Полиция не очень понимала, что  делать, поэтому раввин с нашего района сам начал организовывать самооборону синагог

Кто способен сопротивляться погромам в Израиле? Интервью

Изображение: Альфредо Роке Гамейро, 1917
Изгнание евреев в 1497
Изгнание евреев в 1497

Вскоре после обострения конфликта Израиля и ХАМАС с взаимными обстрелами в Израиле начались масштабные уличные беспорядки. СМИ сообщали как о погромах, организованных арабами-мусульманами, так и о беспорядках, организованных еврейскими экстремистами.

Власти страны рассматривают возможность введения армии в города для наведения порядка. Своими наблюдениями поделился житель города Хайфа Ицхак Адельсон в интервью ИА Красная Весна.

ИА Красная Весна: Расскажите об уличных беспорядках, которые Вы наблюдали.

Адельсон: Я живу в Хайфе. Ракеты здесь не падают. Но лучше бы падали, потому что с ракетами мне проще ужиться, чем с тем, что сейчас происходит.

Начиная с моих самых первых дней в Израиле, я жил в довольно «арабских» местах Адара (район в Хайфе). Сначала в районе рынка, теперь недалеко от улиц Масада и Бен-Иуда.

Когда-то весь район был еврейским и респектабельным. Учителя, адвокаты, инженеры составляли основу населения. Это было еще в те стародавние времена, когда евреи не делили себя на «светских» и «религиозных», и синагога была всегда полна и светла. Со временем дети выросли и разъехались, старики умерли, и синагога опустела. Сейчас мы с трудом набираем миньян (кворум для совершения публичного богослужения — прим. ИА Красная Весна) раз в неделю — на шаббат.

На освободившееся место приехали арабы. Некоторые приехали семьями, но довольно много из приехавших в последние годы — одинокие молодые парни, видимо, из деревень. Вне досягаемости своих авторитетов и при попустительстве полиции они начали здесь устраивать филиал Сирии.

Наше сожительство с арабами всегда было странным. В районе рынка они торговали наркотиками, периодически устраивая разборки друг с другом: то машину сожгут, то окна обстреляют. Моя улица выглядела так, как будто прошла гражданская война — обшарпанные дома, некоторые и вовсе заброшены, горы мусора на улице, наркоманы на лестнице, а во дворе — под орущую музыку арабская свадьба.

Однажды во дворе дома толпа арабов избила до полусмерти своего подельника на глазах у всех соседей. Ни вызывать полицию, ни помогать раненому никто не стал. Никто не хочет стать следующим. Когда бабушку Сару из нашей синагоги покусали собаки арабов, она пошла жаловаться в полицию. В полиции заявили, что она врет — ведь арабы говорят, что собака была в наморднике. А прививку от бешенства она поставила просто для профилактики. И вообще, ей следует переехать в другой район, — тут явно небезопасно.

Полиция особенно в жизнь нашего городка не вмешивалась, не знаю почему. Иногда приезжал патруль, немного мурыжил наркоманов и все.

Потом я переехал поближе к моей синагоге на улице Цфат. Синагога эта большая — пару сотен человек может вместить спокойно. Но в последние годы она больше напоминает сюжет из книги Хаима Граде «Немой Миньян». Осталось только несколько странных стариков, каждый из которых в своем мирке.

В последние недели ситуация вышла на совершенно другой уровень. Теперь у арабов появилась общая цель. С началом погромов по всей стране наши арабы решили не отставать. В нашем районе на прошлой неделе несколько вечеров подряд они собирались в толпы, ходили по улицам, ломали светофоры, разбивали витрины еврейских магазинов, жгли баки и кричали религиозные лозунги.

Полиция не очень понимала, что с этим делать. Раввин с нашего района быстро сообразил, что нельзя ждать у моря погоды, и начал организовывать самооборону синагог. Значимую роль в организации самообороны сыграло движение «Гаръин Торани». В итоге даже синагога на рынке не пострадала в первую ночь. Хотя машину раввину разбили.

Изображение: (сс) Michael Paul Gollmer
Хайфа
Хайфа

С прошлой недели добровольцы патрулируют улицы по вечерам и дежурят около синагог. Меры приносят свои плоды. В других районах Хайфы уже сожгли две синагоги, у нас пока, тфу-тфу, — ни одной. Только пара арабов, проходя мимо, поплевала в сторону нашей синагоги и покричала проклятия. Но после того, как мы очень невежливо попросили их уйти, они ушли.

