Выберет ли Литва венгерский сценарий?
Жители Литвы готовятся провести крупный митинг, чтобы защитить традиционные ценности. Организует мероприятие «Союз семей Литвы». Акция запланирована на 10 сентября. Муниципалитет Вильнюса не дал разрешения на митинг, а суд встал на сторону городских властей. Но организаторов это не смутило. Митинг не отменен, а главная его цель — это роспуск сейма и смена правительства. Сейчас организаторы и администрация ведут переговоры о проведении митинга не у здания парламента.
«… Важно, чтобы нас было МНОГО, только если соберется 50 000 и больше, силовые структуры заставят правительство уйти в отставку!!!», — такое интересное заявление сделали в «Союзе семей».
Но не менее значимым является заявление организаторов о том, что митинг и смена правительства нужны для того, «чтобы больше никогда ни в одной стране мира к власти не пришли служащие левых (предпринимателей, которые наносят вред природе и человечеству)».
Но дело заключается в том, что у власти в Литве находятся вовсе не левые. С декабря прошлого года правительство Литвы составили три партии: «Союз отечества», «Движение либералов» и «Партия свободы».
Партия «Союз отечества-Литовские христианские демократы» получила в конце 2020 года большинство на парламентских выборах и заняла 50 мест из 141. Организация позиционирует себя как консервативную политическую силу. Но это не так.
Две другие партии правящей коалиции когда-то были единой политической организацией. Партия «Движение либералов» выступает за неолиберальную экономику и легализацию однополых браков. Отколовшаяся от нее «Партия свободы» требует того же самого, только более радикально. Кроме полной легализации ЛГБТ они хотят еще легализовать и наркотики.
«Союз отечества» подписал с этими двумя партиями коалиционное соглашение, в котором проявил готовность защищать толерантность западного образца. А вместе с этим все три партии договорились усилить борьбу с «коммунистическим наследством».
Правительство сразу же приступило к реализации своих договоренностей. На должность председателя комитета по правам человека в сейме Литвы был назначен открытый гомосексуалист Томас Витаутас Раскявичюс. В парламент на рассмотрение уже в декабре 2020 года был предложен законопроект о декриминализации мелкой наркоторговли.
Ну и конечно, правящие политические партии начали выступать за защиту представителей секс меньшинств. В Каунасе был проведен первый в истории города гей-парад. А спикер сейма Литвы Виктория Чмилите-Нильсен встретилась с представителями ЛГБТ-сообщества и получила от них требования, состоящие из 14 пунктов. Литовские гомосексуалисты требуют легализовать однополые браки, разрешить усыновление таким семьям и предоставить им все социальные гарантии. Чмилите-Нильсен приняла требования. Видимо, сейм будет это обсуждать…
Вот против таких «левых» выступают защитники традиционных ценностей в Литве. При этом используется некий шаблон современной политической жизни. Левыми названы либералы, защищающие самые уродливые ценности современного Запада. А вместе с этим коалиция с ненавистью уничтожает свое советское наследие, при сохранении которого невозможно проводить неолиберальную политику.
Но что же тогда представляет из себя «Союз семей Литвы»? Эта организация возникла в мае 2021 года во время «Марша в защиту семейных ценностей», который собрал около 40 тысяч человек.
Литовские политики отреагировали на столь крупную протестную акцию своеобразно. Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните надела значок с радужным флагом и заявила, что поддерживает все семьи. С аналогичным заявлением протестующих встретил Вильнюс. Мэр столицы Ремигиюс Шимашюс приказал, чтобы на въезде в город установили табло с надписью: «Вильнюс любит все семьи». А вот президент Литвы Гитанас Науседа в своем выступлении сказал что-то невнятное, за что подвергся критике с обеих сторон.
Надо сказать, что уже в мае протестующие не только потребовали запретить однополые браки, но и выступили против ограничительных мер, а также потребовали отставки правительства. Теперь смена власти — это главная цель предстоящего митинга.
А кто придет к власти, если у «Союза семей» все получится? В чьих интересах развивается протестная активность в прибалтийской республике?
Парламентскую оппозицию сейчас возглавляет бывшая правящая партия «Союз крестьян и зеленых Литвы». Ее лидер Рамунас Карбаускис является самым популярным оппозиционным политиком страны. Он открыто выступает против легализации наркотиков и ЛГБТ и поддерживает традиционные ценности.
Если протесты организуются под него, то Карбаускис должен будет нарастить консервативную риторику и сдвинуться в сторону евроскептиков. Тогда он сможет претендовать на роль представителя национального большинства и противостоять меньшинству либеральных элит.
