26
мая
2020
  1. Экономическая война
  2. Война за космос
Попов Юрий / ИА Красная Весна /
Главная проблема отечественного ракетного двигателестроения — отсутствие внутреннего заказа на ракетные двигатели. До 80% пусков наших ракет-носителей выполняется в интересах иностранных заказчиков.

США закупают российские двигатели для своих ракет-носителей. Победа ли это?

«В мае исполнилось 20 лет с момента первого пуска американской ракеты-носителя Atlas с жидкостным ракетным двигателем РД-180 разработки НПО», — напомнил Роскосмос гражданам России. Прокомментировать этот успех российской космической отрасли мы попросили историка науки Сергея Александрова.

В. Мишин. Завоевание космоса. Мозаика на фасаде Челябинского Политехнического техникума. 1976
В. Мишин. Завоевание космоса. Мозаика на фасаде Челябинского Политехнического техникума. 1976
1976техникума.ПолитехническогоЧелябинскогофасаденаМозаикакосмоса.ЗавоеваниеМишин.В.

ИА Красная Весна: Сергей Викторович, здравствуйте. 20-летний юбилей использования российских ЖРД в американских двигателях — это достижение?

— Ну, если брать с точки зрения чисто рыночной, так, как она усвоена российской элитой, то всё вообще прекрасно. Мы продаем, и не куда-нибудь, а в США, сверхвысокотехнологичное изделие, которое в иные годы обеспечивало чуть не половину пусков собственно американских ракет. Тем самым мы, во-первых, обеспечиваем загрузку своих высокотехнологичных производств (внутренних заказов для этого не хватает катастрофически). А это высокая зарплата всем, кто с этим связан, зарубежные контакты и поездки определенной части причастных. Во-вторых, мы наносим большой удар по собственно американскому двигателестроению, поскольку нет большого заказа (фактически — госзаказа) на мощные ЖРД, их никто и не создает, а те, что есть — двигатели других классов.

ИА Красная Весна: То есть это реальный успех?

— Не совсем. При другом взгляде все выглядит не так радужно.

Во-первых, ракета «Атлас-5» изначально создавалась для решения национальных задач США в космосе, а таковые в основном военные. Можно сколько угодно заученно твердить «наши американские партнеры», но ситуация-то от этого не изменится. Главной целью американских военно-космических средств являются не арабские террористы и не Китай. Вообще-то в руководстве страны должен быть кто-то, кто про это помнит и может напомнить руководству Роскосмоса и «Энергомаша».

Во-вторых, имея большой заказ, но не имея никаких средств воздействия на заказчика, «Энергомаш» полностью теряет интерес к дальнейшему развитию самих двигателей. А ведь РД-180 — всего-навсего «уполовиненный» РД-170, созданный когда-то для «Энергии» и «Зенита». Главные части любого ЖРД — турбонасосный агрегат (ТНА) и камера сгорания — взяты без изменений. Только число камер сгорания сократилось с четырех до двух.

Это значит, что при всей гениальности Б. И. Каторгина и других создателей РД-170, это всё равно машина, созданная на технической базе начала — середины 1970-х годов. Да, ее удельные, да и многие абсолютные характеристики опережали время. Даже сейчас они не просто «соответствуют мировому уровню», но определяют его. Но за прошедшие четыре десятилетия наука и техника, хоть и медленнее, чем надо бы, но развивались. Углубилось наше понимание процессов, происходящих в двигателях, изменились в ходе полученного опыта многолетней эксплуатации представления о том, как должна обеспечиваться безопасность их работы, а значит и безопасность полета ракет. Радикально изменились требования к надежности двигателей.

ИА Красная Весна: Я правильно понимаю, что Вы хотите сказать, что сотрудничество с американцами в какой-то степени тормозит развитие отечественного ракетостроения?

— Определенно играет роль в этом. Смотрите. Есть две школы создания ЖРД замкнутой схемы, с подачей генераторного газа после ТНА в камеру сгорания: так называемые «кислая» и «сладкая». То есть газ после ТНА может быть с избытком или окислителя, или горючего. Вторая схема сегодня считается более безопасной, так как в ней аварийные процессы в двигателе развиваются медленнее, и его можно успеть отключить. И ЦНИИмаш требует применения именно «сладких» двигателей на новых носителях, прежде всего пилотируемых и многоразовых. Но «Энергомаш» опирается именно на наличие всех этих клонов РД-170, поэтому категорически против. А у других наших двигательных КБ, именно в силу отсутствия экспортных и внутренних заказов, нет вообще никаких средств на соответствующие опытно-конструкторские разработки.

Это не говоря уже про то, что сейчас развитие, прежде всего, материаловедения и технологий изготовления, позволяют изменить подход к двигателям «открытой» схемы, у которых газ после ТНА сбрасывается просто наружу. Да, у таких двигателей много лет назад был меньше удельный импульс (сейчас это уже не всегда так), но зато они несоизмеримо проще, а значит, дешевле в изготовлении! В нашей стране отношение к ЖРД открытой схемы вообще настороженное, а на «Энергомаше» — втройне!

ИА Красная Весна: Для развития не хватает внутренних заказов?

— Это самый интересный вопрос. ПОЧЕМУ уже 20 лет, включая последние 6 лет, внутренний заказ на ЖРД в нашей стране настолько мал, что порой не позволяет поддерживать их производство? Почему от половины до 80% пусков наших ракет-носителей выполняется в интересах иностранных заказчиков? Понятно, что это вопрос к руководству страны, но не только, еще и к президенту РАН Александру Сергееву.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER