logo
Отклик

К статье Сергея Кургиняна «Да вы и убили-с...» в № 293–294

Причина молчания

Николай Абрахам Абильгор. Этюд обнаженного мужчины, пытающегося спрятаться. Середина XVIII — начало XIX вв.Николай Абрахам Абильгор. Этюд обнаженного мужчины, пытающегося спрятаться. Середина XVIII — начало XIX вв.

То, что майдан-14 был настоящей катастрофой для украинского государства, экономики и граждан, сегодня на Украине понимают все. Включая тех, кто принял майдан всей душой, отстоял на нем все эти месяцы, бросив или существенно ограничив свою работу или даже бросив семью.

За последние год-полтора количество публикаций о том, как звезды майдана ищут и находят работу в Москве и вообще в России, зашкаливает. Начиная от феерической дуры с плакатом, где говорится, что она девочка и хочет кружевные трусики, которая оказалась актрисулькой и через пару лет после майдана разместила свои данные на московском сайте поиска работы актеров. Заканчивая спецназовцем, который в соцсетях предупредил своих московских друзей, что если увидит в прицеле, то завалит, не раздумывая, а через полгода, даже не стерев предыдущее сообщение, спрашивал у них же, нет ли работы в Москве, потому что он уволился, не в силах выносить постмайданный бардак.

Вот только не слышно признаний в совершенной глупости. Как тот ответ на проклятый вопрос, о котором говорит автор статьи.

У меня нет ответа на вопрос, что двигало смазливой девчонкой, намалевавшей провокационный плакатик, явно с надеждой очутиться на первых полосах. То же самое могу сказать про военного. Однако это явно не те, кого С. Е. Кургинян называет взрослыми людьми с претензией на гражданственность. Но есть и такие.

Конкретно — известный доктор-педиатр Е. Комаровский. Во время событий на майдане он записал и выложил на своем очень популярном в постсоветских странах канале ролик, где просил российских граждан не лезть в наши внутренние дела, что фашистов тут нет, мы сами разберемся. Более того, в интервью одному из центральных каналов он заявил, что, если через год тут, на Украине, не станет лучше, он лично громко об этом заявит.

Самое интересное началось через год. К нему пришла та же журналистка и напомнила ему его слова. И попросила сказать, как оно сейчас.

Е. Комаровский — взрослый человек, это без сомнения. Он много повидал, работая детским врачом на скорой, в реанимации и в больнице. Он много сделал для своих пациентов и для родителей вообще. Его книги по педиатрии для обычных родителей, далеких от медицины, помогли и помогают до сих пор. Благодаря своим простым, но действенным советам родителям, он стал сначала просто популярным доктором, а затем и медийной персоной. У него появилось несколько передач, где он начал доносить медицинские знания обычным людям обычным языком. Бесплатно. Просто потому, что устал наблюдать за тем, как издеваются над детьми, прикрываясь невежеством. Вместе с тем он критиковал происходящее в медицинской отрасли и давал свои рекомендации не будучи ангажированным ни одной политической или экономической силой. На мой взгляд, это и есть гражданственность — желание помочь своей стране и ее гражданам, несмотря на то, что мимо «проплывают» деньги, которые можно просто «взять».

И тем не менее достаточно сильный человек, отказавший не одному политику и олигарху, вдруг пасует признать свои собственные ошибки. На вопрос журналистки, как он теперь относится к происходящему в стране, Комаровский отвечает: «Я молчу».

Владимир Пропп в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» разбирал, чему на самом деле учат «сказочки». Один из таких разборов я запомнил на всю жизнь. Касался он сказки «Гуси-лебеди» и вкратце заключался в том, что эта сказка не просто рассказывает историю сестрицы, не досмотревшей за меньшим братиком. Эта сказка показывает «трансцендентное» превращение девочки. Для того чтобы вернуть брата, она и ест ржаные пирожки, хотя дома и пшеничные не едятся, и чистит печь, чего в доме даже и не подумала бы делать. В. Пропп обращает внимание, что сказки нельзя читать дословно. И никакого превращения в том, чтобы съесть непривычный пирожок, самого по себе, нет. Превращение в том, что, понимая, что в своем текущем состоянии вернуть брата она не может, девочка осознанно совершает нечто, что переводит ее в такое состояние, в котором вернуть брата ей удается.

Когда взрослые люди с претензией на гражданственность начнут говорить, что они совершили ошибку, их сразу же спросят, как они будут ее исправлять. Ответить на это они не могут. Текущее состояние исправить эту ошибку не позволит, а перейти в другое состояние — «съесть ржаной пирожок» — они сами не хотят. По-моему, поэтому Комаровский и молчит, глядя на то, что происходит с его страной. Исправить свою ошибку может не хватить оставшейся жизни. А если и хватит, то пахать придется так, что Сталин удивился бы. Молчать легче.

Судя по тому, что я вижу здесь, на Украине, на проклятые вопросы отвечать никто не собирается. Их пока только задают. Но сущность человека проявляется не только в вопросе. Она — в мучительных поисках ответа. Молчание — это не ответ. Это отказ от своей сущности из-за понимания, что на этот конкретный вызов этот конкретный человек не ответит.