Этот сценарий вполне возможен. Карбаускис не раз критиковал политику Евросоюза. Еще в 2014 году он выступил с критикой ЕС из-за закона, который позволял иностранцам скупать в Литве земли. Однако пока что лидер «крестьян» проявлял осторожность в отношении с Европой. Дело в том, что Карбаускис является хозяином крупнейшего сельскохозяйственного концерна в стране. И с экономической точки зрения дружить ему выгодно и с Европой, и с Россией, и с Белоруссией. Но Литва уже давно руководствуется в своих действиях политикой, а не экономикой.
В общем, Карбаускис может стать лидером по типу польского Анджея Дуды или венгерского Виктора Орбана. Он выступает против либеральной толерантности и за традиционные ценности. Он готов защищать интересы национального капитала и поэтому идти на конфликт с ЕС. С другой стороны, Карбаускис не против посотрудничать с российским бизнесом, пока это возможно. И, конечно, как и остальные политики Литвы, он участвует в героизации нацистских пособников.
В 2018 году Карбаускис был инициатором компании по героизации главаря «лесных братьев» Адольфаса Рамунаускаса. Тогда политик предложил считать бандита главой литовского государства, боровшегося против так называемой «советской оккупации». Карбаускис должен понимать, что это в любом случае приведет к осложнениям даже с российскими политиками, которые редко задумываются об идеологической составляющей международных отношений.
Карбаускис идет достаточно точно по определенному политическому курсу. Он может повести страну по правоконсервативному пути. Но кроме лидера литовской парламентской оппозиции активизировался и президент Литвы Науседа.
Науседа прокомментировал требование ЛГБТ-движения по поводу однополых браков и усыновления, которые получила Чмилите-Нильсен. «Я против таких требований. Как президент я сделаю все, что в моих силах, чтобы этого не произошло», — заявил президент. Это абсолютно конкретное высказывание, которое разительно отличается от невнятной речи во время майского «Марша в защиту семьи».
Не стоит забывать, что отношения между президентом Литвы и премьер-министром Ингридой Шимоните очень конфликтные. Фактически Шимоните и правящая коалиция хотят отодвинуть главу государства от реального руководства страны. Глава правительства стремится сама вести все переговоры с международными партнерами.
Рейтинг у Науседы достаточно низкий. Чтобы переиграть правящую коалицию, ему нужно опереться на более мощные группы. Этими группами сейчас может быть только консервативно настроенное большинство.
Таким образом в Литве складывается следующая ситуация. У власти находится группа, которая готова проводить в жизнь все либеральные ценности современного Запада. Большинство населения это не поддерживает и готово бороться за сохранение традиционных ценностей.
Политик, который сможет использовать эту энергию большинства, должен будет проводить правоконсервативный курс по примеру Венгрии, в которой запретили однополые браки, аборты и проводят героизацию диктатора Миклоша Хорти. Лидер оппозиции Карбаускис больше подходит на эту роль, у него высокие рейтинги. Президент Науседа более плотно связан со структурами ЕС и имеет меньше шансов на роль лидера оппозиции.
При этом все актуальные политические группы в Литве участвуют в героизации нацистов и выступают за крепкую дружбу с США и НАТО. Ситуация схожа с венгерской, где власти хотят дружить с НАТО, но критикуют политику ЕС.
Жителей Литвы разыгрывают по отработанному сценарию. Левыми называют даже не социал-демократов, а либералов, готовых пуститься во все тяжкие и принять самые «толерантные» законы, чтобы быть частью развращенной Европы. В этой ситуации на другой стороне оказываются националисты различной степени радикальности, которые пока что выступают как защитники традиционных ценностей и национальных интересов. И эта ложное противостояние правых и так называемых левых разворачивается не только в Литве.
В Восточной Европе один за одним оформляются националистические правительства, которые выступают за традиционные ценности и на этом получают поддержку большинства населения. Но вместе с этим проводят политику героизации нацистских пособников и откровенных фашистов. А во внешней политике удаляются от ЕС, но стремятся укрепить связи с НАТО. Этот блок государств с установившимися правыми режимами будет идти по националистическому и русофобскому пути.
Это выглядит, как продолжение политики Холодной войны. Только во время существования СССР национализм использовался, чтобы оторвать от него национальные республики. А сейчас создается некий буфер из националистических режимов, которые готовы бесконечно милитаризироваться при помощи американских друзей. И, как правило, эти государства имеют территориальные претензии к России.