1. Культурная война
Дмитрий Тимонин / ИА Красная Весна /
Вынесенное в название противостояние Форда и Феррари, на мой взгляд, в картине является далеко не главным элементом, но тем не менее и оно показано весьма наглядно. Гигантский детройтский завод Форда с его огромным цехом и бесконечным конвейером с одинаковыми винтиками-рабочими противопоставляются небольшому, почти домашнему, помещению заводика Феррари в итальянском Маранелло, где работают мастера, в одиночку собирающие двигатели 

«Ford против Ferrari»: не о гонках и автомобилях, а о людях и корпорациях

Изображение: Галина Брусницына © ИА Красная Весна
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari

Идя в кино на «Ford против Ferrari», ожидаешь неплохого, но стандартного фильма про гонки, который бы несколько «облагораживали» хорошие актеры Мэтт Деймонд и Кристиан Бейл. Но фильм Джеймса Мэнголда обманывает ожидания, чему можно только порадоваться.

Лента оказалась посвящена не гонкам, а людям, что и требуется от хорошего кино. Собственно, из двух с половиной часов хронометража фильма непосредственно борьба на трассе занимает не так уж и много времени, и, хотя эти эпизоды сделаны весьма качественно, не они являются центральным элементом в этой картине.

«Ford против Ferrari» — это кино в первую очередь про взаимоотношения людей и корпораций, которые в картине показаны достаточно многопланово.

Вынесенное в название противостояние Форда и Феррари в картине является далеко не главным элементом, но тем не менее и оно показано весьма наглядно. Гигантский детройтский завод Форда с его огромным цехом и бесконечным конвейером с одинаковыми винтиками-рабочими противопоставляются небольшому, почти домашнему помещению заводика Феррари в итальянском Маранелло, где работают мастера, в одиночку собирающие двигатели.

Цели и лидеры у этих компаний тоже разные. Напористый американец Генри Форд II, думающий только о рыночной необходимости и продажах, резко контрастирует с престарелым итальянцем Энцо Феррари, для которого создание автомобилей сродни созданию произведения искусства. Характерно, что при продаже компании, Энцо в первую очередь думает о своей гоночной программе.

Причем американские топ-менеджеры Форда показаны в фильме как люди, неспособные понять всю глубину страсти итальянского конструктора. А Энцо воспринимает как личное оскорбление предложение купить у него вместе с компанией и право на единоличное распоряжение гоночным подразделением марки. В том намеренно грубом отказе от предложения о продаже компании, который Феррари дает Генри Форду, видится намеренный вызов на состязание, который воскрешает в памяти представление о дуэлях аристократов.

Но, повторюсь, это состязание между компаниями в фильме — не главное. Намного важнее показанная в фильме проблема взаимодействия капитализма и человека. Причем этот процесс показан на разных уровнях. Безусловно, центральной темой картины является противостояние гоночных гениев и бездушной машины корпорации Ford motors.

Руководитель гоночной команды Кэррол Шелби (Мэтт Деймон) и гонщик Кен Майлз (Кристиан Бейл) показаны как сверхталантливые энтузиасты, влюбленные в свое дело. Когда перед Генри Фордом встает вызов, он обращается именно к ним, и без них ему победы не добиться. Но, несмотря на то что, привлекая их к работе, корпорация несколько раз дает им карт-бланш, в итоге она каждый раз пытается усмирить непокорных гениев.

Особо характерен тут эпизод о том, каким образом Шелби в очередной раз добился от Генри Форда согласия на свое решение. Он прокатил его в создаваемом гоночном болиде, напомнив всесильному директору, погрязшему в топ-менеджменте, что такое на самом деле гонки. В результате Форд вспомнил об отце (то есть о первоначальных целях и идеях компании) и дал Шелби шанс.

Но финал однозначно показывает, что, несмотря ни на что, корпорация не допустит своеволия и будет давить до предела, пока не сломит одиночек. Кстати, концовку картины хотелось бы отметить отдельно. Мэнголду удалось весьма талантливо превратить победу героя в гонке (в которой зритель и не сомневался) в поражение талантливого человека в его противостоянии с корпорацией.

Удержимся от спойлеров, только отметим, что в картине нет типичного для голливудского блокбастера хэппи-энда. Полной безнадегой и беспросветностью это не назовешь, но и счастливым финалом такая концовка не является.

Отдельного внимания заслуживает необычный и интересный момент, отраженный в фильме, — изменение отношений между директором и корпорацией, которой он владеет.

Этот побочный сюжет может служить иллюстрацией этапа формирования того «мутакапитализма», о котором говорит Сергей Кургинян. Если классический капиталист — это титан, который единолично строит и управляет корпорациями, то «мутакапитализм» — это система, где вообще непонятно, кому принадлежат гигантские компании, в которых отдельные финансисты владеют всего лишь несколькими процентами акций. В такой системе полновластными хозяевами становятся не сами владельцы акций, а нанятые управленцы, топ-менеджеры, которые и определяют все ключевые решения.

В фильме показан переходный период, когда Генри Форд II еще является хозяином компании и формально единолично ею руководит, но фактически не он управляет Ford motors. Несколько раз его решения менялись в интересах топ-менеджеров корпорации, которые умело манипулировали им, заставляя Форда поступать так, как они ему советовали.

Про игру актеров можно сказать, что она хороша, им удалось создать вполне живых и нешаблонных персонажей. Особенно стоит отметить Кристиана Бейла в роли харизматичного гонщика Кена Майлза. Сам актер рассказывал, что ради этого фильма ему пришлось сбросить 30 килограммов за 7 месяцев. На вопрос Мэтта Деймона, как ему это удалось, Бейл ответил, что просто перестал есть. Впрочем, актерская карьера Кристиана богата на подобные эпизоды, а в этом фильме ему удалось создать образ вспыльчивого, но харизматичного британца, влюбленного в гонки и быстрые автомобили. Среди прочих актеров можно выделить Мэтта Деймона и Трэйси Леттса, отлично сыгравшего Генри Форда II.

Из недостатков картины стоит отметить разве что использование без пояснений специфических терминов и понятий из области автоспорта, например, почти ничего не было рассказано о тонкостях в правилах определения победителя в Ле-Мане. Впрочем, вряд ли это испортило впечатление от фильма зрителям, неискушенным в автоспорте.

Резюмируя впечатления от кинофильма, можно порекомендовать его всем. Для людей, любящих автоспорт, картина станет глотком свежего бензинового воздуха в потоке однообразных «форсажеподобных» фильмов последнего времени на автомобильную тематику. Поклонников же хорошего кино он порадует сильными актерскими работами, интересной историей, небанальной концовкой и достаточно глубокими поднятыми проблемами. При этом зрители не будут перегружены бессмысленными чисто гоночными сценами. В наши дни это весьма редкое сочетание, на которое стоит посмотреть на большом экране.