Индийский военный офицер призвал действовать в Кашмире не только силовыми методами

Гибель гражданских лиц в Кашмире: армия не может потерять доверие населения

Битва на Курукшетре между кауравами и пандавами. Рукописная иллюстрация к эпосу «Махабхарата». XVIII в.
Битва на Курукшетре между кауравами и пандавами. Рукописная иллюстрация к эпосу «Махабхарата». XVIII в.

Кашмирский конфликт длится с 1947 года с момента разделения территории между Индией и Пакистаном. Между странами состоялись три крупные войны. После открытого противостояния войск двух государств наступила серия мятежей, восстаний и трансграничного терроризма со стороны Пакистана.

Террористические организации исламского толка требуют отделения Кашмира от Индии. Причем некоторые хотят его присоединения к Пакистану, а некоторые — самоопределения. Конфликты между силами безопасности Индии и боевиками продолжаются до сих пор.

21 декабря 2023 года боевики обстреляли автомобили индийской армии. В результате погибло четверо солдат. Нападение стало пятой крупной атакой за последние месяцы, в результате которых погибло 24 сотрудника сил безопасности. После этого инцидента власти задержали несколько мирных граждан для допроса, трое из которых домой живыми уже не вернулись. По предварительным данным, задержанные подверглись жестокому обращению во время допроса, от чего и скончались.

Этот инцидент вызвал крупное возмущение среди мирного населения. На протяжении многих лет они помогали властям Индии бороться с террористами, которые проникали на территорию Кашмира. А взамен получили не ощущение безопасности и благодарности со стороны военных или полиции Индии, а боль от смерти близких и сомнение в способности их защитить от террористической тьмы, которая стоит у границ Кашмира.

Ниже ИА Красная Весна предлагает перевод материала «Гибель мирных жителей в Кашмире: армия не может позволить себе потерять доверие гражданского населения в регионе Джамму», опубликованного 29 декабря в газете The Indian Express.

Автор статьи — отставной военный офицер с 32-летним опытом работы в индийской армии рассказал об особенностях двух горных районов Кашмира, Раджаури и Пунч. Он много служил в составе специализирующейся на борьбе с повстанцами стрелковой части «Раштрия» в районе Раджаури и Пунч.


В саге о повстанческом движении в штате Джамму и Кашмир повествование в значительной степени было сосредоточено на событиях, которые происходили в более густонаселенной Кашмирской долине, а не в горных районах региона Раджаури и Пунч. Эти граничащие с Пакистаном районы всегда присутствовали на вторых ролях в бурной истории противоборства, воинственности и милитаризации Кашмира. Однако события, происходящие в этих районах, не должны уходить на второй план по значимости.

Изображение: (сс)
Джамму и Кашмир на карте
Джамму и Кашмир на карте
картенаКашмириДжамму

Нечастые, но интригующие события этих регионов говорят о наличии иной социальной и политической динамики в этих приграничных районах, население которых представляет собой сложную мозаику из религиозных, этнических и языковых сообществ, — в отличие от преимущественно мусульманской Кашмирской долины.

За последние пару лет эти районы мелькали в новостях только в негативном контексте. Только в 2023 году в округах Раджаури, Пунч и Риси погибли 55 человек, включая 20 сотрудников сил безопасности и 28 террористов.

2023 год начался с трагического события — 1 января в деревне Дангри (округ Раджаури) были убиты семь гражданских лиц.

Следует напомнить, что в первые годы боевых действий в регионе, в 1990-х годах районы Раджури и Пунч в основном использовались в качестве ворот в долину. Боевики пересекали хребет Пир-Панджал, используя гористую местность для скрытого передвижения.

В 1996–1997 годах произошли крупные атаки боевиков на этот регион. К этому времени элементы, выступающие за независимость Кашмира, и местное руководство боевиков были заменены членами иностранных боевых организаций, такими как «Хизбул моджахеды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), «Джамаат уль-Ансар» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Лашкар-е-Тайба» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). С тех пор этот регион был «запасным вариантом» для террористических группировок и их кураторов в Пакистане всякий раз, когда их махинации проваливались в долине Кашмира.

Конец 90-х и начало 2000-х годов стали пиком террористической активности в этом районе в целом, особенно вокруг города Суранкоте.

В 2003 году индийская армия провела операцию «Сарп Винаш» («Истребитель змей»). Операция была проведена в районе Суранкоте на хребте Пир-Панджал и нанесла смертельный удар по базе боевиков в регионе¹.

Наиболее обнадеживающей стороной операции армии была поддержка со стороны большинства общин гуджаров и бакарвалов. Причем эта поддержка была не только пассивной, но и в форме активного участия, когда комитеты обороны деревень выступали против боевиков и сражались плечом к плечу с индийской армией.

Хотя текущая ситуация с терроризмом в регионе не говорит о необходимости проведения еще одной операции, подобной «Сарп Винаш», районы Раджаури и Пунч по-прежнему являются благодатной почвой для террористических нападений.

Ответственность за засаду 21 декабря взял на себя запрещенный Народный антифашистский фронт (PAFF), ответвление поддерживаемого Пакистаном движения «Джейш-э-Мохаммед». Нанося удары за пределами долины, они пытаются показать всеохватность своего сопротивления. Многообразие операций в регионе Джамму дают позволяет террористам утверждать, что они оказывают влияние на большую часть штата Джамму и Кашмира за пределами Кашмирской долины.

Коварная местность районов Раджаури и Пунч дает террористам ощущение безнаказанности — им не нужно искать большую базу поддержки для своего выживания. Они могут спасаться среди высоких хребтов густо поросшей лесом гористой местности.

Конечно, наличие даже ограниченной базы поддержки террористических группировок должно вызывать озабоченность сил безопасности, учитывая мирную обстановку, царящую в регионе в течение последних примерно 15 лет. Такая поддержка — это явный признак того, что где-то власти действуют не так, как нужно, поскольку когда-то консолидированная поддержка местных жителей ослабевает.

Получение поддержки местного населения было длительным процессом, который занял много лет. Всë это может быть сведено на нет из-за плохого действия властей в одной ситуации.

В этой связи службы безопасности должны расследовать недавний инцидент с гибелью трех гражданских лиц, которых предположительно арестовали военные после засады.

Милитаризация и вызванное ею насилие навсегда изменили жизнь людей. Общее внимание к Кашмирской долине привело к тому, что районы Раджаури и Пунч оказались в невыгодном положении с точки зрения финансирования развития, реализации государственных программ, развития инфраструктуры и так далее.

Важно отметить, что жители Кашмирской долины и районов Раджаури и Пунч по-разному высказывают свои жалобы и неодобрение. Здесь требования прав звучат безнадежно — это слабая борьба за компенсацию со стороны неравноправных.

В нынешних условиях, характеризующихся ослаблением боевиков в штате Джамму и Кашмир, борьба против них должна перейти в решающую фазу смелых и изобретательных инициатив и контрмер, которые не должны носить только военный характер.

Силы безопасности, развернутые в регионе, должны определить ряд четких параметров успеха, прибегая при этом не только к силовым средствам, а в том числе выступая в качестве проводников многосторонней правительственной политики в этих регионах. Нельзя подрывать с таким трудом завоеванное доверие местного населения к власти.


¹«Сарп Винаш» стала одной из крупнейших операций, проведенных индийской армии. В результате было уничтожено 64 террориста, обнаружены и ликвидированы зачаточные системы контрразведки боевиков, которые убивали тех, кто передавал информацию силовикам.