Пояс, путь и черное золото. Об итогах визита главы КНР в Саудовскую Аравию
Председатель КНР Си Цзиньпин завершил свой крайне содержательный визит в Саудовскую Аравию, успев не только обсудить с представителями стран Персидского залива перспективы сотрудничества в сфере экономики и безопасности, но даже пообещать принять арабских космонавтов на китайской орбитальной станции «Тяньгун» и совместно реализовывать программу освоения Луны.
Список стратегических предложений, озвученных лично Си, действительно впечатляет, причем глава Китая предлагает арабским странам начать их реализацию не когда-нибудь, «после дождичка в четверг», а в ближайшие три-пять лет, что с точки зрения мировой политики практически мгновенье.
Чем же станет визит главы КНР в ключевую страну Персидского залива? Началом стратегической переориентации арабского мира с Вашингтона на Пекин или эта восточная гора породит лишь мышь реалполитики?
Китайские оценки значимости визита Си Цзиньпина
Власти Китая начали загодя готовиться к предстоящей поездке главы КНР на Ближний Восток. В начале декабря министерство иностранных дел Китая опубликовало большой отчет «Китайско-арабское сотрудничество в новую эпоху». Объемный — почти на 19 тысяч знаков — документ посвящен «дружбе между Китаем и арабскими государствами, которая передавалась из поколения в поколение» и подчеркивает стратегическое взаимное доверие между сторонами.
В качестве оснований для такого доверия в документе указывалось, что и Китай, и арабские страны выступают за уважение принципов суверенитета, независимости и территориальной целостности государств, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, а также равенства и мирного сосуществования.
Отчет также указывал, что Китай и арабские страны выступают против внешнего вмешательства, всех форм гегемонизма, а также силовой политики.
При этом нужно подчеркнуть, что в Китае и власти, и экспертное сообщество уже на протяжении довольно длительного времени устойчиво используют понятие гегемонизм применительно именно к политике США. То есть Китай изначально стал позиционировать свой заход на Ближний Восток под эгидой противодействия американской гегемонии в союзе с арабскими государствами.
Не скупились китайские дипломаты и на пафосные оценки визита Си в регион. Так, непосредственно в день прибытия главы КНР в Эр-Рияд МИД Китая опубликовал официальное заявление, в котором указал, что «участие председателя КНР Си Цзиньпина в первом саммите китайско-арабских государств является крупнейшей и самой важной дипломатической инициативой Китая, связанной с арабским миром начиная с 1949 года, и станет значимой вехой в истории китайско-арабских отношений».
Отталкиваясь от этого «паса» дипведомства КНР, китайские аналитики активно начали обсуждать преимущества ближневосточной политики Пекина в сравнении с деятельностью США. Не забывая при этом в истинно китайской манере повторять мантры о том, что Китай де вовсе не пытается вытеснить кого-либо с Ближнего Востока, и вся его деятельность направлена исключительно на благо региона.
Китайские эксперты, взявшиеся за обсуждение перспектив китайско-арабского сближения, дружно сходились в своих оценках на том, что Китай, в отличие от западных стран, никогда не выдвигает каких-либо политических требований своим партнерам, чем, к примеру, характерен американский подход.
Как отмечает директор исследовательского центра «Пояса и пути» Ланьчжоуского университета Чжу Юнбяо, «в отличие от США, которые всегда выдвигают дополнительные геополитические условия для своего сотрудничества с арабскими странами, китайско-арабское сотрудничество носит взаимный характер и приносит пользу людям с обеих сторон».
В китайских СМИ стали также публиковаться мнения арабских экспертов, которые подчеркивали сходные преимущества Пекина перед Вашингтоном.
Так, аналитик из ОАЭ Ибрагим Хашем в интервью газете Global Times, издаваемой при ЦК Компартии КНР, указал, что Китай придает особое значение принципам взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, в то время как США отдают приоритет вопросам прав человека и демократии, диктуя свои условия Саудовской Аравии и другим странам Персидского залива, что многих в регионе все больше и больше возмущает.
«Они (США — прим. ИА Красная Весна) ошибочно полагают, что арабский регион является их игровой площадкой, и что они имеют право на односторонние действия, приносящие пользу только им самим, причем главным образом за счет стран региона. Арабы обладают стратегической автономией и суверенитетом, чтобы определять характер своих отношений с другими странами на основе своих национальных и региональных интересов», — указал Хашем.
Важно заметить, что арабские аналитики в своем видении перспектив сотрудничества с Китаем вовсе не ограничивались сферой экономики и откровенно говорили о самой болезненной теме региона — безопасности.
