолжении тайных поставок пакистанских снарядов киевскому режиму. Это касается и политиков, и ведущих СМИ. Впрочем, российские власти тоже предпочитают публично не комментировать эту ситуацию.

Только в середине февраля по этой теме запоздало высказалось министерство иностранных дел Пакистана. 17 февраля пресс-секретарь ведомства Мумтаз Захра Белудж назвала ложными все сообщения об активном участии страны в поставках боеприпасов Украине.

Пикантность этой истории придает то, что параллельно с этим власти Пакистана с осени провели серию переговоров с Россией о закупке энергоносителей и экономическом сотрудничестве. В январе стороны подтвердили принципиальные договоренности о поставке нефти, хотя подписание сделки было отложено на март.

Серия засветок

Первое сообщение о теневых каналах снабжения ВСУ снарядами из Пакистана появилось в индийских СМИ еще в сентябре. Газета The Economic Times (ЕТ) прямо указала, что в этом деле замешана Великобритания.

По словам журналистов, для перевозки оружия использовался военно-транспортный самолет Boeing C-17A Globemaster III британских ВВС (позывной ZZ173), который делал ежедневные рейсы между румынским аэропортом им. Аврама Янку и авиабазой Нур-Хан в Равалпинди (старая столица Пакистана) в период с 6 по 15 августа. Маршрут самолета огибал воздушное пространство Ирана и Афганистана и проходил через британскую авиабазу в Средиземном море.

По их информации, эти рейсы сопровождались затяжными стоянками самолета на пакистанской авиабазе, которые длились по 12–20 часов.

23 сентября посол России в Индии Денис Алипов был вынужден прокомментировать эту ситуацию после прямого вопроса на пресс-конференции.

«Да, мы видели эти сообщения. И принимаем их очень серьезно. Я не знаю, были ли какие-то разговоры с Пакистаном на эту тему. Такие факты и такие поставки, если они имеют место, будут иметь очень негативное влияние на наши связи и отношения с Пакистаном. Это очевидно», — отметил Алипов.

Далее эта тема ушла из поля зрения, так и оставшись не проясненной. Ее сменили сообщения о скором заключении нефтяной сделки между Пакистаном и Россией.

Однако 9 января 2023 года вышел новый материал в The Economic Times о продолжении поставок пакистанских боеприпасов на Украину.

Журналисты засветили один из морских каналов снабжения ВСУ, который пролегал из порта Карачи в Пакистане в порт Гданьск в Польше.

По их словам, пакистанская судоходная компания Project Shipping взялась доставить во второй половине января 146 контейнеров с боеприпасами, предназначенных для Украины. Журналисты привели даже название одного из кораблей — BBC Vesuvius, который должен был доставить груз 155 мм снарядов.

По информации газеты, еще одна партия из 50 000 снарядов для Киева была также отправлена через порт Карачи компанией Pakistan Ordnance Factories (POF) — крупнейшим пакистанским производителем огнестрельного оружия и боеприпасов, который напрямую курируется министерством обороны и командованием армии. Всего в эту корпорацию входят 14 артиллерийских заводов и три дочерних предприятия.

После этого 11 февраля The EconomicTimes сообщила, что Пакистан отправил очередную партию боеприпасов для ВСУ. Журналисты не стали раскрывать свои источники, однако привели конкретные данные по объемам и маршрутам поставок оружия.

По их информации, в начале этого месяца морем было отправлено более 10 000 реактивных снарядов калибра 122 мм для систем залпового огня «Град». Корабль с грузом для ВСУ вышел из Карачи в порт Эмден в Германии.

17 февраля в ET появилась новость, что пакистанская компания DMI Associates, которая является торговым агентом POF, подписала соглашение о сотрудничестве с Государственным агентством стратегических резервов Польши. Непосредственным покупателем оружия должна стать польская фирма PHU Lechmar LLC при посредничестве канадской компании Tradent Global Solutions.

В частности, речь шла о поставке переносных зенитно-ракетных комплексов Anza Mark-II через Польшу на Украину.

Параллельно велись переговоры об экспорте и транспортировке оружия между другими пакистанскими и польскими компаниями. В том числе между компанией Millennium Technologies из Карачи и польской Omida Sea & Air.

5 марта журналисты ET сообщили, что министерство обороны Великобритании подписало соглашение с пакистанскими оружейными компаниями о поставках боеприпасов на Украину по морю с транзитом через Германию.

О возможном участии талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в помощи Пакистану с поставками боеприпасов для Украины 5 марта сообщил руководитель Центра изучения афганской политики (ЦИАП), востоковед Андрей Серенко в своем Telegram-канале.

По его информации, в конце сентября — начале октября 2022 года талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) по указанию Исламабада вывезли в Пакистан большой объем артиллерийских снарядов и других боеприпасов, оставленных им войсками США и западной коалиции на военной базе Баграм.

