Франция с подачи американцев готова осуществить вожделенную «Румынскую мечту» — расширить границы современного румынского государства до границ территорий, которые в разные периоды ему принадлежали

Зачем Франция реализует «имперские амбиции» Румынии?

Картина Жака-Луи Давида «Раздача орлов»
Картина Жака-Луи Давида «Раздача орлов»

В мае 2024 года Франция решила увеличить свое военное присутствие в Румынии, с этой целью туда были направлены 15 военных советников, которые прикомандированы к вновь развертываемой бригаде, которая к 2025 году будет состоять из 4 тысяч человек.

Данная операция осуществляется в рамках военной миссии Франции в Румынии «Орел», которую начали в феврале 2022 года в качестве ответных действий на проведение Россией специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.

По словам старшего национального представителя Франции в Румынии генерала Лоика Жирара, увеличение численности французских войск в Румынии является «стратегическим предупреждением для России».

Французская военная миссия в Румынии не случайно носит название «Орел». Это есть не что иное, как отсылка к имперскому прошлому Франции в период наполеоновских войн. Так, 5 декабря 1804 года, через три дня после своей коронации, Наполеон I раздал позолоченных орлов французским полкам из разных департаментов Франции. Они были изготовлены по образу и подобию штандартов римских легионов. Наполеон призвал беречь их, потому что они являются символами новой Французской империи. Это событие изображено в картине Жака-Луи Давида «Раздача орлов» 1810 года.

Стоит сделать небольшой экскурс в историю развития франко-румынских отношений, чтобы понять, как складывалась румынская государственность и как на ее формирование повлияла Франция.

Влияние Франции на территорию будущей Румынии началось как раз в период наполеоновских войн. По свидетельству историков из Трансильвании, примерно с 1802 г. молдавские и валашские бояре начинают писать Наполеону петиции и меморандумы с просьбами поспособствовать избавлению их стран от засилья греков и власти турок, переходу к парламентскому правлению и вообще преобразованию жизни в княжествах на более прогрессивных началах.

В этот момент ослабленная своими внутренними проблемами Турция идет на уступки Российской Империи, соглашаясь на назначение в своих дунайских княжествах пророссийских князей. В последующие годы эти территории станут причиной нескольких войн между Османской и Российской Империями. Именно в этот момент преимущественно под влиянием России начнется формирование будущей румынской армии.

С окончанием Крымской войны (1853–1856 годы) и подписанием Парижского мирного договора (1856 год), устанавливавшего коллективный протекторат семи великих европейских держав, Дунайские княжества (Молдавия и Валахия) и Сербия сохраняли свою автономию в составе Османской Империи. Однако Россия лишалась исключительного права покровительства над ними. В 1858 году была заключена Парижская конвенция об устройстве Дунайских княжеств, в которой говорилось, что Дунайские княжества переименовываются в Объединенные княжества, но при этом остаются разными государствами с возможностью иметь свою армию. В то же время они остаются вассалами Османской империи. В этот период Франция взяла на себя доминирующую роль в своем влиянии на эти территории.

В последующие годы, в результате русско-турецкой войны (1877–1878 гг) Объединение дунайских княжеств получит независимость, а в 1881 году, с провозглашением Кароля I королем, на их территориях возникнет Королевство Румыния. С этого момента Румыния попадает под влияние Германии. Такой резкий разворот от России в сторону Германии объясняется тем, что руководство нового государства рассчитывало получить от России территории «Бессарабии», о чем были предварительные договоренности перед началом русско-турецкой войны, однако по ее итогам будущее Королевство утратило причерноморские уезды Бессарабии в пользу северных территорий Добруджи.

Ионэл Брэтану, который на тот момент стал премьер-министром Королевства, 7 сентября 1883 года встретился с канцлером Германии Бисмарком в Гайштейне, где тот рекомендовал Румынии заключить союз с Австро-Венгрией сроком на пять лет. Этот договор был заключен 30 октября 1883 года, согласно ему, Австро-Венгрия обязывалась оказать Румынии помощь в случае неспровоцированного нападения. В свою очередь Румыния должна была выступить в поддержку Австро-Венгрии в случае нападения на страну.

Чуть позже к этому договору присоединилась Германия отдельным договором, в котором говорилось, что Румыния обязуется содействовать Германии в территориальных приобретениях, а взамен Германия приложит усилия для возвращения территории Бессарабии в состав Румынии, в случае войны с Россией. Таким образом, Румыния присоединилась к «Тройственному союзу».

Однако влияние Франции на внутриполитические процессы в румынском Королевстве не ослабевали. Интересы Франции столкнулись с интересами Германии в самой Румынии. Так, например, в начале 20 века французский военный атташе Амбруаз Деспре отмечал: «Она (Румыния) осталась глубоко французской в том, что касается вкуса и культуры, и попытки сделать ее немецкой, похоже, не увенчались успехом перед лицом глубоко латинского менталитета».

Это же касается и военной сферы: многие румынские курсанты и офицеры продолжали учиться во французских военных училищах, таких как Сен-Сир, Фонтенбло, Сомюре, Брестская военно-морская академия.

