Порт Чанкай в Перу очень беспокоит Вашингтон

Опасный порт. Обзаведется ли Китай логистическим центром в Южной Америке?

Джон Эверетт Милле. Писарро берет в плен перуанских инков
Джон Эверетт Милле. Писарро берет в плен перуанских инков

Исторически побережье Перу открывало ворота в Латинскую Америку. С XVI века товары, отправляемые из испанского Кадиса, попадали в Латинскую Америку через порт Кальяо, который находится всего в 10 км от центра Лимы — перуанской столицы, и только затем распространялись по территории региона.

В Кальяо и сейчас работает крупнейший контейнерный порт в Латинской Америке. Оператором северного терминала порта является датский Maersk, занимающий второе место в мире в сфере контейнерных перевозок. Оператор южного терминала — дубайская компания DP World — один из крупнейших портовых операторов мира.

В настоящее время в 55 км от порта Кальяо завершается строительство порта Чанкай. Он будет в 1,5 раза больше, чем порт Кальяо. Порт Чанкай станет первым логистическим центром Китая в Латинской Америке, что очень беспокоит Вашингтон и не может не беспокоить операторов порта Кальяо. Строительство порта еще не завершено, но борьба за него уже ведется.

Порт Чанкай — это крупный частный инвестиционный проект, который призван изменить логистический ландшафт Латинской Америки. Чанкай начинался как совместный проект китайской государственной судоходной компании COSCO Shipping Ports Limited (CSPL), которой принадлежит 60%, и перуанской горнодобывающей компании Volcan Compañía Minera, у которой были остальные 40%. Контрольным пакетом (55,3%) Volcan с 2004 года владела швейцарская ТНК Clencore. Однако в мае этого года Glencore неожиданно сообщила о продаже контрольного пакета перуанской компании канадской геологоразведочной компании Transition Metals AG.

Многофункциональный портовый терминал Чанкай, строительство которого было начато еще в 2011 году, является одним из портов, в который Пекин инвестирует больше всего средств. Еще на стадии разработки инвестиции в этот, как сейчас принято говорить, амбициозный проект составили более $3 млрд (250 млрд руб.).

Стратегическое географическое расположение порта — на центральном побережье Перу и Южной Америки — делает его ключевым пунктом входа для морских перевозок в регионе. Этот порт станет первым логистическим центром в Южной Америке, подконтрольным Китаю, поскольку создаст прямой маршрут между Азией и Южной Америкой, сократив путь через Тихий океан на целых 10 дней. Сейчас этот путь занимает более 45 дней.

Уникальность этого проекта заключается в исключительных природных характеристиках залива, а также в наличии достаточного количества земли, чтобы на ней разместился крупномасштабный интегрированный портово-логистический терминал глубиной 20 метров. Ни у одного порта в Южной Америке нет таких характеристик, поэтому только Чанкай сможет принимать крупнейшие суда в мире, перевозящие около 18 тыс. контейнеров. На сегодняшний день ни одно судно такого размера не заходило в Латинскую Америку. Пропускная способность Чанкая позволит позиционировать его как стратегический порт мирового масштаба.

В строительстве порта задействовано 1500 человек. По мнению экспертов, работа порта создаст в общей сложности 7500 прямых и косвенных рабочих мест.

Инфраструктура порта Чанкай

Для реализации поставленных задач в портовом терминале разработана сложная инфраструктура, которую можно разделить на три компонента.

Первым компонентом является операционная зона порта, то есть то, что обеспечивает портовую деятельность, а также эффективную обработку и хранение грузов. Это, собственно, сами причалы, каналы выхода в море, зоны технического обслуживания и специализированные мастерские, а также обширные складские помещения для контейнеров, навалочных грузов и грузов в рулонах.

Второй компонент — это входной комплекс, обеспечивающий логистику терминала. Он включает в себя автомобильный порт, въездные ворота, зону таможенного досмотра, административные помещения, а также зону логистики и вспомогательных услуг. Этот сектор будет обеспечивать плавное и безопасное перемещение товаров и транспортных средств, входящих в порт и покидающих его.

Третьим важнейшим компонентом проекта порта является туннель протяженностью 1,8 км, который станет частью автомобильного коридора, предназначенного для транзита грузов, связанных с портовыми операциями. Этот виадук будет иметь три полосы движения для автотранспорта, две конвейерные ленты для обработки сыпучих материалов и трубы для транспортировки сыпучих жидкостей.

