Чем занять себя дома во время карантинных выходных — интервью с психологом
С 27 марта по 5 апреля указом президента России Владимира Путина в стране введены карантинные выходные. В Москве, Подмосковье и многих других регионах введены всеобщие карантины, то есть людям запрещено покидать свои дома и квартиры без особой надобности. Такие меры приняты для того, чтобы остановить стремительное распространение коронавирусной инфекции по стране.
Какие угрозы несут продолжительные внеплановые выходные для человека и семьи, а также как избежать этих угроз и как провести отведенное время с толком для себя и окружающих, рассказала корреспонденту ИА Красная Весна психолог, семейный психотерапевт Екатерина Бурмистрова.
ИА Красная Весна: Как выстроить жизнь, когда наступают такие изменения?
Екатерина Бурмистрова: Непросто. Потому что даже если люди и привыкли к длинным выходным, даже и в новогоднее время, тогда всё открыто — кино, театры, торговые центры и так далее. А здесь всё ограничено. Единственное, что остается, — самый лучший вариант, к которому призывают психологи-гуманисты, — использовать это время как некую паузу для раздумий, принятия решений, на то, до чего никогда не доходили руки, для самоанализа и так далее.
Чем себя можно занять, когда наши возможности так ограничены? Если в семье есть дети, то можно им уделить внимание: играть с ними, никуда не отвлекаясь, не торопясь на работу, не ссылаясь на свою усталость. Узнать, как живет ребенок, поиграв с ним. Если это не маленькие дети, — посмотреть кино и обсудить его.
Стоит сделать дела, которые были отложены на потом. Например, убрать на балконе или сделать какие-то вещи, которые не суперактуальны и которые в повседневной, расписанной по часам жизни не так важны. Заняться мелким ремонтом наконец, или сделать генеральную уборку в квартире и себя этим порадовать.
ИА Красная Весна: То есть делать дела, которые откладывал на потом.
Екатерина Бурмистрова: Да. Вот я преподаю в вузе, и нам надо, например, много статей писать. Почему бы этим делом не заняться? Обычно на них не хватает времени, а тут вот такая прекрасная возможность — компьютер у меня никто не отнимает, да и книжки все необходимые под рукой.
Для людей, которые склонны к саморазвитию, чем-то интересуются, для них сейчас открыто безумное количество возможностей, огромное количество образовательных курсов на самые разные темы: от каких-то элементарных бытовых вещей — как вышивать крестиком или готовить какие-нибудь кулинарные изыски — до серьезных научных платформ, где печатается серьезная научная литература. В основном это всё на платных платформах. А сейчас у нас появилась уникальная возможность, когда эти платформы стали бесплатными. Главное, помнить, что когда-то этот карантин закончится и платформы снова станут платными. И сейчас есть смысл чему-то поучиться.
Очень важно сейчас в жизни выстроить какие-то ориентиры, за которые можно держаться, потому что большинство людей держится за режим, который обозначен им работой, и, конечно, человек бывает раздражен, когда надо вставать рано, но, по большому счету, это нашу жизнь организует и вносит ясность: завтра я должна встать в 7:00, в 9:00 я должна быть на работе, в 18:00 я пришла и быстро поделала домашние дела. Сейчас все эти ориентиры ушли.
Потому очень важно составить себе план на всю карантинную неделю: сегодня у меня кладовка, завтра у меня онлайн-курс по филологии, которым я давно интересовалась, послезавтра у меня генеральная уборка. Либо каждый день распланировать: два часа отвожу на это, два часа на то. И здорово будет, если все эти наши занятия будут иметь какой-то результат. Главная мысль — это время, которое предоставлено для того, чтобы набраться сил, опыта и запастись ресурсами: «Я это время не трачу зря. Я молодец».
ИА Красная Весна: С точки зрения психологического состояния, здоровья человека, какие опасности несут в себе продолжительные выходные, если не соблюдать вышеперечисленные вами предложения?
Екатерина Бурмистрова: Наиболее вероятная опасность — это впасть в апатию, депрессию. Допустим, один-два дня можно посвятить блаженному «ничегонеделанию», но делать это осознанно. Допустим, так: «Вот у меня есть такая уникальная возможность, сегодня лежу на диване и смотрю сериалы и фильмы». Сейчас, кстати, очень много открылось каналов в интернете для просмотра фильмов. Это не обязательно делать в первый день. Можно, например, так: два дня попахал, а вот в среду делаю себе выходной.