Перед Первой мировой войной французская дипломатия всячески добивалась дистанцирования Румынии от Германии и «Тройственного союза». Это делалось в том числе выгодными предложениями по закупке более качественной военной техники, чем поставляла Германия. Так, например, 21 февраля 1912 года между румынским правительством и заводами Крёзо был подписан договор о поставке артиллерийского вооружения (гаубиц и горных пушек) на сумму более 2 млн франков. Такое решение вызвало серьезное политическое осложнение в отношениях с Германией. Германский посол в Бухаресте потребовал объяснений от румынского короля Кароля I. Для французского военного атташе Деспре эта сделка имела особое политическое значение, поскольку она нарушила монополию немецких заводов на оснащение румынской армии и привела к крупному политическому скандалу.

Румыния, в преддверии новой балканской войны 1912–1913 годов нуждалась в качественном вооружении, которое как раз и предложила Франция. В этот момент и произошел новый поворот Румынии в сторону Франции, а также Российской Империи. По итогам 2-й Балканской войны Румыния приобрела фактический статус «жандарма Балкан» и основного гаранта незыблемости положений Бухарестского мира. В этом её интересы совпадали с интересами России, что и обусловило дальнейшее сближение двух стран в первой половине 1914 г. А также это было на руку Франции, которая стремилась оторвать Румынию от Германии в преддверии будущей войны. В итоге в начале Первой мировой войны румынское руководство приняло решение не выполнять союзнических обязательств по отношению к Германии и Австро-Венгрии.

4 января 1913 года на встрече с председателем Французского совета Раймоном Пуанкаре лидер румынской консервативной партии Таке Ионеску предложил выступление румынской армии на стороне Франции в случае войны, если Париж поддержит национальные интересы Румынии, которые также распространялись не на территории Автро-Венгрии, где в период Второй балканской войны довольно сильно осложнилось положение румынского населения, проживавшего в Трансильвании.

3 августа 1914 года Румыния объявила о своём нейтралитете в Первой мировой войне, подтвердив тем самым своё стремление дистанцироваться от «Тройственного союза». А после смерти короля Кароля I в конце сентября 1914 года новый монарх Фердинанд повёл страну в сторону Антанты. И наконец, в 1916 году Румыния вступила в войну против Германии. Фактически Румыния открыла второй фронт против Германии на стороне Франции и России, преследуя свои территориальные интересы в Австро-Венгрии.

В период после Первой мировой войны влияние Франции сохранилось на румынское государство. Так, Франция, в целях сдерживания стремления венгерского народа к воссоединению, после того, как часть Венгрии отошла к Румынии по итогам войны, а также для предотвращения воссоздания монархии Габсбургов на территории бывшей Австро-Венгрии, создала альянс Чехословакии, Румынии и Югославии, который получил название «Малая Антанта». С каждой из стран альянса Франция заключила военные соглашения. Кроме того, Франция рассматривала «Малую Антанту» с другой стороны, как возможность для открытия второго фронта в случае вооруженного конфликта с Германией.

«Малая Антанта» начала распадаться из-за внутренних противоречий между странами и окончательно перестала существовать после Мюнхенского сговора 1938 года. Уже в сентябре 1940 года в Румынии произошел фашистский переворот, в результате которого к власти пришел диктатор Ион Антонеску. Внешнеполитический курс страны вновь сменился в сторону уже фашистской Германии. Немцы пообещали Румынам вернуть земли, которые отошли Советскому Союзу: Молдавию и Приднестровье. Также они пообещали отдать все территории Бессарабии и Буковину, если Румыния поддержит Германию в войне против СССР.

Фашистский режим Антонеску прекратил свое существование в 1944 году с освобождением Румынии советскими войсками. Румыния вновь вернулась в орбиту влияния уже советской России.

Свержение Чаушеску и демонтаж социалистического строя в Румынии привел к появлению в этом регионе совершенного нового «игрока». США стали активно осваивать военную инфраструктуру в Румынии. Так, крупнейший военный аэродром имени Михаила Когэлначану использовался в 2000 годы, как промежуточный пункт, для отправки военных грузов из США в Афганистан. В 2004 году Румыния присоединилась к Североатлантическому Альянсу, возглавляемому США. С того момента в стране идет переформатирование армии по стандартам стран, входящих в блок НАТО.

С началом спецоперации России по демилитаризации и денацификации Украины, Румыния оказывает всестороннюю, в том числе военную поддержку фашистскому киевскому режиму. И в этом деле ей активно помогает Франция. Она взяла шефство над этой страной в рамках усиления присутствия НАТО на восточной границе болка.

Французская миссия «Орел» действует в рамках плана НАТО по созданию оперативных боевых групп в Восточной Европе. Так, в 2022 году боевые многонациональные группы НАТО появились в Польше, где руководство взяли на себя американцы, в Эстонии боевыми интернациональными группами руководят британцы, в Латвии — канадцы, а в Литве — немцы.