По словам профессора политологии университета Бени-Суэф в Египте Надии Хелми, особую значимость для региона имеют усилия, предпринимаемые китайской дипломатией по поддержке мирных инициатив в решении существующих в регионе кризисов. Причем арабские государства стремятся укреплять свои отношения с Китаем в самых различных областях, рассчитывая тем самым обеспечить создание многополярного мира в регионе, указала эксперт.
Возвращаясь к китайскому видению этих вопросов, нельзя не отметить, что эксперты из КНР прекрасно осознают самые насущные потребности ближневосточного региона и грамотно это обыгрывают.
«США столкнулись с парадоксом — они хотят, чтобы страны Ближнего Востока сотрудничали с ними в вопросах украинско-российского конфликта, но у них нет ни возможности, ни желания приносить пользу странам региона, и арабские страны это прекрасно осознают», — указал профессор института изучения Ближнего Востока Шанхайской академии международных исследований Лю Чжунминь.
Аналитик также добавил, что арабским странам как воздух нужен доступ к стабильным рынкам на долгосрочной основе, а также развитие своей инфраструктуры, такой как морские порты.
Надо ли говорить, что именно стабильным и поистине безграничным рынком, а также уже знаменитыми на весь мир возможностями по созданию современной инфраструктуры китайцы козыряют во всех развивающихся странах (причем совершенно обоснованно)?
Таким образом, вся дипломатическая машина Китая, а также официозное экспертное сообщество предпринимали беспрецедентные шаги, направленные на демонстрацию особой значимости для Пекина визита Си в Саудовскую Аравию.
Заявления официальных лиц и мнения экспертов позволяют предположить, что Пекин решил вложиться в этот визит по максимуму как экономически, так и политически. При этом ставки достаточно высоки, поскольку власти Китая начали вести диалог с партнерами, находящимися вне зоны прямого влияния КНР, не только по экономическим вопросам, но и по вопросам безопасности, что для Китая не характерно.
Восточный базар и китайские торговцы
По прибытии в Саудовскую Аравию Си Цзиньпин провел ряд крайне значимых и содержательных встреч, во время которых озвучил множество беспрецедентных по своей заманчивости предложений о сотрудничестве.
Но прежде чем перейти к разбору этих предложений, хотелось бы обратить внимание на список встреч, которые Си провел в ходе своего визита. Он действительно впечатляет.
В течение двух дней глава Китая встретился не только с королем Саудовской Аравии Салманом бин Абдулазизом Аль Саудом и наследным принцем, а также премьер-министром этой страны Мухаммедом бин Салманом, но и с главами государств или правительств Судана, Кувейта, Египта, Палестины, Бахрейна, Сомали, Катара, Джибути, Мавритании, Ирака, Туниса, Омана, Йемена, Ливана и Алжира.
Но, конечно же, наибольшее значение имели встречи Си с представителями Саудовской Аравии, а также выступление на Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Именно здесь прозвучали главные предложения Китая, посредством которых он стремится вовлечь арабские страны в орбиту своего влияния.
На встрече с саудовским наследным принцем Мухаммедом бин Салманом глава КНР заявил, что Китай:
— будет активно участвовать в индустриализации Саудовской Аравии, и способствовать диверсифицированному развитию ее экономики.
— будет углублять промышленное и инфраструктурное сотрудничество с Саудовской Аравией, продвигать строительство крупных инфраструктурных проектов, повышать уровень торгового, инвестиционного и финансового сотрудничества, расширять сотрудничество в таких областях, как электронная коммерция, цифровая экономика, чистая энергия, высокие технологии и космические исследования и разработки.
— предлагает объединить реализацию китайской инициативы «Одного пояса, одного пути» и стратегию развития Саудовской Аравии «Видение 2030».
— намерен усилить координацию с Саудовской Аравией энергетической политики, расширить масштабы торговли сырой нефтью, усилить сотрудничество в области разведки и разработки месторождений, а также реализовать масштабные проекты сотрудничества в области энергетики.
— готов укреплять сотрудничество с Эр-Риядом в области правоохранительной деятельности, борьбы с терроризмом и дерадикализации.
Вскоре Си выступил на Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива, где адресовал уже более широкому кругу арабских государств схожие предложения, при этом существенно расширив и уточнив их перечень.
В своей речи председатель КНР сразу же подчеркнул, что история дружественных отношений между Китаем и странами ССАГПЗ насчитывает почти две тысячи лет. Он также указал на объективную заинтересованность стран друг в друге.