Здесь главное — это осознанность, потому что опасность состоит в том, что вот это «ничегонеделание», когда нет каких-то внешних рамок — чтобы сдать отчет на работе вовремя, чтобы туда явиться, — то это превращается в растянутое «ничегонеделание», которое обязательно переродится в апатию и будет сопровождаться у людей ответственных разными переживаниями. И это путь, если говорить про совсем чувствительных, к депрессивному состоянию: «Я собой недоволен, я жизнью недоволен. Я самый несчастный, мне не повезло, поэтому попал в эту ужасную передрягу». Но здесь стоит разум включать и говорить: «Ну да, ситуация плохая, но я человек, и у меня есть разум и воля, чтобы это пережить. И я не один такой. Так бывает». То есть нельзя дать себе впасть в такую ленивую апатию, которая будет сопровождаться самобичеванием.
Другие большие риски — про это даже в прессе периодически слышно, — когда живет большая семья, иногда многопоколенная. Поскольку в норме мы как-то все видимся вечерами дома, тогда мы рады друг друга видеть. А здесь приходится всё время толкаться на небольшом пространстве и его иногда тоже может не хватать, и есть большие риски конфликтов. Есть риск сорвать свое неудовлетворение на близких. В идеале, если у всех в семье есть разум и они способны договариваться, то сразу стоит договориться о неких правилах. Например, с 14:00 до 16:00 я прошу меня не трогать, потому что я сижу в интернете и что-то там смотрю или ищу. Или наоборот: «У нас появилась уникальная возможность поужинать всем вместе, потому что мы так редко в нашей жизни встречаемся. Давайте время нашего ужина превратим в праздник». Но это — если люди договороспособны и хотят уберечь друг друга от того, чтобы срывать свое напряжение.
Если люди не очень ладят между собой… в этом случае стоит, по возможности, дистанцироваться, включать разум и помнить, что нам не надо запускать негатив по отношению к близким людям, приплюсовывая его к общему напряжению, которое объективно есть сейчас у всех: неопределенность, непонятность, страх и раздражение на эти ограничения. Мы все находимся в этой ситуации. И в этом случае не стоит напрягать друг друга каким-то принужденным общением. Это нормально, людям иногда нужно побыть наедине с самими собой, и стоит это принимать тоже как вполне позитивную историю.
ИА Красная Весна: Можете дать какие-то простые советы для тех случаев, когда люди в семье подходят к некой критической точке?
Екатерина Бурмистрова: Простые — если в семье люди готовы друг друга слышать. В условиях, когда я понимаю, что закипаю, то есть до того, как я закипела и стала кидаться в родственников предметами быта и обзываться, стоит объявить паузу: «Друзья, я на грани, давайте я сделаю паузу. Я ухожу в свою комнату. Меня не трогайте». То есть главное — не дать этому разгореться. И вообще, честно друг друга предупреждать об этом.
Если человек всё равно закипел или он на грани и не способен эту точку обозначить, то это могут увидеть другие люди, и чтобы снять напряжение, стоит прибегнуть к временному физическому дистанцированию. Например, в ванну пошел помылся. Если кто-то спортом занимается, то не надо отменять тренировки из-за того, что закрыли разные фитнес-хаусы — делайте их дома. Кроме того, сейчас есть огромное количество онлайн-курсов, и таким образом можно снять напряжение.
Кроме того, важно с уважением относиться к привычкам, интересам друг друга. И не подсмеиваться друг над другом. Например, жена может думать так: «Вот муж решил покачаться, вот я его сейчас использую, чтобы он на антресоль залез». Ключевой здесь момент — это беречь друг друга.
ИА Красная Весна: С вашей точки зрения, правильно ли правительство всё делает, чтобы обеспечить людей определенным досугом во время карантинных выходных? Или что-то еще не мешало бы сделать?
Екатерина Бурмистрова: Знаете, тут мне трудно сказать. Я не вирусолог и не эпидемиолог. Но я человек, который склонен доверять тем, кто в этом эксперт. И могу только про себя сказать, что мне эти каникулы или дополнительные выходные дни очень не нужны. У меня они, скорее всего, будут заполнены работой на дому, что затруднит работу, которую я быстрее бы сделала в офисе.
Вот одна моя личная часть возмущается, но с точки зрения негативных последствий, которые государство стремится снизить, рисков, я скорее вынуждена с этим согласиться.
Что людям можно еще предложить? Я надеюсь, что будет телевизионная программа для пожилых людей. Это очень важно. Она должна быть максимально интересной, максимально разнообразной. Я надеюсь, что люди, которые принимают решения — работают над этим. Это тоже очень важная отдушина для человека.
Паника у людей появляется тогда, когда увеличиваются неопределенность и неизвестность. Поэтому чем больше у людей будет информации, тем лучше. То есть нужен честный разговор с людьми. Честный рассказ — сколько сегодня заразилось, сколько выздоровело, сколько обследуется, что еще можно сделать, как помочь. То есть такое максимальное-максимальное информирование людей.
Всем желаю здоровья и силы Духа, чтобы перенести такое испытание.