1. Экономическая война
  2. ЕС и Венгрия
Дарья Высокова / ИА Красная Весна /
Премьер-министр Венгрии намерен проводить гибкую политику «и вашим, и нашим». Пока это возможно

Почему Орбан выступил против сдерживания экспорта электромобилей из Китая в Европу

Плакат КНР «Наши товары покупают по всему миру»
Плакат КНР «Наши товары покупают по всему миру»

4 октября прошло голосование стран — участниц Евросоюза по вопросу введения повышенных тарифов на ввоз электромобилей из Китая. Еврокомиссия выступила с таким предложением, обозначив срок в пять лет — в среднем тарифы должны поднять до 45%, хотя раньше они составляли всего 10%. Китай заявил, что такое решение разочаровывает, назвав его «протекционистскими торговыми мерами».

Десять стран Евросоюза поддержали предложение ЕК, пять стран выступили против — в том числе Венгрия и Германия, — еще двенадцать стран воздержались. Особо активно против предложения высказался премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и его команда. Он назвал эту инициативу крайне неразумным решением со стороны Брюсселя.

«То, что Европейская комиссия вскоре введет дополнительные тарифы на электромобили из Китая, является огромным ударом для европейской экономики и автомобильной промышленности Германии», — заявил Орбан.

Министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии объявил, что правительство не станет поддерживать предложение Еврокомиссии, даже если ЕС и Китай договорятся о более сбалансированном решении. А возможность поменять условия документа есть — Еврокомиссия может продолжить разговор с Пекином еще несколько недель, после чего должна будет представить итоговый документ на голосование. Но Брюссель определенно взял курс на вытеснение китайских электромобилей с европейского рынка.

Вводя повышенные пошлины на ввоз электромобилей из Китая, ЕС хочет оттеснить конкурента и дать возможность европейским производителям реализовать больше своей продукции. Еврокомиссия также намерена сдержать рост экспорта Пекина, снизить заработок с процветающей сферы автомобилестроения. При этом официальной версией введения пошлин стало разбирательство, касаемое государственного субсидирования: «Государственная помощь китайским электромобилям дает китайским компаниям несправедливое преимущество, что грозит экономическим ущербом производителям союза».

Хоть Европа и не объявила о прямой конфронтации с Китаем на арене мировой экономики (как это сделали Соединенные Штаты), Еврокомиссия все равно проводит политику протекционизма. Об этом говорит первая стратегия экономической безопасности альянса, которая подразумевает ограничение экспорта критических важных технологий из Китая.

Венгрия не разделяет эту позицию Еврокомиссии. В первую очередь правительство страны обеспокоено тем, как пошлины на экспорт автомобилей из КНР отразятся на ее экономике: Венгрия активно пересаживает свое население именно на китайские электромобили. На территории государства находится множество автомобильных заводов китайских концернов — BYD, NIO, CATL. Первые два производят электрокары по китайским моделям, а CATL занимается сборкой аккумуляторов.

Читайте также: Зачем Китаю Венгрия? Итоги визита китайского лидера в Венгрию

Правительство Венгрии активно субсидировало строительство китайских производств на своей земле. Взамен страна получает крупные инвестиции на развитие инфраструктуры, новые рабочие места и поддержку Китая в противостоянии Брюсселю. Именно Венгрия становится воротами для входа китайского партнера на европейский автомобильный рынок. Как ранее заявил Орбан, он понимает, что мир стремительно меняется, и его страна хочет занять в новом миропорядке свое особое место. Это место находится в том числе под боком у Китая.

За последние 20 лет объем торговли между государствами вырос с $3 млрд (275 млрд руб.) до $12 млрд (1,1 трлн руб.), Венгрия получает 6400 миллиардов форинтов (1,6 трлн руб.) инвестиций из Китая.

Инициатива Еврокомиссии рушит идеи Будапешта и ставит под угрозу экономический рост страны, который по большей части обеспечивается именно производством и продажей автомобилей, а также инвестициями из Китая. Венгрия намерена защищать национальные интересы, от которых выстраивает внешнеэкономическую политику.

Особо ярко принцип заботы о себе вопреки идеологическим установкам Евросоюза выразился в предлагаемой Орбаном политике экономического нейтралитета. Уже несколько месяцев правительство Венгрии настойчиво говорит о том, что необходимо выработать соглашение о конкурентоспособности Европы, основанное на этом самом экономическом нейтралитете. По сути, Орбан призывает не ограничивать торгово-экономические отношения с порицаемыми США и ЕС странами — Россией, Китаем, Турцией и другими.

Будапешт хочет торговать с кем угодно и только на выгодных для себя условиях: «Основной принцип экономической нейтральности заключается в том, что мы решаем, с кем нам вести бизнес, что мы ведем бизнес с теми, с кем это наиболее выгодно, что мы ведем переговоры только на основе наших собственных ценностей и что мы ориентируемся по всем сторонам света».

Орбан открыто называет действия Еврокомиссии по аккуратному размежеванию с Китаем риторикой новой экономической холодной войны и разделением мир на крупные блоки. Венгрии не выгодно быть адептом ни одного из этих блоков — ни США, ни ЕС, ни Китая. Страна намерена проводить гибкую политику «и вашим, и нашим», пока это возможно.