«Китай обладает обширным потребительским рынком и целостной промышленной системой, в то время как страны Персидского залива, имеющие богатые запасы энергоресурсов, стремятся к диверсифицированному экономическому развитию. Это делает обе стороны естественными партнерами», — указал китайский лидер.
В числе первых Си озвучил один из китайских «козырей», а именно предложение содействовать в обеспечении региональной безопасности.
По словам Си, КНР и странам Персидского залива необходимо совместно отстаивать принцип невмешательства во внутренние дела, практиковать подлинную многосторонность и защищать общие интересы всех развивающихся стран.
«Китай и впредь будет твердо поддерживать страны ССАГПЗ в обеспечении их безопасности, поддерживать усилия стран региона по урегулированию разногласий посредством диалога и консультаций, а также по созданию архитектуры коллективной безопасности в Персидском заливе(выделено авт. — прим. ИА Красная Весна)», — заявил Си.
Хотя глава Китая и не стал раскрывать или детализировать свои предложения об участии в обеспечении безопасности региона, даже поднятие самого вопроса о том, что Пекин готов ввязаться в подобную затею на той территории, которую США считают зоной своих безусловных интересов, говорит о решительности Китая медленно, без какого-либо форсирования, сугубо по-китайски начать подминать под себя эту зону.
В каком-то смысле Китай нашел симметричный ответ на все более нахальное вмешательство Вашингтона в дела Тайваня. Если затея Пекина увенчается успехом, то Китай сможет доказать, что способен не только отчаянно отбиваться от гибридных атак США у своей границы, но и дерзко отвечать условно на территории противника, оспаривая его казалось бы незыблемое господство в регионе.
Успех же этой затеи Пекина будет целиком зависеть от того, насколько эксклюзивными окажутся для Саудовской Аравии и арабского мира в целом предложения КНР. Причем эксклюзивными и заманчивыми до такой степени, что смогут перекрыть все страхи и потенциальные издержки, вызванные гневом со стороны американцев.
И здесь нужно отдать должное Пекину, признав, что когда китайцам что-то очень сильно нужно, они могут быть весьма и весьма щедрыми.
Караван уходит в космос
Что же за предложения, от которых нельзя отказаться, сделал Си? В прагматической части своего выступления лидер КНР заявил, что в ближайшие три-пять лет Китай готов сотрудничать со странами ССАГПЗ по следующим направлениям.
Во-первых, Китай намерен на долгосрочной основе импортировать из стран Персидского залива большие объемы нефти и закупать больше СПГ.
При этом Си пообещал, укреплять сотрудничество в сфере разведки и добычи месторождений, инжиниринговых услуг, а также хранения, транспортировки и переработки нефти и газа.
Он особо подчеркнул, что расчеты за энергоресурсы будут осуществляться не в долларах, а в юанях. В качестве площадки, через которую может вестись такая торговля, Си предложил платформу Шанхайской биржи нефти и газа.
Во-вторых, глава Китая пообещал более тесно сотрудничать в области чистых и низкоуглеродных технологий, включая водород, ветровую и фотоэлектрическую энергию, интеллектуальные электрические сети, а также локализовать производство нового энергетического оборудования.
Более того, Си обмолвился и о планах Китая по совместному развитию с арабскими странами технологий мирного атома.
«Мы вместе основываем форум между Китаем и ССАГПЗ по мирному применению ядерных технологий и совместный китайско-арабский показательный центр по ядерной безопасности. Китай предоставит 300 вакансий для стран ССАГПЗ по обучению в области мирного применения ядерной энергии и технологий», — заявил председатель КНР.
В-третьих, Си заявил, что Китай готов сотрудничать со странами Персидского залива в области финансового регулирования, а также облегчить выход компаний из стран ССАГПЗ на китайский рынок.
Он подчеркнул, что стороны могут начать сотрудничество по расчетам в национальных валютах, а также углубить взаимодействие в области цифровых валют.
В-четвертых, Китай готов расширить сотрудничество с арабскими странами в сфере инноваций, науки и техники, например, строить центры для баз данных и облачных вычислений, а также укреплять технологическое сотрудничество в сфере технологий 5G и 6G, указал глава КНР.
Наконец в пятых, выступая в окруженном безжизненной и безлюдной пустыней Эр-Рияде, Си Цзиньпин призвал к прорывному развитию сотрудничества Китая и стран ССАГПЗ в аэрокосмической сфере.