Изображение: gob.pe
Строительство порта Чанкай в Перу
Строительство порта Чанкай в Перу
ПерувЧанкайпортаСтроительство

Влияние Китая на экономику региона

Реализация проекта строительства многофункционального порта Чанкай стало важным этапом в растущем влиянии Китая в Латинской Америке. Китай — основной торговый партнер многих стран региона. Начиная с 2000 по 2022 год торговля между Китаем и Латинской Америкой выросла в 35 раз, с $14 млрд (1,15 трлн руб.) до $500 млрд (41,5 трлн руб.). При том, что общий объем торговли латиноамериканского региона с миром увеличился только в четыре раза. По прогнозам Всемирного экономического форума, к 2035 году объем торговли региона с Китаем достигнет $700 млрд (58 трлн руб.).

Китайские инвестиции в страны Латинской Америки и Карибского бассейна ориентированы в том числе на такие сектора экономики, как банковское дело и развитие энергетики. При этом КНР укрепила свое присутствие в регионе и за счет инвестиций в горнодобывающий сектор и в такие важнейшие области, как телекоммуникации, производство лития и даже космические исследования. В результате Китай стал крупным игроком в латиноамериканском регионе.

На данный момент участие в китайской инициативе «Пояс и путь» подтвердили 22 страны Латинской Америки и Карибского бассейна, которые подписали с Пекином меморандум о взаимопонимании.

Латинская Америка богата природными ресурсами, в числе которых стратегический для новых технологий литий. В основном этот минерал сосредоточен в странах «литиевого треугольника»: Аргентине, Боливии и Чили. В этой связи порт Чанкай играет стратегическую роль для Китая, имеющего порты в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, Южной Азии и других странах. Отметим, что компания COSCO Shipping, чьим проектом является порт Чанкай является ключевым игроком в экспорте сои, лития и меди.

Реакция США

Пока США выигрывали от глобализации и были уверены в своем доминировании, они не препятствовали деятельности Китая в Латинской Америке. С тех пор многое изменилось, проект «Чимерика» забыт, наступающий «мировому гегемону» на пятки азиатский гигант превратился из союзника в основного противника. За прошедшие годы первую скрипку «на заднем дворе» США начал играть Китай.

И дело не только в экономическом влиянии Китая. США прекрасно понимают, как можно использовать такую гражданскую инфраструктуру как порт в случае военного конфликта, к которому США активно готовятся. Утверждается, что портовые терминалы за рубежом, эксплуатируемые Китаем, уже служат кораблям ВМС Народно-освободительной армии Китая для дозаправки, проведения технического обслуживания и отдыха на суше. Кроме того, Вашингтон опасается, что Пекин через свои зарубежные порты может получать стратегическую информацию для принятия решений по национальной безопасности, в том числе потому, что некоторые из этих портов расположены рядом с военными базами принимающих стран.

В странах Латинской Америки и Карибского бассейна несколько крупных портов расположены недалеко от военно-морских баз. В Мексике порт Веракрус находится вблизи военно-морских сил Персидского залива в Туспане. В Панаме порт Бальбоа расположен в 6 км от военно-морской базы Ноэль Родригес. Порт Паниагуа в Рио-де-Жанейро пролегает недалеко от базы материально-технического обеспечения армии Бразилии, куда поступает в основном американская военная техника. Вот и будущий порт Чанкай находится в 73 километрах от главной базы ВМС Перу в Кальяо. Кстати на базе в Кальяо расположен и морской медицинский центр, в котором находится шестое медицинское исследовательское подразделение ВМФ США.

Борьба с «китайской угрозой»

Для борьбы с опасными для США начинаниями традиционно привлекают соответствующим образом финансируемые НКО, играющие роль «общественного мнения». В случае Перу недовольство строительством порта в Чанкае выразила глава ассоциации защиты жилья и окружающей среды порта Чанкай Мириам Арсе. Она сообщила, что ситуация со строительством китайского порта породила большое недоверие общественности в Перу.

«Мы чувствуем, что нас предали и продали нашу родину. Речь идет о первом 100-процентном частном порту в Перу, в котором мы потеряли весь суверенитет, передав наши моря китайцам», — рассказала Арсе, очевидно забыв, что 40% акций порта сначала владела швейцарская ТНК, а теперь владеет канадская горная компания. Обе не имеют к Китаю никакого отношения.

