Летопись революции — в Петербурге открылась выставка советского плаката
С 18 сентября по 30 октября в Российской национальной библиотеке работает выставка «Грозный смех», посвященная выпуску сатирических плакатов «Окна РОСТА». Эти плакаты выпускались малым тиражом на злободневные темы и выполнялись художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА).
Советская власть опиралась на массы. Но на массы можно опираться по-разному. Можно для удобства управления массами ограничивать их в информации и упрощать образование, давая человеку только необходимые навыки и знания для выполнения отведенной ему роли в обществе. Именно так это делалось в гитлеровской Германии, власть в которой тоже опиралась на массы. Именно в этом направлении сегодня идет трансформация системы образования в России.
А можно, как большевики, делать ставку на повышение сознательности, на широкое образование человека. Однако добиться сознательности масс в малограмотной России было очень сложно. Именно поэтому наряду с ликвидацией безграмотности, выпуском учебной и научно-популярной литературы, публикациями в газетах информирование населения велось в плакатной форме, позволяющей ярко и лаконично донести до масс необходимые тезисы.
Выставка оригиналов «Окон РОСТА», хранящихся в фондах библиотеки, создана к столетию начала выпуска этих ежедневных агитационных плакатов, создававшихся в 1919–1921 годах. Экспозиция дополнена литературой на темы «окон» и позволяет прикоснуться к истории послереволюционного времени, увидеть, чем жила страна и какие проблемы перед ней стояли.
Идея «Окон РОСТА» принадлежит художнику Михаилу Черемных, который работал в «Стенной газете» РОСТА. Первые плакаты начали выпускаться в сентябре 1919 года, размещались в витринах пустующих магазинов и, по воспоминаниям современников, пользовались большим успехом. Рисунки снабжались лаконичным текстом в стихотворной форме.
Большую часть текстов для «окон» Москвы написал Владимир Маяковский, который пришел в агентство через месяц, составив вместе с Михаилом Черемных и Иваном Малютиным костяк авторов московских «Окон РОСТА». Как сообщил на открытии выставки член Ученого совета Государственного музея Маяковского в Москве Андрей Ромахин, Маяковский в среднем придумывал по одному плакату каждый день в течение двух с половиной лет, а один плакат мог состоять из нескольких листов. Всего в Москве было создано около полутора тысяч «окон».
Сначала плакаты перерисовывались вручную, однако позже их стали тиражировать с помощью трафаретов, что позволило увеличить тираж до 150–300 экземпляров. Плакаты рассылались во все местные отделения РОСТА. В некоторых из них начали издаваться собственные «окна» — в Костроме, Самаре, Курске, Одессе, Саратове и других городах.
В Петрограде «Окна Роста» появились в мае 1920 года, их делали Владимир Лебедев, Лев Бродаты, Алексей Радаков, Владимир Козлинский. Для тиражирования петроградских «окон» использовались не трафареты, а техника линогравюры. Предполагается, что всего в городе трех революций было выпущено около тысячи плакатов, только один Лебедев создал около 600 листов.
Если кто-то думает, будто «Окна РОСТА» преследовали в основном цели политической агитации, то он ошибается.
Конечно же, политическая агитация тоже присутствовала в большом объеме. Иначе быть и не могло. Ведь для того, чтобы повернуть страну на новый путь развития, необходимо было убедить массы в правильности именно этого пути.
В плакатах критиковались белогвардейцы, осуждалось дезертирство. Так, в частушках «окна», выполненного Воиновым и Лебедевым, красавица отказывается привечать дезертира.
А в сюжете Флита и Лебедева дезертир раскаивается и возвращается в полк, чтобы искупить свою вину.
Конечно же, уделялось внимание и взаимоотношениям молодой республики с внешним миром, высмеивались попытки изолировать Россию от Запада. Например, в Петрограде была выпущена серия «Окно в Европу закрыто…».
На третьем листе говорилось: «А когда дали последнему „гостю“ пинка, поднажали и на „окошко“ слегка». Лист пятый подводил итог: «А там глядишь, и наши балтийцы подтянулись, снарядили 4 транспорта и — марш за углем в Европу. Антанта к нам в дверь не влезла, а мы к ней — через окно… То-то и оно!»
«Героями» плакатов становились известные лица. Например, несколько серий посвящено «Международной комиссии помощи голодающим», которую возглавила «тройка», подобранная французским правительством из людей, открыто враждебных советской власти. Это были бывший посол Франции при правительстве Керенского Жозеф Нуланс, участвовавший в организации контрреволюции; связанный с русскими белогвардейцами французский генерал По и французский фабрикант Жиро, владевший до 1917 года крупной фабрикой шелковых изделий в Москве.
В советской пропаганде упор делался на призыв спасать молодую республику собственными усилиями. Об этом говорит выпуск № 233 «Если на Европу надеяться…», выпущенный в 1921 году.
Однако политической агитацией и поднятием духа в условиях тяжелого военного времени информирование населения не ограничивалось. Темы выпусков брались из жизни. Материал давали сводки телеграмм, получавшихся РОСТА, постановления партии и правительства, статьи в газетах. «Окна РОСТА» объясняли шаги, которые делала советская власть, освещали новшества в быту, пропагандировали правила гигиены.
Например, выпуск № 250 рассказывал, почему появилась необходимость в повышении цен за проезд в поезде.
Для борьбы с голодом, ставшим результатом социальных потрясений, советское правительство принимало все доступные меры — проводило сборы с населения, обращалось за международной помощью, изымало церковные ценности. Большое значение отводилось добровольной помощи голодающим. К сознательности граждан взывает выпуск № 414.
Частушки, изготовленные в Петрограде Владимиром Лебедевым, высмеивали красного солдата, который зарос грязью и не следит за одеждой.
В продолжении серии говорилось:
4. Он: «Ну, а ежели помоюсь и одежду зачиню?»
Она: «Ну тогда иное дело — так и быть уж, извиню».
5. Он: «Полюби, красотка, Ваню — разговоры коротки».
Она: «Ты сходил бы прежде в баню да заштопал бы портки».
И конечно же, создавались плакаты, утверждающие необходимость трудиться. Еще Маркс указывал, что при коммунизме труд станет первой потребностью человека. В государстве, в котором власть опиралась на трудовые массы и строила коммунизм, формировался культ труда.
В Российской национальной библиотеке хранится лишь малая часть плакатов, выпущенных РОСТА. Оригиналы плакатов находятся также в фондах Русского музея, Музея политической истории, в Государственном музее Маяковского и других собраниях Москвы. Помимо оригиналов, позволяющих почувствовать дух послереволюционного времени, организаторы выставки представили литературу об «окнах», каталоги и копии наиболее интересных плакатов.
Например, выпуск № 536 приводил статистику открытых за три года советской власти школ и библиотек в Смоленской губернии, выпуск № 783 предупреждал о том, что, несмотря на победу в Крыму, необходимо быть готовым к новому натиску, а выпуск № 809 рассказывал о преимуществах электричества.
Владимир Маяковский так оценивал работу, проделанную авторами «Окон РОСТА»: «Через годы над этими окнами будут корпеть ученые, охраняя от времени скверненькую бумагу. Охранять эти окна надо и надо. Так как — это — красочная история боевейших годов Союза — так как — это — предки всех советских сатирических журналов, предки труднейшего безбумажного, безмашинного ручного времени».