«Тогда на протяжении недели каждую ночь из Баграма через Кандагар в Пакистан уходили от 100 до 150 грузовиков с различными боеприпасами и оружием. Уже из Пакистана этот баграмский арсенал был направлен в Польшу и оттуда — на Украину», — отметил Серенко, ссылаясь на бывших сотрудников афганских спецслужб, располагающих «агентурными возможностями в структурах управления» режима талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Кабуле.

По оценке источников, близких к разведке Фронта национального сопротивления Афганистана (ФНСА), в итоге этой операции талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) оказались с практически пустыми арсеналами.

На фоне затянувшихся противоречий между Индией и Пакистаном можно было бы предположить предвзятость индийских СМИ по отношению к северному соседу... Однако эта информация получила косвенное подтверждение с линии фронта.

Еще осенью появились видео, на котором артиллеристы ВСУ распаковывали груз 122 мм снарядов, в которых эксперты опознали продукцию компании Pakistan Ordnance Factories (POF).

«Мы можем идентифицировать эти снаряды по нескольким ключевым признакам, даже несмотря на то, что маркировка отличается от той, что видели раньше: упаковка британского происхождения, широко используемая POF, а также уникальные взрыватели LIU-4, имеющиеся у пакистанских 122 мм снарядов», — отметили участники проекта Ukraine WeaponsTracker.

Война на истощение

Западные политики и эксперты признают, что одной из проблем для них стал огромный расход боеприпасов в этом конфликте. Власти США и ЕС публично признают недостаточным нынешний объем производства боеприпасов и ставят задачу военным концернам существенно его увеличить. Однако на это нужно время.

Другая проблема — это необходимость снабжения украинских войск, в том числе снарядами для советской и российской артиллерии и техники, которая в начале конфликта составляла основу оснащения ВСУ.

О том, что собственные запасы боеприпасов подходят к концу, на Украине заговорили с конца августа. Возможно, на какое-то время этот дефицит восполняли военные склады бывших стран Варшавского договора, у которых еще оставались запасы вооружений с советских времен.

25 ноября генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил, что НАТО значительно нарастило производство вооружений и боеприпасов советских калибров в Восточной Европе.

В этих условия закупки спонсорами Киева снарядов в Пакистане и других странах выглядят оправданными.

Наличие тайных каналов снабжения ВСУ в конце ноября 2022 года подтвердил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в интервью французской газете Le Parisien.

По его словам, военная помощь Запада не ограничивается оружием, официально поставляемым киевскому режиму. Идет массовая скупка боеприпасов и оружия во многих странах, которые в итоге оказываются в руках ВСУ.

Историко-политический контекст

У версии о возможном включении Пакистана в западную сеть теневого снабжения ВСУ есть своя богатая почва. Власть и элита Пакистана после обретения независимости продолжили во многом ориентироваться на Великобританию и при этом одновременно стали искать опору в США. Это сочеталось с развитием отношений с Саудовской Аравией и другими исламскими странами, а позже с Китаем и Ираном.

В итоге в Пакистане сложился восточный вариант многовекторного подхода к внешней политике, знакомого нам по многим постсоветским республикам. В конечном итоге это сводится к попытке балансировать между многочисленными покровителями, не сближаясь по-настоящему ни с кем из них. Сейчас власти страны пытаются сохранить этот подход в радикально изменившемся мире, где США и Китай всё более открыто называют друг друга врагами.

В 2022 году целый ряд высокопоставленных американских чиновников и дипломатов подтвердили статус страны как «главного союзника США в регионе».

На фоне многих лет совместной с Западом войны против СССР в Афганистане, а потом помощи американскому вторжению в Афганистан, между Пакистаном и США, помимо публичного сотрудничества, не могли не сложиться тесные связи, особенно по линии военных и спецслужб. В то же время среди них остается сильным и британское влияние.

Широко известно, что именно в приграничной зоне на севере Пакистана располагался пояс опекаемых США исламистских учебных центров, который десятилетиями был поставщиком моджахедов, а затем бойцов талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в направлении советского, а позднее российского «южного подбрюшья» и республик Средней Азии.

При этом армия традиционно занимает особое положение в политической жизни Пакистана. После объявления независимости в середине ХХ века в стране произошло четыре военных переворота, и еще несколько попыток были подавлены. Внутри военной элиты сформировался автономный полюс силы, который после завершения периодов открытой диктатуры сохранял скрытое влияние на политическую жизнь страны. Эта тема обсуждается пакистанскими экспертами, правда, они избегают говорить о какой-то конкретике.

