Правительство Абэ якобы оказывало давление на СМИ, а значит, пыталось повлиять на общественные настроения

В Японии разгорелся скандал вокруг давления властей на СМИ. Чем это грозит?

Утагава Куниёси. Последняя битва Кусуноки в Сидзенавате. 1857
Утагава Куниёси. Последняя битва Кусуноки в Сидзенавате. 1857

В Японии разгорелся скандал, связанный с тем, что правительство ныне покойного бывшего премьер-министра Синдзо Абэ якобы оказывало давление на СМИ. Были найдены некие документы, которые свидетельствуют о том, что власти диктовали телевидению определение «политической справедливости», а именно — какие политические мнения и в каком объеме нужно считать справедливыми при вещании. Потенциально данный инцидент может вызвать серьезный общественный резонанс и вызвать недоверие к власти. Постараемся разобраться в ситуации, чтобы понять, насколько она опасна для японских властей.

Согласно той истории, которая подается в японских СМИ, в 2014 году Ёсуке Исодзаки, который был специальным советником Абэ, потребовал пересмотреть правила вынесения решений о политической справедливости передач на ТВ. Такая мысль появилась у чиновника после просмотра программы «Воскресное утро» на телеканале TBS TV. Исодзаки посчитал передачу предвзятой, поскольку все комментаторы высказали одинаковые мнения о предстоящих выборах в Японии, будучи критически настроенными по отношению к администрации Абэ.

В то время правительство судило о политической справедливости на основе программ той или иной телекомпании в целом, а не сосредотачивалось на содержании отдельно взятой программы. В министерстве внутренних дел и коммуникаций Японии начались дискуссии, в рамках которых поднимался вопрос: есть ли на японских телеканалах честные передачи в принципе как таковые. Вещательное законодательство решили редактировать. А секретарь кабинета министров по связям с общественностью Макико Ямада заявила, что ситуация вокруг закона о вещании стала походить на нападение «сумасшедшего бандита из якудзы», СМИ запуганы, а свобода слова попрана.

Если судить по тем документам, которые были представлены общественности, то дискуссия вокруг этого вопроса и правда больше походила на какие-то бандитские разборки, где стороны указывают оппонентам, где их место в социальной иерархии, а порой и вовсе доходят до угроз.

В итоге Абэ подчеркнул необходимость исправления телепрограмм, признанных несправедливыми, а министр внутренних дел Санаэ Такаити заявила, что вещатели могут быть отключены от эфира, если власти сочтут, что они неоднократно транслировали программы, лишенные «политической справедливости».

Отметим, что непонятно, насколько документы, где отображена дискуссия вокруг политической справедливости в передачах, достоверны. Ведь Такаити, которая была министром внутренних дел на момент дискуссии, а сейчас является министром экономической безопасности, отрицает достоверность документов. А ведь она заявила, что уйдет с поста, если общественности будут продемонстрированы доказательства того, что правительство покойного Абэ и правда оказывало давление на СМИ. Кроме того, не так давно сам премьер-министр Кисида заявил, что достоверность документов не доказана.

Один из депутатов Конституционно-демократической партии Японии (а документ касательно этого конфликта и был опубликован данной партией) даже сделал достаточно дерзкое заявление в связи со скандалом, что больше не может доверять высказываниям Такаити в парламенте. Однако та не растерялась и ответила: «Если вы не можете доверять моим замечаниям, пожалуйста, не задавайте больше вопросов».

В свою очередь 24 марта действующий премьер-министр Японии заявил, что не станет увольнять Такаити, поскольку достоверность документов еще нужно будет доказать.

Отметим, что в прошлом Такаити была соперницей Кисиды в борьбе за пост премьер-министра Японии. Такаити известна своей жесткой консервативной национальной позицией, стремлением укрепить военную мощь Японии, также она — сторонница «абэномики» (антикризисная экономика, предполагающая искусственную девальвацию иены путем удвоения денежной массы, фискальное стимулирование и ряд других мер), как и в целом политики бывшего премьер-министра Синдзо Абэ.

Причин у данного инцидента может быть несколько. Возможно, это удар по команде покойного Абэ, поскольку часть его людей всё еще осталась у власти. А возможно, это просто политическая борьба между двумя партиями. Все же на сегодняшний день Такаити и Кисида являются однопартийцами в Либерально-демократической партии (ЛДП), а документы представила оппозиционная Конституционно-демократическая партия. И удар по Такаити будет в итоге воспринят в целом как удар по ЛДП, что в итоге заденет и Кисиду. А ведь у Кисиды уже была целая череда отставок чиновников из своего аппарата. Поэтому логично, что премьер-министр, спасая свою соперницу, спасает теперь и самого себя.

Но важнее всего то, что общественности сказали: правительство Абэ оказывало давление на СМИ, а значит, автоматически пыталось повлиять на общественные настроения в японском обществе. Далее можно задаться вопросом: если правительство Абэ давило на СМИ, то администрация нынешнего премьер-министра Японии Фумио Кисиды является справедливой и свободной? Но ведь она не отменила те принципы, что были установлены при Абэ. Населению внушают недоверие к аппарату Абэ, которое может запросто перенестись и на действующую власть.

На сегодняшний день конфликт еще не исчерпан. Кисида заявил, что требуется дальнейшее расследование инцидента. От того, что покажет итоговое расследование, будут зависеть тезисы, которые могут быть выдвинуты как против людей из команды покойного Абэ, так и против в целом администрации Кисиды.