Прежде всего, речь идет о совместной реализации ряда проектов в области дистанционного зондирования и спутников связи, использования космического пространства, а также аэрокосмической инфраструктуры.
«Обе стороны могли бы совместно отбирать и обучать космонавтов, и Китай приветствует космонавтов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива на своей космической станции для совместных миссий и экспериментов», — заявил Си.
Более того, указал он, Китай готов рассмотреть возможность создания совместного центра по исследованию Луны и дальнего космоса.
Китай пришел на Ближний Восток всерьез?
Си Цзиньпин провел действительно беспрецедентные по своей амбициозности переговоры со странами Персидского залива. Очевидно, что столь масштабное и важное мероприятие готовилось сильно загодя, а детали договоренностей, достигнутых в ходе визита Си, были тщательно согласованы между Китаем и Саудовской Аравией.
К тому же с геополитической точки зрения Пекин не может заявить столь масштабный мироустроительный проект и не получить от него сколь-нибудь серьезной отдачи, поскольку иначе всему миру будет продемонстрирована слабость Китая. Затевать разборки с американцами и пытаться выдавить их с Ближнего Востока, без какой бы то ни было почвы под ногами никакие политики никогда не стали бы, китайские уж тем более.
Чего же minimum minimorum хочет добиться Китай по итогу этого визита? Остановимся на том, что уже достигнуто или будет реализовано в ближайшее время.
Прежде всего Си Цзиньпин и король Саудовской Аравии Салман бин Абдель Азиз Аль Сауд подписали соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между двумя странами, а также договорились проводить встречи глав двух государств каждые два года.
Обе стороны не скрывают, что главным экономическим проектом, который они совместно планируют реализовывать, является глубокая интеграция Саудовской Аравии в китайскую экономическую инициативу «Один пояс, один путь».
Учитывая, что данный китайский проект имеет своей целью обеспечение максимально стабильных магистралей для доставки в Китай энергоресурсов и экспорта на рынки мира китайских товаров, Саудовская Аравия как крупнейший в мире экспортер нефти имеет для Пекина первостепенное значение. Причем именно с Саудовской Аравией, в отличие от России — другого крупнейшего экспортера энергоресурсов, у Китая отсутствуют надежные логистические цепочки.
Сейчас логистика завязана на морском пути, который проходит через Южно-Китайское море, Малаккский пролив и воды близ Индии, где Китаю в случае необходимости будет очень сложно обеспечить безопасность торговых путей из-за мощного присутствия в регионе американского флота. Вряд ли для США составляет серьезную проблему наложить на Эр-Рияд санкции за нарушение прав человека, после чего начать арестовывать морские грузы, идущие из саудовских портов.
Включение же Эр-Рияда в систему «Пояса и пути» позволит Пекину по максимуму загрузить Китайско-пакистанский экономический коридор, соединяющий китайский Кашгар и ключевой пакистанский порт Гвадар, расположенный на входе в Оманский залив. Таким образом, логистическое «колено» между саудовской нефтью и китайской промышленностью сократится настолько, насколько это возможно.
Весьма симптоматично, что в ходе своего визита Си провел встречу с президентом Джибути Исмаилом Омаром Геллехом. Напомним, что это государство расположено на берегу узкого «горлышка» между Красным морем и Аденским заливом — Баб-эль-Мандебского пролива, и именно в этой стране расположены военные базы множества западных стран, а также самого Китая.
В ходе этой встречи Си заявил, что Китай готов тесно координировать свои действия с Джибути для защиты общих интересов развивающихся стран и международной справедливости, а также поддерживать Джибути в защите национального суверенитета, безопасности и стабильности. Позиции в Джибути будут для Китая как нельзя кстати для защиты нового архиважного логистического коридора.
Помимо обсуждения перспектив сотрудничества в рамках глобального проекта «Пояса и пути», Китай и Саудовская Аравия уже успели подписать 34 инвестиционных соглашения, охватывающих зеленую энергетику, транспорт, логистику, медицинскую промышленность, строительство и другие сферы.
По данным Саудовского агентства печати, во время визита Си в Саудовскую Аравию было запланировано подписание соглашений на общую сумму $29,26 миллиарда. Напомним, в 2021 году весь двусторонний товарооборот этих стран составил около $82,1 млрд.
Уже сегодня на китайские телекоммуникационные компании, занимающиеся технологиями 5G, приходится значительная доля рынка в таких странах, как Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман и Бахрейн. Саудовская Аравия ранее подписала меморандум о взаимопонимании с китайским технологическим гигантом Huawei в сфере облачных вычислений и создания высокотехнологичных комплексов.
