«Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих» (из сатирического романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)

Вместо квалифицированной медпомощи в деревне будет «помощник фельдшера»?

Ян Викторс. Ярмарочный лекарь. Около 1635
Ян Викторс. Ярмарочный лекарь. Около 1635
Ян Викторс. Ярмарочный лекарь. Около 1635

В Оренбургской области с 2022 года действует проект «Помощник фельдшера». В начале ноябре 2023 года этот проект был признан лучшей региональной практикой на федеральном уровне и вызвал большой интерес со стороны некоторых регионов. В ряде регионов сейчас также вводят должность «помощник фельдшера».

В начале ноября область бравурно отчиталась об успешности пилотного проекта, который реализовывался в 12 муниципальных районах в 23 населенных пунктах численностью менее 300 человек. Утверждается, что в общей сложности этот проект позволяет дополнительно обслуживать 3778 человек.

По информации Минздрава, дефицит врачей в России составляет 26,5 тыс. человек, а нехватка среднего врачебного персонала — 50 тыс. человек. Это значит, что многие люди оказываются отрезанными от получения необходимой им медицинской помощи, хотя согласно Конституции нашей страны имеют на нее право.

Предполагается, что проект призван решить одну из самых острых проблем в нашей стране — доступность медицинской помощи в глубинке. О величине этой проблемы говорит мнение жителей регионов, собранное ИА Красная Весна.

«Проблемы в сельской местности, да и просто в маленьких городах, связаны с большой нехваткой специалистов, очень большая проблема с транспортом и состоянием дорог. Например, в нашем Чкаловском округе в сутки дежурят две-три скорые, мы можем их хоть сколько угодно ругать за долгий приезд, но они не могут разорваться и нужно учитывать не только народонаселение, но и площадь, которую они обслуживают», — считает житель города Чкаловска из Нижегородской области Виктор.

По словам жителя одной из деревень Кемеровской области Александра, «нужно обязать операторов мобильной связи включить в зону покрытия их сети малонаселенные деревни, чтобы люди могли просто дозвониться до скорой помощи и подать сигнал „sos“». Он подчеркнул, что очень часто в отдаленных деревнях нет мобильной связи как таковой или очень слабый сигнал. «Сам вызов скорой помощи может стать непреодолимой проблемой», — заключил он.

Александр сетует на острую нехватку автомобильного транспорта в сельских населенных пунктах: «Сохранившиеся в крупных сельских населенных пунктах ФАПы нужно оснастить автомобильным транспортом, чтобы они могли реагировать на вызовы из соседних деревень, где этих ФАПов уже не осталось».

В связи с этим житель призвал остановить оптимизацию здравоохранения, которая дополнительно осложняет из без того сложную ситуацию с медицинским обеспечением в сельской местности.

Константин из Кировской области говорит, что недоступность медпомощи играет свою роль в умирании российских сёл и деревень. По его словам, «люди в возрасте продают последнее и уезжают в город, просто чтобы когда здоровье закончится, была хоть какая-то помощь».

Новый проект на самом деле является возвратом к дореволюционной практике. Тогда, при катастрофической нехватке врачей и, как тогда казалось, невозможности резко увеличить количество выпускников медвузов для охвата сельского населения, много говорилось о том, что необходимо сделать ставку на фельдшера — помощника врача, который должен работать под его руководством.

Советская власть решала эту проблему по-другому — массовой подготовкой врачей и медицинских специалистов среднего звена, строительством больниц, амбулаторий, врачебных пунктов. По сути же, проект «помощник фельдшера» делает ставку даже не на фельдшера, а на деревенского жителя, которого обучат измерять температуру, давление и уровень сахара в крови.

О чем речь в проекте? В тех населенных пунктах, где «нет возможности» содержать фельдшерский пункт, должны найтись добровольцы для оказания доврачебной медицинской помощи населению, проведения первичной диспансеризации (измерения температуры, давления, уровня сахара в крови), доставки необходимых лекарств больному. Предполагается, что такое решение поможет справиться с проблемой нехватки кадров, а также проблемой отслеживания состояния больного.

Помощников фельдшера обучают в течение двух месяцев в рамках ускоренной образовательной программы по специальности «Младшая медицинская сестра по уходу за больным» с использованием онлайн-курсов. После прохождения такого ускоренного обучения люди получат сертификат. Как говорят жители Оренбургской области, «помрем, но будем знать, что давление и температура были ни к черту».

Местные жители далеко не в восторге от такой заботы властей. Им нужна медицинская помощь от специалистов. Поставить градусник, измерить давление они могут себе и сами, а вот сделать укол, принять роды, оказать экстренную неотложную помощь «сертифицированный специалист» из глухой деревушки, прошедший ускоренные онлайн-курсы, тоже не сможет, потому что это не входит в его компетенцию.

Очень важной проблемой медицинской помощи является состояние дорог. Нет дороги — нет медицинской помощи. Особенно это касается сёл и деревень, где нет возможности содержать фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). То есть как раз тех селений, на которые рассчитана программа «Помощник фельдшера».