В целом, люди вооружаются, чем могут. Кто ходит со своим оружием, а кто с разводным ключом в кармане. Потому что то минимальное доверие, которое было к нашим соседям, утеряно. 14 мая они чуть не забили до смерти в Хайфе полуслепого еврейского старика. Он спасся только потому, что притворился мертвым. Иронично, что ослеп он во время прошлых арабских атак, неудачно упав по пути в бомбоубежище.

Знаете, одна из основных причин возникновения светского сионизма — желание избежать погромов. Еврейское государство, по этой мысли, должно стать такой тихой гаванью и убежищем от погромщиков. Так вот. Я хочу сказать, что государство провалило эту свою основную функцию.

Хотя справедливости ради надо отметить, что в какой-то момент полиция начала уже более активно арабов-погромщиков прессовать. В субботу вечером я даже видел у нашей синагоги «космонавта». И сейчас погромщики притихли.

ИА Красная Весна: Такая ситуация — во всем Израиле, или же то, что происходит в Хайфе, нечто из ряда вон выходящее?

Адельсон: Такая ситуация — в смешанных городах. Это Лод, Рамле, Акко, Тверия и Хайфа. То есть смешанные города, где есть большое мусульманское население, арабы-христиане таким не занимаются. Самые масштабные беспорядки — в Лоде.

Вообще все то, что происходит в Хайфе, не отличается от того, что происходит и в других местах. В Хайфе даже не слишком много всего этого происходит, как, например, в Лоде. Хотя и у нас какое-то время автобусы тоже не ходили по вечерам из-за того, что какой-то автобус закидали камнями.

ИА Красная Весна: На Ваш взгляд, чем обусловлена такая странная толерантность полиции?

Адельсон: Она, на мой взгляд, была обусловлена представлением о том, если дать арабам спокойно жить, то они постепенно интегрируются в общество. Поэтому полиция лишний раз старалась не вмешиваться. Оказалось, что это не так: они еще больше замкнулись в себе. А не готова к таким вещам полиция оказалась из-за того, что раньше эти явления не носили такого масштаба.

ИА Красная Весна: Расскажите, пожалуйста, подробнее о движении «Гаръин Торани».

Адельсон: Не нужно путать «Гаръин Торани» с другими организациями, такими как «Ноар Гваот». Последние — тоже представители религиозно-национального движения, но более радикальные по сравнению с «Гаръин Торани». «Ноар Гваот» любят ругать в израильской прессе, иногда есть за что: они любят, например, закидать какие-нибудь арабские машины камнями в ответ на то, что арабы перед этим закидали камнями еврейские машины. Но сейчас они не были организаторами ответных беспорядков — их организовывали ультрасы и так далее.

«Гаръин Торани» — это люди, которые приезжают в проблемные города Израиля, основывают там свою религиозную общину и пытаются как-то оздоровить обстановку. Это такие представители нового религиозного национального движения. И, например, у нас на районе именно от них пришла инициатива организации своей самообороны во время беспорядков, которая была быстро подхвачена.

«Гаръин» — переводится как «ядро». Это группа семей, которая приезжает на место, где нет религиозного населения, или в смешанные районы и пытаются усилить еврейскую жизнь в этом месте. Они занимаются культурной деятельностью. Могут организовать какую-то школу, открытые уроки, лекции, культурные мероприятия, вечера. Они стремятся объединить людей, дать какое-то культурное наполнение их жизни. Естественно, организуют синагогу и т. д. И в целом — стремятся произвести социальные изменения.

Сколько их — сложный вопрос. В разных городах по-разному.

Отношение к ним в обществе бывает разным. Есть антирелигиозно настроенные израильтяне, которые их не любят, потому что они кипу носят. Но «Гаръин Торани» привносят позитивный вклад в общество и в целом сильно негативных отзывов о них нет.

Само движение — аналог поселенческого религиозного движения «Гуш Эмуним», которое появилось в 60-х после шестидневной войны. Его члены поехали в Самарию и стали там жить. С них все началось. «Гаръин Торани» — это все то же самое, но, скажем так, для внутреннего рынка: попытка донести иудаизм до евреев.

Движение «Гаръин Торани» — наследник тех духовных лидеров, которые видели в возникновении государства Израиль божественное провидение. Как Бог когда-то вывел нас из Египта, так Он и вернул нас на эту землю. Для этого движения все события, которые сейчас разворачиваются, наделены сакральным смыслом: и возникновение государства, и все, что происходит. Движение поощряет службу в армии, волонтерские проекты и т. д.