На фоне нынешнего политического кризиса в стране одной из центральных тем стало участие военного истеблишмента в отстранении от власти предыдущего премьер-министра Имрана Хана. Всё началось с завуалированных обвинений, а по мере развития кризиса стало появляться всё больше признаний ведущих политиков во влиянии на них командующего армией генерала Камара Джаведа Баджвы. В интервью после ухода на пенсию генерал сам косвенно признал, что способствовал свержению Хана. Он объяснил это расхождением взглядов с правительством Хана на экономическую политику страны.

Но еще раньше подлинная влиятельность армии получила неожиданное практическое подтверждение. На излете своей карьеры Баджва фактически выступил в несвойственной для его должности роли дипломата и отправился в США договариваться об ускорении выделения транша МВФ. После этого с 1 по 6 октября он провел серию закрытых стратегических переговоров с властями США, а так же совершил визит в Великобританию, где его приняли с большим почетом.

Учитывая влияние военного истеблишмента в Пакистане, можно объяснить ведущую роль Великобритании в организации канала поставки пакистанского оружия на Украину.

После заката Британской империи Лондон сохранил большой авторитет и влияние среди пакистанской армии. Даже после ухода английских офицеров в ее основе остались традиции колониальных войск Британской Индии. Несмотря на всё большую исламизацию армии, эти традиции живы до сих пор, особенно среди высших офицеров. Многие из них учились в британских военных академиях. К тому же нарастающая исламизация не должна была стать помехой для британцев, чья разведка и дипломаты издавна делали ставку на радикальных исламистов и умели работать сними.

На этом фоне одного только влияния Великобритании и США на элитные круги, сложившиеся вокруг армии и разведки Пакистана, достаточно для организации любых схем поддержки киевского режима. При этом Пакистан связывают с Западом более глубокие и сложные отношения, чем с Россией, и в других областях.

Кроме того, невозможно не обратить внимание еще на одно значимое обстоятельство. Британская геополитическая модель разделения большой Индии на две навсегда враждующие страны (Индию и Пакистан) к настоящему моменту перенесена на Россию и Украину. Эти страны, ранее бывшие единым государством, теперь введены в состояние кровопролитного конфликта, который навечно оставит отпечаток на взаимоотношениях народов. И потому Пакистан не может не видеть в Украине свое собственное отражение.

Экономический контекст

В прошлом году США стали крупнейшим направлением для экспорта Пакистана. По итогам 2021–2022 финансового года он вырос на треть, до $6,8 млрд по сравнению с предыдущим годом.

Власти Пакистана, с одной стороны, начав развивать отношения с Китаем, не хотят отказываться от надежд получить западные инвестиции и технологии и продолжают взывать к американским компаниям.

Кроме того, Пакистан фактически зависит от кредиторов. Значительная часть бюджета уходит на погашение разросшихся долгов. В дополнение к этому в стране остро не хватает валюты из-за высокой доли импорта товаров и сырья, и уже идут разговоры об угрозе дефолта. На этом фоне правительство лихорадочно ищет новые кредиты и попадает под всё большее влияние МВФ. Соглашение с фондом фактически стало условием получения помощи и от других игроков.

Украинский след

Параллельно с этим многие делают акцент на непосредственные связи между Киевом и Исламабадом. Обычно вспоминают про покупку у Украины военной техники, в первую очередь трех сотен танков Т-80УД в конце 90-х годов. Помимо этого, были планы на модернизацию этих танков и контракты на поставку Пакистану различных комплектующих для производства военной техники.

Однако не стоит преувеличивать эти связи. Для Пакистана основными партнерами для развития ВПК и источниками покупки оружия были Китай и США. На их фоне роль военного сотрудничества с Киевом глубоко вторична, к тому же она лишена перспективы после эскалации конфликта на Украине. Киевскому режиму самому остро нужно оружие, а остатки украинского ВПК работают на нужды фронта.

Тем временем история с украинскими танками совершила круговорот. 10 марта индийская газета Firstpost, ссылаясь на свои источники, сообщила, что власти Пакистана готовы передать Украине 44 танка Т-80УД в обмен на западную финансовую поддержку. Возможно, такая же судьба ждет и оставшиеся машины.

Сухой остаток

У Пакистана есть промышленные мощности для производства снарядов, используемых на Украинском театре военных действий.

Торговля оружием с воюющей стороной выходит за рамки простой коммерции в стиле «ничего личного, только бизнес». Помимо прибыли, она грозит различными издержками, на которые еще надо рискнуть. В случае Пакистана это грозит потерей возможности покупать российскую нефть, зерно и продовольствие по выгодным ценам, а так же риском осложнения отношений с Китаем. На другой чаше весов лежат отношения с Западом, а для них помощь Украине стала практическим знаком лояльности США и их союзникам.

Пока российские власти избегают обсуждения возможного дрейфа Пакистана и других нейтральных стран или даже когда-то дружественных стран во враждебную коалицию. Однако история с пакистанскими снарядами и другие примеры показывают, что рано или поздно придется переходить от принципов голой прагматики к более сложным подходам в международных отношениях.