Итак, 28 февраля 2022 года Франция направила передовой батальон сил быстрого реагирования в Румынию. Однако эта операция Франции не увенчалась успехом из-за бюрократических, таможенных и пограничных проволочек, а также поездов и мостов, не приспособленных для перевозки военной техники.

Позже, 1 мая был сформирован многонациональный батальон передовой боевой группы присутствия в Румынии, которую возглавила Франция.

Сейчас, по официальным источникам, численность военного французского контингента на территории Румынии не превышает 1,5 тысячи человек, не считая военных советников. В последний раз такое внушительное представительство французских военных на румынской земле наблюдалось перед вступлением Румынии в Первую мировую войну. Сейчас французские военные ведут большую работу по развертыванию своей военной инфраструктуры в Румынии.

Кроме того, в мае 2025 года Франция планирует провести в этой стране крупные учения под названием «Дакийская весна 2025», в ходе которых будет оцениваться способность французской армии быстро перебросить свои подразделения на восточный фланг НАТО. Цель запланированных на следующий год учений — отработать отправку готовой к войне бригады в Румынию за 10 дней.

«Раньше мы играли в войну. Теперь у нас есть обозначенный враг, и мы тренируемся с людьми, с которыми нам действительно придётся воевать», — заявил журналистам глава сухопутного командования армии в Европе генерал Бертран Тужу. Согласно новым планам НАТО, Франция должна быть в состоянии к 2027 году развернуть боеспособное подразделение на территории Румынии за 30 дней.

Франция не ограничилась военной поддержкой Румынии. В этот же период Париж интенсифицирует политическую поддержку по втягиванию Молдавии в Евросоюз под протекторатом Румынии.

В 2022 году Бухарест инициировал процесс создания платформы поддержки Молдавии вместе с Германией и Францией, которые являются экономическими локомотивами Евросоюза. Страны с тех пор совместными усилиями оказывают гуманитарную и экономическую помощь Молдавии с целью ее дальнейшей интеграции в ЕС. Платформа была создана после того, как Молдавия вместе с Украиной в марте 2022 года подали заявки на вступления в ЕС.

В июне 2022 года президент Франции Эммануэль Макрон посетил Кишинев, где пообещал, что со стороны Франции будет «позитивный и ясный месседж в отношении поданной заявки» на вступление Молдавии в ЕС.

Более того, Макрон затронул тему безопасности, отметив, что нужен новый альянс наподобие «Малой Антанты», в которой «должен существовать пилон, схожий с 5-й статьей договора НАТО, и мы хотим дать гарантии сотрудничества в смысле обороны. Речь идет об архитектуре безопасности, которая была бы дополняющей к НАТО».

Это говорилось в контексте неразрешенного конфликта между Молдавией и Приднестровьем. Для вступления в ЕС необходимо, чтобы не было территориальных споров. Молдавия такой страной не является. После подписания заявки на вступление в ЕС, власти Приднестровья обратились к международному сообществу с требованием признания независимости, потому что народ этого непризнанного государства не собирается идти одним европейским путем вместе с прорумынским правительством Молдавии.

В сентябре 2023 года министры обороны Франции Себастьян Лекорню и Молдавии Анатолий Носатый подписали договор о намерениях создания военной французской миссии. Тогда подчеркивалось, что главным вопросом является трансформация армии Молдавии по европейскому образцу, чтобы она могла отвечать современным вызовам.

7 марта 2024 года министры обороны двух стран подписали в Париже новый договор о сотрудничестве в сфере безопасности. Это произошло в ходе двухдневного визита молдавской делегации во главе с Маей Санду во Францию. После подписания президент Франции Макрон заявил, что Франция в ближайшие месяцы откроет в Кишиневе постоянную миссию французского Минобороны, задачей которого будет обучение молдавских военнослужащих.

17 сентября 2024 года в Кишиневе прошла встреча Платформы поддержки Молдавии, которая стала самой представительной. В ней приняли участие делегации из 65 стран. Основной темой встречи стала евроинтеграция. Заседание платформы прошло в канун президентских выборов в Молдавии и референдума по евроинтеграции, которые должны состояться в один день 20 октября.

Делегации стран-участниц Платформы продемонстрировали поддержку действующему президенту Майе Санду и продвигаемому ей европейскому пути Молдавии.

Стоит обратить внимание, что Майя Санду является полностью прорумынским президентом. Так, с ее подачи Молдавия в 2023 году окончательно отказалась от родного языка в пользу румынского. В свою очередь Румыния считает Молдавию своей территорией, которая волею судеб оказалась временно отделена границей.

Именно поэтому Румыния с опорой на экономический локомотив ЕС в лице Франции и Германии проводит свою политику румынизации Молдавии, а также всячески способствует интеграции этой страны в Евросоюз.

Таким образом, мы видим, что Франция с подачи американцев готова осуществить вожделенную «Румынскую мечту» — расширить границы современного румынского государства до границ территорий, которые в разные периоды ему принадлежали. И в данном случае, за счет России, поскольку такая политика сейчас на руку странам Запада, работающим на уничтожение нашей страны.