«Мы все больше осознаем и видим, как на это влияет геополитика. В какой степени это проблема не только экономической войны, но и военной мощи, что вполне возможно здесь, в этом порту», — добавила руководитель ассоциации.

Как видим, опасения главы ассоциации совпадают с опасениями США. Однако одного общественного мнения, разумеется, недостаточно. К делу подключился суд.

А 25 марта этого года перуанская прокуратура подала иск в суд с требованием признать недействительным соглашение, предоставляющее консорциуму Cosco Shipping эксклюзивные права на основные услуги порта Чанкай. В документе говорится, что эти права не смогут обеспечить свободную конкуренцию, а это противоречит конституции и является вопиющим нарушением закона о национальной портовой системе и ее правил.

«Несмотря на то, что эксплуатация порта на эксклюзивной основе предусмотрена только в тех случаях, когда существует договорное обязательство, подписанное перуанским государством с частным сектором, оно ограничивает или вовсе обнуляет свободную конкуренцию при выполнении и предоставлении портовой деятельности и услуг», — говорится в иске.

Дело было начато по заявлению Национального управления портов. При этом ведомство утверждает, что это не повлияет на строительный процесс и будущую эксплуатацию терминала порта Чанкай. В прокуратуре заверили, что Перу сохраняют свою приверженность развитию портов страны и их конкурентоспособности, обеспечивая правовую безопасность всех инвестиций.

Реакция Китая

Китайская сторона не оставила без внимания иск, касающийся ее планов и инвестиций. В заявлении китайской государственной компании, которая является основным владельцем проекта в Перу, говорится, что она оценивает влияние этого иска на развитие проекта.

Cosco Shipping напомнила, что эксклюзивные права, полученные в 2021 году, касаются основных услуг, которые будут предоставляться в порту Чанкай, таких как лоцманская проводка, буксировка, заправка. В компании добавили, что эта эксклюзивность была важным аспектом для партнеров по портовому проекту, инвестировавших свои средства в этот проект.

Кроме того, компания указала, что, хотя работы будут иметь большое общественное значение, «порт Чанкай — это частная инфраструктура, в которую полностью инвестируют компании-акционеры».

5 апреля министр транспорта и коммуникаций Перу Рауль Перес сообщил, что правительство потребовало отставки председателя Национального портового управления Вальтера Тапиа.

«Господин Тапиа не выполнил одно из требований, что привело к тому, что мы попросили его уйти в отставку со своего поста. Он уже подал его, и мы находимся в процессе избрания нового президента национального портового управления. Я надеюсь, что в ближайшие дни будет опубликовано решение о новом назначении, одобренное советом министров», — заявил министр.

Позднее, 29 апреля, десятый специализированный суд по административным спорам Перу объявил иск против Cosco Shipping, с помощью которого планировалось аннулировать эксклюзивные права китайской компании, указав на его формальные недостатки.

Невзирая на все перипетии, ожидается, что строительство порта Чанкай будет завершено к ноябрьскому саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. В этом году он пройдет в Перу с 10 по 16 ноября. COSCO Shipping надеется, что к этому моменту Чанкай будет введен в эксплуатацию. Это подтверждает министр транспорта и коммуникаций Перу Рауль Перес. Он недавно заверил, что порт будет полностью открыт в ноябре 2024 года. На открытии мегапорта ждут председателя КНР Си Цзиньпина.

«Я не говорю вам, что порт будет работать в день открытия с определенной пропускной способностью, потому что это коммерческий вопрос, но он будет готов для работы. Это не открытие на бумаге. Вы понимаете, что мы не собираемся приглашать президента Перу и председателя Си Цзиньпина на фейковую церемонию», — пояснил министр.

Разумеется, это не значит, что борьба за порт прекращена. Об этом говорит недавняя покупка контрольного пакета акций перуанского владельца порта Volcan Compañía Miner канадской горнодобывающей корпорацией Transition Metals AG, а где Канада, там и США.

Многое способно сделать и проамериканское правительство Перу, пришедшее к власти с помощью госпереворота. В этом плане показателен недавний пример Аргентины. Придя к власти проамериканский ультраправый президент Аргентины Хавьер Милей резко изменил внешнюю политику страны, отказавшись вступать в БРИКС, чего предыдущее правительство долго добивалось.