Однако кроме экономического сотрудничества предельный интерес представляют и перспективы развития отношений в оборонной сфере. Несмотря на то, что на сегодня ключевым поставщиком оружия для Эр-Риада являются США, оборонная промышленность Китая развивается бешеными темпами, и в некоторых областях, например БПЛА, Китай уже занимает лидирующие позиции в мире.
В этой связи нужно напомнить, что в середине ноября 2022 года в Китае состоялась авиационная выставка Airshow China 2022, на которой ключевое место отводилось именно БПЛА, а также иным дронам, в том числе морским.
Учитывая проблемы саудовских властей с йеменскими повстанцами-хуситами, а также то, что хуситы неоднократно атаковали саудовские объекты нефтяной инфраструктуры при помощи малых беспилотников, китайские БПЛА, а также комплексы борьбы с дронами, могут стать для Саудовской Аравии крайне заманчивой опцией.
На Airshow China 2022 свою передовую продукцию представили такие гиганты, как Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC), Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC) и Китайская корпорация аэрокосмической науки и промышленности (CASIC).
Так, CASC представила на выставке целую плеяду разногабаритных ударно-разведывательных БПЛА серии Caihong (CH), начиная от небольших и средних машин CH-3, CH-4, CH-5, CH-6 и заканчивая модернизированной версией тяжелого БПЛА-невидимки СН-7, по своему облику напоминающего американский БПЛА Northrop Grumman X-47B, а также российский С-70 «Охотник».
При этом CH-5, являющийся аналогом американского MQ-9 Reaper, уже давно зарекомендовал себя в мире. Имея размах крыла в 21 метр, практический потолок в 8300 метров, а также максимальную взлетную массу 3,3 тонны, он может стать довольно грозным оружием на ближневосточном театре военных действий.
Что касается продукции AVIC, то китайский аналог американского MQ-1 Predator БПЛА Wing Loong II уже давно зарекомендовал себя на Ближнем Востоке и в Африке. Эти дроны поставлялись в Саудовскую Аравию, ОАЭ, Ирак и Иорданию. Wing Loong II, полученные, по всей видимости, по схеме реэкспорта с Ближнего Востока, активно применялись в Ливии войсками Халифа Хафтара.
Однако помимо самих БПЛА в Китае совершенствуются средства противодействия беспилотникам. На той же Airshow China 2022 были представлены новый китайский ЗРК HQ-17AE, заточенный на уничтожение дронов, а также предназначенный для этих целей лазерный комплекс ПВО LW-30.
Средства ПВО китайского производства пока не успели себя проявить, однако они являются реальной альтернативой американским системам вооружения, наиболее современные и эффективные из которых Вашингтон не спешит поставлять своим «союзникам» на Ближнем Востоке.
При этом именно современные беспилотники и комплексы противодействия вражеским дронам являются особенно востребованными в Саудовской Аравии в условиях вооруженного конфликта малой интенсивности в Йемене. Явно могут заинтересовать Эр-Рияд и китайские беспилотные морские патрульные катера.
В заключение можно отметить, что глобальный отказ США от концепции мировой гегемонии при помощи установления американского порядка и его замена стратегией хаоса не может не беспокоить страны Ближнего Востока, уже порядком пострадавшие от запущенной Вашингтоном разрушительной «арабской весны».
Страны Персидского залива не могут не понимать, что каким бы выгодным для них не было сотрудничество с США, Вашингтон уже не отойдет от своей стратегии раздувания локальных конфликтов по всему миру для сдерживания развития стран третьего мира, а также подавления своих конкурентов.
Очевидно, что безоговорочное следование в фарватере США все дороже обходится многим странам, считавшимся близкими союзниками Вашингтона. Чего стоит фактическое уничтожение властями США Европы, осуществляемое под сурдинку поддержки Украины.
Кроме того, саудитов не может не раздражать политический хаос и чехарда в США, когда политика по отношению к ним меняется, едва весы качнутся от республиканцев к демократам.
Китай же в противовес этому способен гарантировать беспрецедентный для многих стран мира уровень политической и стратегической стабильности, поскольку Си, по сути, стал потенциально пожизненным главой Китая, и уж точно будет находиться у власти в ближайшие десять лет.
Открытым остается вопрос о том, позволят ли США странам Персидского залива начать спокойно дрейфовать в сторону Китая или попытаются этому помешать. Однако если Вашингтон решится на какие-то активные действия, вряд ли это будет попытка победить Китай в честной конкуренции.