Сумки с бурлаками и «Какой простор» на платьях — потомки к 175-летию Репина
3 октября в Санкт-Петербурге в Русском музее открылась выставка «И. Е. Репин. К 175-летию со дня рождения». На нее хотелось попасть со дня открытия, но очереди, которые сопровождают выставки столь крупных художников, заставили отложить поход на некоторое время.
Спустя почти два месяца за полчаса до открытия музея в субботний день желающих посетить выставку оказалось довольно немного.
Первое, что бросилось в глаза — это афиша о выставке Репина у входа в Русский музей. Для нее организаторы выбрали работу «Садко» (1876), созданную в «парижский» период творчества художника (1873–1876). Напомним, что Илья Репин за дипломную работу «Воскрешение дочери Иаира» был награжден Большой золотой медалью и правом на 6-летнюю поездку в Европу для знакомства с творчеством именитых мастеров. Но уже через 3 года тоска по России заставила его вернуться. В «Садко» нашла выражение именно эта ностальгия художника по Родине и возрастающий интерес к родной истории и фольклору. Однако сам автор остался недоволен этой работой — он видел в ней отпечаток салонности.
И тут возникает вопрос, почему именно эту картину организаторы выбрали для афиши выставки. Сложилось ощущение, что представлять Репина придворным художником и делать главный акцент на его работах с царственными особами — слишком подударная тема для устроителей, тем более после выставки Репина в Третьяковской галерее в Москве. А его главные картины, отражающие реальность и нелегкую долю крестьянина, организаторам нужно было умело скрыть. Поэтому картина «Садко» оказалась нейтральным и весьма удобным вариантом для афиши.
Читайте также: «Новый Репин в Новой Третьяковке», или Десоветизация искусства продолжается
Структура выставки также показалась неоднозначной. Работы художника расположены в хронологическом порядке. На первый взгляд, это логично и, казалось бы, правильно. Но дело в том, что деление на творческие периоды, предложенное организаторами выставки, не помогли в понимании творческого пути и творческих исканий Репина, а оставили впечатление невнятности его образа. К примеру, «крестьянский» период (1876–1882) в творчестве художника не был выделен совсем. На выставке было несколько картин «Мужик с дурным глазом» (1877) или «В волостном правлении» (1877) и др., но они не составляли единого смыслового блока, который бы передал зрителям переживания и мысли Репина в тот период его творчества: о бедственном положении крестьян под властью кулака-мироеда после отмены крепостного права.
Шедевры «Бурлаки на Волге» (1870—1873), «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883) и др., бывшие некогда ярчайшими работами, представленными на выставках передвижников, оказались никак не связаны с наиболее значимым периодом творчества живописца, как одного из самых активных участников товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).
И здесь следует отметить, что устроители весьма характерно расставляли акценты. Рассказывая о создании картины «Бурлаки на Волге», в ознакомительной статье о жизненном пути Репина указывалось, что у художника в 1869 году рождается идея написать картину о бурлацкой жизни, но делает он это лишь в 1870 году по заказу великого князя, вице-президента Академии художеств Владимира Александровича. А ведь на самом деле Илья Репин с товарищами проделали большую работу: они проплыли на пароходах от Рыбинска до Саратова и обратно, на своем пути делая множество эскизов и зарисовок. Эти наработки были представлены в 1870 году в конференц-зале Академии художеств. Под впечатлением от одного из эскизов великий князь и предложил, а не заказал, художнику на основе него написать картину.
Читайте также: Художник жизни
Кажется, это совсем небольшая деталь, но она кардинально меняет смысл события, превращая Репина из активного творца и осмыслителя действительности в послушного исполнителя желаний власть имущих.
Возвращаясь к ознакомительной статье, стоит также отметить, что в ней приведены основные факты жизни художника: рассказывается о его путешествиях, местах жительства, о создании главных, на взгляд устроителей выставки, полотен. Но подобраны факты таким образом, что личности Ильи Репина с его исканиями и принципиальной общественной позицией нет. А также там нет отношения к Октябрьской революции и раннесоветскому периоду в жизни Родины — этим переломным моментам, на которые он, как человек чуткий, не мог не отреагировать.
Позже, в последнем выставочном зале, организаторы «намекнут» на отношение Репина к советской России, разместив рядом с картинами этого периода цитаты из его писем: «Ох, уж пока продолжается царство тьмы и невежества… Может ли быть общение?! (…) Может ли меня тянуть в Россию? России нет» (Репин — Чуковскому, 18 января 1922 года).
«Как живу и что чувствую я как художник „В эти черные дни“? — действительно, дни черные во всех отношениях… Безотрадные, беспросветные чувства, беспорядочно, бессмысленно лезут в голову… И никаких вестей от живых близких» (Репин — Животовскому, декабря 1919).
В этом ключе хочется отметить и то, что работы, выполненные Репиным по заказу царских властей, оформлены наиболее торжественно. В красном зале в золоченных рамах расположены картины: «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (1886), «Венчание Николая II и Александры Федоровны» (1894), портрет Николая II и эскиз «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903). Чувствуется, что именно на этих работах хотели сделать акцент.
В целом же радует, что на выставке нет никаких постмодернистических элементов, довольно распространенных сейчас. Более 250 работ собраны из российских и зарубежных музеев. Безусловным плюсом является обширная галерея портретов: Глинка, Фет, Кунджи, Толстой, Тургенев, Третьяков и др. Но отсутствие даже попытки рассказать зрителям про настоящего Репина, про его страстную любовь к жизни и способность к сочувствию и состраданию лишают эту выставку глубины.
Что же осталось после посещения выставки в сердцах и мыслях людей? Книга отзывов вдоль и поперек исписана словами благодарности. Они говорят: «Спасибо» устроителям выставки за возможность увидеть картины великого художника. Но они совершенно не замечают того, что из творчества Ильи Репина начисто изъяли главный нерв — мысли о судьбе простого человека. Для зрителей Репин, в первую очередь, хороший портретист, а главная картина, которая запомнилась многим, — «Садко».
А на выходе посетителей ждали эксклюзивные сувениры: желающие могли приобрести, за весьма существенную сумму, «Какой простор!» на платьях или «Бурлаков на Волге» на модных сумках.
В отзывах встречается только одна жалоба — на неприятный канализационный запах в залах музея. В каком-то смысле это оказалось символично, потому как выставка «И. Е. Репин. К 175-летию со дня рождения» получилась с душком.