Как сообщил житель Кировской области Константин, дело не только в состоянии дорог, но и в их наличии. Порой дороги, которые соединяют между собой сёла, могут быть обозначены на карте, а по факту на их месте поле подсолнухов или капусты — перепахали агрохолдинги.

«Большинство сельхозземель проданы или сданы в аренду вместе с дорогами, которые соединяют деревни с трассами, а следовательно, с цивилизацией. Эти дороги повсеместно полностью запахиваются. На карте они есть как связующее звено деревни и села, а по факту их нет, никто их не межевал. Агрохолдингам на дороги и людей наплевать. Состояние местами такое, что засадить буханку медпомощи на шоссейной резине — раз плюнуть. Нет инфраструктуры — нет помощи. Или помощь может прийти, когда будет слишком поздно», — говорит Константин.

Эту ситуацию мы попросили прокомментировать юриста, доцента Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Семеновского. По его словам, конкретно эта проблема решаемая. Для того чтобы дороги местного значения не запахивались, они должны находиться на балансе муниципалитета.

«Надо иметь ввиду, что если это просто какая-то колея или поселковая дорога, если ее нет на балансе и она по середине поля идет, то тогда это не дорога в юридическом смысле слова. Тогда это земля соответствующей категории: сельского хозяйства или лесного фонда», — пояснил юрист.

Он отметил, если эта дорога стоит на балансе муниципалитета, то таких действий со стороны агрохолдингов на ней быть не должно. Муниципалитет должен следить за этой местной дорогой, тем более если она является связующим звеном между поселками.

«В противном случае это нарушение закона 257 „Об автомобильных дорогах“. Надо обращаться в правоохранительные органы.

Если эта местная дорога не стоит на балансе, не числится в реестре, то местные жители могут обратиться в муниципалитет и либо в административном порядке, либо по суду оформить эту дорогу в качестве автодороги местного значения. И перевести ее из категории в категорию. Провести другие необходимые действия, чтобы она служила на благо людям», — заключил Семеновский.

Проект «Помощник фельдшера», помимо Оренбургской области, уже запущен с начала октября в Саратовской области, Алтайском крае, Курганской области, а также в ряде других субъектов России.

Таким образом, формально получается, что количество сел, где есть хотя бы один медицинский работник («помощник фельдшера») увеличилось, хотя, по сути, ничего не изменилось: сельские жители помогали друг другу и без онлайн-сертификатов.

23 ноября премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о дополнительном выделении около 30,5 млрд рублей на поддержку территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Отмечается, что деньги пойдут на компенсацию расходов, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи гражданам в регионах, а также на сохранение темпа роста зарплат медицинским работникам.

«Общероссийский народный фронт» (ОНФ) следит за выполнением программы «Земский доктор», которая призвана привлечь медицинских специалистов среднего профессионального и высшего медицинского образования в сёла и деревни, чтобы жители имели возможность получить качественную медицинскую помощь. А также за выполнением программы по масштабному строительству фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельский местности и закупке так называемых «мобильных ФАПов», которые позволяют привезти специалистов и оборудование даже в самые отдаленные и маленькие населенные пункты.

Таким образом, может создаться впечатление, что финансирование выделяется, но тратится на «проекты», которые могут улучшить статистику, но не реальное положение дел.

Заместитель руководителя Бюро расследований Народного фронта Валерий Горюханов рассказал, с какими проблемами ему пришлось столкнуться в сфере здравоохранения, что ключевой проблемой является недостаточная мотивация врачей и других специалистов работать на селе и, вообще, в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.

«Рост количества частных клиник привел к тому, что молодые специалисты „перехватываются“ частными медицинскими учреждениями и создается дефицит врачей в государственных и муниципальных организациях. Эта проблема существует даже в столицах субъектов. Например, в самом центре миллионного Краснодара есть поликлиника, в которой должны работать по штатному расписанию 12 терапевтов, а работают только четыре», — рассказал Горюханов.

Горюханов также обратил внимание на необходимость капитального и текущего ремонта поликлиник, ФАПов и других медицинских учреждений. По его свидетельству, «состояние некоторых медицинских учреждений на селе требует больших вложений в ремонт, а денег в муниципальных образованиях на это не хватает».

Еще одной важной проблемой, по его словам, является неэффективное расходование бюджетных средств, выделяемых на строительство ФАПов и врачебных амбулаторий: «Отсутствие типовых проектов, дикий разброс цен, некачественное строительство — то, что сопровождает в целом отличное решение по возведению ФАПов на селе. Например, стоимость ФАПов может варьироваться от 1,7 миллиона рублей в Краснодарском крае до 8 миллионов в Хакасии и до 72 миллионов в Хабаровском крае. Разброс цен колоссальный, а к качеству есть большие вопросы. Взять хотя бы ФАПы во Владимирской области, к которым у экспертов Народного фронта были вопросы».