США закупают российские двигатели для своих ракет-носителей. Победа ли это?
«В мае исполнилось 20 лет с момента первого пуска американской ракеты-носителя Atlas с жидкостным ракетным двигателем РД-180 разработки НПО», — напомнил Роскосмос гражданам России. Прокомментировать этот успех российской космической отрасли мы попросили историка науки Сергея Александрова.
ИА Красная Весна: Сергей Викторович, здравствуйте. 20-летний юбилей использования российских ЖРД в американских двигателях — это достижение?
— Ну, если брать с точки зрения чисто рыночной, так, как она усвоена российской элитой, то всё вообще прекрасно. Мы продаем, и не куда-нибудь, а в США, сверхвысокотехнологичное изделие, которое в иные годы обеспечивало чуть не половину пусков собственно американских ракет. Тем самым мы, во-первых, обеспечиваем загрузку своих высокотехнологичных производств (внутренних заказов для этого не хватает катастрофически). А это высокая зарплата всем, кто с этим связан, зарубежные контакты и поездки определенной части причастных. Во-вторых, мы наносим большой удар по собственно американскому двигателестроению, поскольку нет большого заказа (фактически — госзаказа) на мощные ЖРД, их никто и не создает, а те, что есть — двигатели других классов.
ИА Красная Весна: То есть это реальный успех?
— Не совсем. При другом взгляде все выглядит не так радужно.
Во-первых, ракета «Атлас-5» изначально создавалась для решения национальных задач США в космосе, а таковые в основном военные. Можно сколько угодно заученно твердить «наши американские партнеры», но ситуация-то от этого не изменится. Главной целью американских военно-космических средств являются не арабские террористы и не Китай. Вообще-то в руководстве страны должен быть кто-то, кто про это помнит и может напомнить руководству Роскосмоса и «Энергомаша».
Во-вторых, имея большой заказ, но не имея никаких средств воздействия на заказчика, «Энергомаш» полностью теряет интерес к дальнейшему развитию самих двигателей. А ведь РД-180 — всего-навсего «уполовиненный» РД-170, созданный когда-то для «Энергии» и «Зенита». Главные части любого ЖРД — турбонасосный агрегат (ТНА) и камера сгорания — взяты без изменений. Только число камер сгорания сократилось с четырех до двух.
Это значит, что при всей гениальности Б. И. Каторгина и других создателей РД-170, это всё равно машина, созданная на технической базе начала — середины 1970-х годов. Да, ее удельные, да и многие абсолютные характеристики опережали время. Даже сейчас они не просто «соответствуют мировому уровню», но определяют его. Но за прошедшие четыре десятилетия наука и техника, хоть и медленнее, чем надо бы, но развивались. Углубилось наше понимание процессов, происходящих в двигателях, изменились в ходе полученного опыта многолетней эксплуатации представления о том, как должна обеспечиваться безопасность их работы, а значит и безопасность полета ракет. Радикально изменились требования к надежности двигателей.
ИА Красная Весна: Я правильно понимаю, что Вы хотите сказать, что сотрудничество с американцами в какой-то степени тормозит развитие отечественного ракетостроения?
— Определенно играет роль в этом. Смотрите. Есть две школы создания ЖРД замкнутой схемы, с подачей генераторного газа после ТНА в камеру сгорания: так называемые «кислая» и «сладкая». То есть газ после ТНА может быть с избытком или окислителя, или горючего. Вторая схема сегодня считается более безопасной, так как в ней аварийные процессы в двигателе развиваются медленнее, и его можно успеть отключить. И ЦНИИмаш требует применения именно «сладких» двигателей на новых носителях, прежде всего пилотируемых и многоразовых. Но «Энергомаш» опирается именно на наличие всех этих клонов РД-170, поэтому категорически против. А у других наших двигательных КБ, именно в силу отсутствия экспортных и внутренних заказов, нет вообще никаких средств на соответствующие опытно-конструкторские разработки.
Это не говоря уже про то, что сейчас развитие, прежде всего, материаловедения и технологий изготовления, позволяют изменить подход к двигателям «открытой» схемы, у которых газ после ТНА сбрасывается просто наружу. Да, у таких двигателей много лет назад был меньше удельный импульс (сейчас это уже не всегда так), но зато они несоизмеримо проще, а значит, дешевле в изготовлении! В нашей стране отношение к ЖРД открытой схемы вообще настороженное, а на «Энергомаше» — втройне!
ИА Красная Весна: Для развития не хватает внутренних заказов?
— Это самый интересный вопрос. ПОЧЕМУ уже 20 лет, включая последние 6 лет, внутренний заказ на ЖРД в нашей стране настолько мал, что порой не позволяет поддерживать их производство? Почему от половины до 80% пусков наших ракет-носителей выполняется в интересах иностранных заказчиков? Понятно, что это вопрос к руководству страны, но не только, еще и к президенту РАН Александру Сергееву.