Планы и дорожные карты по урегулированию конфликта между израильтянами и палестинцами могут заполнить комнату от пола до потолка, но стороны так и не приблизились к миру. Почему?

Война Израиля никогда не закончится — Foreign Policy

Францеско Хайес. Разрушение храма в Иерусалиме. 1867
Францеско Хайес. Разрушение храма в Иерусалиме. 1867
Францеско Хайес. Разрушение храма в Иерусалиме. 1867

Позиция США, предполагавшая обеспечение безопасности Израиля, изменилась с приходом команды Джо Байдена, которая сразу заявила о поддержке Палестины и концепции «двух государств».

Но в последнем конфликте США предпочли не занимать сторону, а ограничились призывами к миру. Представитель «Совета по международным отношениям» (CFR) Стивен А. Кук заявил в статье для Foreign Policy, что это правильно, потому что «Война Израиля никогда не закончится»:

Формирующийся мейнстрим повествует о том, что в конфликте виноваты: премьер-министр (Израиля — прим. ИА Красная Весна) Биньямин Нетаньяху, который пытается извлечь выгоду из напряженности и насилия в своей борьбе за пост премьер-министра; президент Палестинской автономии Махмуд Аббас за свою неумелость; и руководство ХАМАС за то, что оно подлило масло в огонь из своих собственных политических интересов.

В этих оценках есть доля правды. Нетаньяху и ХАМАС потенциально могут много выиграть благодаря вооруженному конфликту. Но судороги, начавшиеся с выселения палестинских семей в районе Шейх-Джарра в Иерусалиме, говорят о чем-то более глубоком.

Две общины отрицают идентичность друг друга. Конечно, в этом нет ничего особенно нового, но в годы, прошедшие после конфликта в Газе в 2014 году, среди израильтян и американцев было ощущение, что, хотя конфликт между израильтянами и палестинцами не закончился, он был сдержан.

Эта точка зрения была усилена соглашениями Абрахама прошлым летом. Израиль, казалось, мог бы сделать Палестину местной проблемой с помощью силы, недостатков Палестинской автономии и слияния геостратегических интересов между израильскими лидерами и их коллегами в различных арабских странах.

Тем не менее, конфликт между израильтянами и палестинцами по своей сути связан с идентичностью и, следовательно, с взаимным отрицанием. Это не может быть устранено или сглажено благонамеренными дипломатами, вооруженными мерами укрепления доверия, гарантиями безопасности и помощью в целях развития.

Именно поэтому надежда на то, что во время вспышек насилия между израильтянами и палестинцами каждый из них посмотрит в пропасть и избежит худшего исхода, столь неуместна.

В момент, когда обстрелы прекращаются, израильтяне и палестинцы никогда не приближаются к пониманию того, как существовать вместе, потому что они сознательно и коллективно отказываются признать законное существование друг друга.

Среди наиболее ужасающих сообщений, поступивших из Израиля в последние дни, было видео с кольцевой развязки в городе Лод, где израильские евреи забрасывали камнями автомобили палестинцев.

Это произошло после того, как израильский боевик убил палестинского гражданина Израиля и двух других, когда арабские граждане подняли флаг ХАМАС, напали на синагогу и заявили о своем намерении «Освободить Палестину!»

Израильтяне, евреи и арабы были охвачены насилием в Рамле, Акре, Назарете, Хайфе и Яффо. Ситуация в Лоде стала настолько тяжелой, что пограничную полицию пришлось перебросить с Западного берега, чтобы восстановить порядок.

Должно быть совершенно ясно, что 73 года усилий, направленных не только на интеграцию палестинцев в израильское общество, но и на подрыв их идентичности, прошли даром. Это было неизбежно.

Трудно сказать наверняка, почему палестинские граждане Израиля сейчас находятся на улицах, а раньше их там не было, но очевидно, что сочетание событий в Иерусалиме побудило их вновь заявить о том, кто они такие, и выступить против власти государства и общества, само существование которых отрицает их реальность.

С другой стороны, конечно, есть израильтяне, которые глубоко привержены исторической связи между евреями и их «обетованной землей». Практический и логический результат сионизма, государство Израиль, был бы невозможен, например, в Уганде, поскольку религиозное измерение и его влияние отсутствовали.

Основатели Израиля были светскими людьми, но они понимали, что без библейской связи с землей их притязания на нее были не лучше, чем у ее арабских жителей.

В этом контексте усилия палестинского руководства и сторонников Палестины по подрыву этой истории являются нападением не на Израиль, а на израильскую идентичность.

Ответ проявляется в усилиях израильского правительства, наряду с большей частью международного еврейства, желающего подчеркнуть существование еврейской государственности, сосредоточенной вокруг Иерусалима.

Это часто происходит с пылом и жестокостью именно потому, что палестинцы и их сторонники отрицают законность этих претензий. Израильтяне не сдадутся и не извинятся за то, кто они такие, и именно так становятся возможными выселения семей в Шейх-Джарре, забрасывание камнями арабских соседей и авиаудары.

Предложения, планы и дорожные карты по урегулированию конфликта между израильтянами и палестинцами могут заполнить комнату от пола до потолка. И все же, несмотря на все время и усилия, затраченные на эти идеи, стороны так и не приблизились к достижению мира.

Почему? Конечно, есть недобросовестность политиков, которая затрудняла это. Но более широкая проблема связана с идентичностью.

Разве Иерусалим не вечная столица Израиля и не центр еврейской жизни? Тогда как им можно поделиться? Как можно иметь палестинское государство без Иерусалима в качестве его столицы?

Право палестинцев на возвращение ослабит еврейскую идентичность Израиля. Право на возвращение, которым пользуются евреи в соответствии с израильским законодательством, еще больше угрожает подавить и стереть палестинскую идентичность.

В этом контексте трудно серьезно отнестись к идее о том, что США могут выступить посредником в конфликте. Хотя, безусловно, найдутся те, кто будет настаивать на том, чтобы они попытались это сделать.

По материалам статьи Israel’s War Will Never End — By Steven A. Cook — Foreign Policy