Балканы рванут к Новому году? Сербии предстоят тяжелые дни
Очередное обострение, вызванное решением косовских властей наказывать сербов за номерные знаки, выданные в Сербии, перешло в фазу открытого противостояния. И хотя на переговорах в Брюсселе вопрос о перерегистрации автомобилей был отложен, а выборы в четырех северных муниципалитетах Косово и Метохии, по решению президента этой непризнанной республики Вьосы Османи, тоже перенесены на весну 2023 года, ситуация все же значительно обострилась.
9 декабря на север Косово и Метохии были введены силы спецназа косовской полиции (РОСУ) в количестве от 200 до 300 человек. Кроме оружия у данного отряда имелась бронетехника. И пока политики обвиняли друг друга в невыполнении принятых обязательств, 10 декабря косовские сербы начали строить баррикады на основных дорогах и погранпереходах. Формальным поводом послужило задержание на погранпереходе «Яринье» бывшего косовского полицейского сербской национальности Деяна Пантича.
Естественно, что на такие действия сербского населения косовские власти ответили увеличением полицейских сил, о чем совершенно недвусмысленно заявил посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко, отметив, что такие действия со стороны непризнанной республики ситуацию только усугубляют.
Следует отметить, что все высшие чиновники Сербии всячески стараются сохранить мирную риторику, хотя и намекают, что акты насилия над сербами со стороны косоваров не останутся без последствий. И президент Сербии Александр Вучич, и премьер-министр Ана Брнабич неоднократно обращались к международному сообществу с призывом обеспечить безопасность сербского населения в Косово и Метохии. Так, Вучич, например, заявил: «Этот год — рекордный по нападениям на этнической почве: на 131 больше, чем в прошлом году. Так что правительство Курти — чемпион в этом».
Президент Сербии вспомнил, что согласно резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, его страна имеет право разместить сербских силовиков в Косово. Он сказал: «Мы сегодня согласовали текст, которым, согласно резолюции 1244 СБ ООН, мы направим запрос командующему KFOR, чтобы он обеспечил размещение представителей армии и полиции Республики Сербии на территории Косово и Метохии, согласно резолюции Совета Безопасности».
Надо отметить, что запрос этот был сформирован и отправлен руководству KFOR, но, как и ожидалось, у представителей НАТО и ЕС такая инициатива Сербии радости не вызвала. И как следовало ожидать, разрешения на ввод сербских силовиков никто не дал. Впрочем такие вопросы за несколько часов не решаются.
На фоне различных обращений политиков реальная ситуация в Косово и Метохии продолжила обостряться. Так вечером 10 декабря в окрестностях города Зубин-Поток были слышны звуки стрельбы, а в Звечанах, расположенных недалеко от Косовска-Митровицы прогремели два взрыва. И хотя сообщений о пострадавших не поступало, ситуацию это только обострило.
Утро 11 декабря никак не изменило ситуацию в лучшую сторону, и уже косовские власти обвинили сербов в нападении на полицейские патрули, вынужденные вступить с нарушителями в перестрелку.
«Члены определенных криминальных групп, которые блокировали несколько трасс на севере из разных точек в трех случаях стреляли в полицейские наряды, которые находились при исполнении служебных обязанностей в районе озера Газиводе, на пути к КПП Брняк», — указала в официальном сообщении полиция Косово.
Так ли это или не так сейчас разобраться невозможно, но точно то, что обстановка от этих действий и сообщений стала еще более острой.
Сербы, кстати, тоже не остались в долгу и обвинили РОСУ в захвате большой плотины на озере Газиводе, где бравые косовские полицейские нашли охранника, коего и выгнали с территории гидросооружения. «Бойцы специального подразделения ROSU на бронированных автомобилях и полностью вооруженные вторглись в объект плотины на озере Газиводе, сняли и разорвали сербские флаги со здания», — отмечается в сербских СМИ. По мнению сербской стороны, полицейский спецназ закрепился на территории гидросооружения, а вот косовская сторона отрицает этот захват.
По мнению президента Сербии, ситуация в Косово находится на стадии кипения: сербы, построившие баррикады, уходить с них не собираются, так как терпеть притеснения со стороны косовских властей и албанского населения они больше не хотят.
Косовские же власти в лице премьер-министра Альбина Курти также идти на примирение не собираются и требуют разобрать баррикады.
Что же касается Евросоюза, к которому так страстно обращается Александр Вучич, то политики ЕС как всегда призывают стороны к спокойствию, хвалят президента Косово за перенос выборов в четырех северных муниципалитетах и, устами верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, угрожают тем, кто позволил себе напасть на миссию EULEX в Косово.
«ЕС не потерпит нападений на миссию EULEX в Косово или использование насильственных, преступных действий на севере», — заявил он.
Тот же Боррель потребовал от косовских сербов немедленно разобрать баррикады и разойтись по домам.
Премьер-министр Сербии Ана Брнабич обвинила ЕС в бездействии. Политика, проводимая Курти, привела, по ее мнению, Сербию на грань войны.
На это высказывание Брнабич ответила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, которая заявила, что сложившаяся в Косово ситуация как раз и была смоделирована многолетней политикой ЕС на Балканах. «Ну почему же „бездействия“. Это как раз та ситуация, которую Евросоюз по сути моделировал годами», — заявила она.
Премьер-министр Косово, по сообщениям сербских СМИ, собрал силовиков для обсуждения последующих шагов на севере Косово и Метохии. Президент Сербии также созвал заседание Совета национальной безопасности, чтобы выработать ответные действия.
Как будут развиваться события, пока не ясно, однако некоторые аналитики считают, что возможна и горячая фаза этого конфликта. Так, глава Центра по изучению современного Балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова считает, что Ситуация в Косово и Метохии может перерасти в вооруженный конфликт еще до нового года, если международное сообщество не вмешается.
«Сейчас крайне важно не допустить вооруженного столкновения: и сербская армия наготове, и те натовцы, которые внутри Косово, находятся наготове, хотя они не вмешиваются в ситуацию. Но то, что албанская полиция уже за эти годы окрепла и превратилась фактически в армию, тоже мы не должны забывать. Это тоже может серьезно обострить ситуацию и привести к столкновениям», — отметила она.
Пока положение неопределенное, и что будет завтра или даже этой ночью однозначно сказать нельзя. Но опыт прошлых подобных ситуаций показал, что сербы могут в очередной раз отступить, постараясь при этом сохранить лицо.